Linkuri accesibilitate

Ион Тэбырцэ: „Кишинев пожинает плоды 20-летних отношений с Комратом”


Интервью заместителя директора молдавского Института анализа и политического консалтинга „Politicon”.

В Гагаузии прошли местные выборы. Победу на них одержала бывшая коммунистка Ирина Влах, за нее проголосовали более 51% избирателей. В предвыборной кампании ее активно поддерживала Партия социалистов, которая в ноябре на выборах в парламент Молдовы набрала в Гагаузии 57% голосов. Эти выборы многие сравнивают с выборами губернатора в одной из российских губерний, а не в маленькой автономии Республики Молдова. Чем объяснить такое внимание со стороны Москвы к гагаузской автономии и почему так безмятежно спокоен Кишинев? Как изменятся отношения между Кишинева и Комратом под управлением Ирины Влах?

Эти и другие вопросы обсуждаем с заместителем директора молдавского Института анализа и политического консалтинга „Politicon” Ионом Тэбырцэ.

Свободная Европа: Г-н Тэбырцэ, с результатами все ясно, вы ожидали чего-то другого?

Ион Тэбырцэ: Ничего другого я не ожидал. Было совершено очевидно, что Ирина Влах – фаворит предвыборной гонки. Вопрос был только в том, удастся ей победить в первом туре или придется провести второй. Как видим, Ирина Влах, фаворит номер один, сумела одержать победу над остальными кандидатами в первом туре.

Свободная Европа: Как объясните вы эту победу?

Ион Тэбырцэ
Ион Тэбырцэ

Ион Тэбырцэ: Просто – активным участием России в выборах в АТО Гагаузия. Это уже проверенная формула, мы все это видели, и на примере социалистов, и на примере Ренато Усатого, что российский фактор – залог успеха.

Свободная Европа: И если на этот раз Россия не стала бы посылать своих эмиссаров в Гагаузию, победил бы кто-то другой, не Ирина Влах?

Ион Тэбырцэ: Не уверен. Да, у этой кампании была своя специфика. Всем отлично известна ориентация этого территориального образования на юге Молдовы. Там вся предвыборная кампания была построена на пророссийском векторе, по сути, состязание можно назвать не «про-Молдова», а «про-Россия». Кандидаты на должность башкана соревновались между собой, кто из них более пророссийский. Открытая поддержка России, российских политиков одного из кандидатов на выборах башкана определила его первенство с самого начала; так оно и оказалось.

В любом случае, у Ирины Влах были хорошие шансы. Вспомним, четыре года назад она была третьей в гонках за кресло башкана, получив практически такой же результат, как и уже экс-башкан Михаил Формузал и Николай Дудогло, который также был фаворитом гонок. Тогда понадобился второй тур. Сейчас налицо мощное влияние России и именно благодаря этому участию Ирина Влах обошла своих соперников. Николай Дудогло, который занял второе место по итогам выборов, не набрал и 20% голосов. Совершенно очевидно, что поддержка со стороны Российской Федерации предопределила победу Ирины Влах.

Свободная Европа: Почему Кишинев не участвовал в избирательной кампании в Гагаузии, равнодушно взирая со стороны?

Ион Тэбырцэ: А что мог сделать сейчас Кишинев? Кишиневу оставалось только следить за ситуацией и постараться не допустить накала страстей. По сути, Кишинев сейчас пожинает плоды 20-летних отношений с Комратом.

Свободная Европа: Если проанализировать все, что случилось в автономии после референдума, который прошел 2 февраля 2014 года и, как мы все помним, продемонстрировал четкую ориентацию гагаузов на Россию, и до этих выборов – есть что-то, что Кишинев мог сделать иначе в отношении жителей автономии?

Ион Тэбырцэ: На краткосрочный период особых шансов не было. То, что Кишинев не позволил ситуации ухудшиться – это уже положительный фактор. Если вспомнить, было достаточно много попыток дестабилизации. Здесь Кишиневу пока удалось удержать ситуацию под контролем, но сблизить, интегрировать эту территорию в молдавское общество – на это нужно больше времени.

То, что сегодня происходит в Гагаузии, не должно никого удивлять, это результат 20-летних отношений между Кишиневом и Комратом. Сейчас Кишинев должен очень внимательно следить за отношениями с Комратом, особенно за отношениями Комрат-Москва, потому что нет никаких сомнений: гагаузский сепаратизм – это молдавский сценарий Кремля.

Свободная Европа: Почему все-таки Кишиневу не удается вести успешную политику по отношению к гагаузской автономии?

