Сайт президента обошелся бюджету в 20 млн рублей, еще в 30 млн – поддержка и безопасность сайтов других представителей власти, заявил пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, опровергая информацию издания РБК . Юрист "Фонда борьбы с коррупцией" Андрей Мищенков располагает другими данными: "За столько вручную собирают яхту".
Юрист "Фонда борьбы с коррупцией" Андрей Мищенков опубликовал в своем блоге расследование о том, во сколько могла обойтись бюджету разработка новой версии сайта президента России Владимира Путина и поддержка других госсайтов. Версия стала доступна 8 апреля, обновлению – первому за 5 лет, – уделялось много внимания в прессе.
"ФГУП "НТЦ "Атлас" получил бюджетные 107-137 миллионов рублей. После этого передал работы на субподряд ООО "Смарттелемакс" на сумму 27,5 миллионов рублей. А потом 08.04.2015 г. Артем Геллер, владелец и руководитель ООО "Аглаб" (Лаборатория Артема Геллера, ИНН 7715850746) гордо говорит, что именно его организация сделала сайт", – говорится в блоге Мищенкова.
"Атлас" – старейший научно-производственный центр, учредителями которого являются Росимущество и Минкомсвязи. Предприятие является единственным исполнителем работ по информационной безопасности российских органов власти, указ об этом в бытность президентом 9 апреля 2012 года издал Дмитрий Медведев, напоминает Мищенков.
"ФГУП "НТЦ "Атлас" является специализированным предприятием по выполнению работ в области информационной безопасности в интересах федеральных органов государственной власти РФ, силовых ведомств, а также иных заказчиков. Авторитет ФГУП "НТЦ "Атлас" в области создания средств защиты информации определяется высочайшим уровнем и государственной значимостью выполняемых работ", – говорится на сайте предприятия.
"Атлас" не участвует в конкурсах, а получает заказы напрямую от государства, что "не нарушает, в принципе, закон, но не верно", – считает юрист:
– Всего 107 или 137 миллионов рублей бюджетных денег были заплачены ФГУП "Алтас", напрямую, без каких-либо конкурентных процедур на изготовление сайта, за последний год. ФГУП "Атлас" разместил четыре заказа, в которых победил ООО "СмартТелеМакс", на выполнение работ по развитию этого же официального представительства президента в интернете. И еще есть компания ООО "Аглаб", это "Лаборатория Артема Геллера", у них такая торговая марка. Владелец в фейсбуке пишет, что это они сделали сайт президента. Мы видим, что максимальная стоимость изготовления сайта – 5 миллионов рублей.
"Атлас" передал заказ по разработке новой версии сайта Путина компании ООО "СмартТелеМакс". По данным РБК, ссылающегося на Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), "СмартТелеМакс" принадлежит Надежде Жуковской, о которой нет информации в открытых источниках. В самой компании от комментариев отказываются, сначала не желая объяснять причину отказа, позже – сославшись на коммерческую тайну. Артем Геллер, про которого говорит юрист ФБК, является генеральным директором "Лаборатории Артема Геллера", его детище отношения к президентскому проекту не имеет. При этом Артем Геллер является сотрудником, а судя по анкете, заместителем гендиректора компании "СмартТелеМакс", и в рамках этой организации он работал над сайтом.
Рассказывать о стоимости проекта и условиях получения заказа Артем Геллер отказывается: он занимался дизайном и разработкой, но не знает деталей договора о работе. Однако Мищенков ссылается на открытые источники: самое большое, во что обходятся услуги Геллера, – 5 млн рублей.
Именно пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал сумму, в которую обошлись бюджету разработка нового сайта президента и поддержка старого, – 20 млн рублей. Еще 30 млн выделены на разработку, поддержку и обеспечение безопасности сайтов других представителей власти. Эти данные Песков привел в ответ на публикации в СМИ о том, что президентский сайт обошелся в 50 млн рублей.
"Технологии, пристрастие аудитории к дизайну, они меняются достаточно быстро, может быть, быстрее, чем хотелось бы, появляются новые сервисы. Предыдущий образ сайта создавался около пяти лет назад, так что вполне естественно, что сайт главы государства должен соответствовать всем потребностям времени", – заявил Песков журналистам, передает "Интерфакс".
Но, по данным Андрея Мищенкова, на соответствие потребностям времени ушло несколько больше средств, чем было бы разумно. Он намерен требовать расследования, но не верит в успех:
– Пресс-секретарь президента Песков сообщил, что стоимость нового сайта составила 20 миллионов рублей. По его словам, работа продолжалась около года. Я просто зашел на сайт госзакупок, посмотрел, какие заказы размещены на изготовление этого сайта, и выяснилось, что есть несколько заключенных контрактов с ФГУП "НТЦ Атлас", общая стоимость которых составляет от 107 до 137 миллионов. Неопределенность связана с тем, что карточка последнего контракта содержит в себе ошибку, в ней ссылка на открытый конкурс, который вообще не относится никаким образом к сайту президента.
– Что про "Атлас" вам известно?
– Это очень большая, старая организация, созданная в 1951 году при КГБ СССР для изготовления различных устройств, связанных с обеспечением связи. Соответственно, они выигрывают очень много контрактов, точнее, они их получают. Почти половина их прибыли за время существования сайта госзакупок – это размещение заказов у единственного поставщика. То есть им просто отдают контракты, без каких-либо конкурентных процедур. Это законно, но я эту систему не понимаю, и на мой взгляд, это прямой путь к отсутствию конкуренции, злоупотреблениям и коррупции.
– Никаких конкурсов не объявляется? Или конкурс объявляется формально, но отдается заказ им?
– Нет, никаких конкурсов не объявляется. Просто размещается уведомление о том, что с ними заключен этот контракт на такую-то сумму, на определенный вид деятельности, без техзадания, без других данных. То есть общественный контроль за этими контрактами никак невозможно осуществить. "Атлас" – это известная фирма, они делали ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система. – РС), систему учета спиртосодержащей продукции. В 2007 году был большой скандал: из-за недоработок этого ЕГАИСа встал весь рынок спирта в