Ион Тэбырцэ: Как говорил один из наших обозревателей, отношения между Кишиневом и Комратом строились, скорее, по принципу: „каждый сам по себе”. В 1994 году, предоставив гагаузам статус автономии и погасив, таким образом, очаг сепаратизма на юге Молдовы, мы оставили их „вариться в собственном соку”. Было что-то наподобие такого: вы занимайтесь своей автономией, а мы займемся своими делами, делами центра. Это был неправильный подход. И сейчас мы видим, что, к сожалению, население автономии так и осталось русскоязычным, практически ничего не сделало для того, чтобы сблизиться с Кишиневом; в свою очередь, и Кишинев ничего или почти ничего не сделал для того, чтобы население автономии выучило румынский язык, почувствовало себя частью Республики Молдова. Все эти годы Комрат скорее находил общий язык и строил отношения с Тирасполем, а не с Кишиневом.

Свободная Европа: После выборов 30 ноября многие эксперты говорили, что необходимо предельно внимательно следить за результатами этих местных выборов. Потому что если победят пророссийские левые силы, это будет лишь начало, и многие считают, что это усиливает вероятность повторения этого результата на выборах в других населенных пунктах, скажем, в Бельцах или Кишиневе. Вы разделяете эти прогнозы?

Ион Тэбырцэ: Совершенно очевидно, что это план Москвы. Это сценарий гагаузского сепаратизма – и именно молдавский сценарий. Москва реанимировала гагаузский сепаратизм для того, чтобы получить рычаги влияния на Кишинев в условиях, когда Тирасполь уже перестал быть таким рычагом. И если внимательно присмотреться к лозунгу, основной идеи, продвигаемой Ириной Влах или социалистами в целом – это как раз то, о чем вы только что сказали.

Перемены к лучшему в Молдове начнутся с Гагаузии – это явно слоган Москвы: вернем Молдову в зону нашего влияния, начиная с Гагаузии. Конечно, победа в автономии станет сильным пропагандистским фактором, это вода на мельницу социалистов и не зря Москва, Кремль проявили столь активное участие в этом маленьком регионе на юге Молдовы.

Свободная Европа: Не могу не спросить о роли партий власти во всей этой истории. В ноябре, когда Ренато Усатый был снят с гонок, многие говорили, что это было сделано преднамеренно с целью помочь Игорю Додону выиграть, говорили даже, что это скрытая игра демократа Влада Плахотнюка. Вы видите какие-то признаки такого заигрывания с Москвой со стороны Демократической партии, в частности?

Ион Тэбырцэ: Не думаю. Возможно, и есть определенные скрытые сценарии Демократической партии, но тогда игра слишком уж хитрая. То, что произошло с Ренато Усатым, что его сняли с дистанции, сегодня многие считают, что это была игра Москвы, все якобы было согласовано с Москвой. Мне трудно поверить в это. Москве выгоднее было оставить Ренато Усатого в гонке, чтобы в парламент прошли две пророссийские партии и тогда шансы пророссийской власти в Республике Молдова значительно возросли бы.

То, что имеет сегодня Российская Федерация – самую настоящую пророссийскую партию в лице социалистов, чего практически не было с 90-х годов, вспомним блок Интерфронт-социалисты. Да, Партия коммунистов была пророссийской партией, но не аутентичной. Сейчас Москва опирается здесь на социалистов, она будет пытаться их всячески укреплять, но, вместе с тем, ей необходима вторая пророссийская партия, чтобы изменить политический курс Молдовы. Я пока не склонен думать, что этой партией может стать Демократическая партия, скорее, это будет другая партия, но этот сценарий полностью исключить нельзя.

Свободная Европа: Какая другая партия может быть?

Ион Тэбырцэ: Не знаю. Может, вновь появится этой политический джокер Ренато Усатый.

Свободная Европа: И как могут развиваться отношения между Кишиневом и Комратом после этих выборов?

Ион Тэбырцэ: Думаю, усилится пророссийская риторика. Это стопроцентно. Главное сейчас, чтобы Кишинев держал ситуацию под контролем, не зря президент Николае Тимофти созвал Высший совет безопасности.

Вместе с тем, ситуацию в Гагаузии следует держать под контролем вместе с Украиной, потому что АТО Гагаузия входит в сценарий Москвы, в так называемый украинский сценарий. Это касается провоцирования сепаратизма в Одесской области, на юге Бессарабии или так называемой Бессарабской народной республики. Одновременно, надо пытаться наладить мосты между Кишиневом и Комратом. Думаю, Кишиневу пора прислушаться к пожеланиям Комрата, быть более внимательным к нуждам жителей автономии и пытаться найти решение проблем, с которыми сталкивается юг Молдовы.

XS
SM
MD
LG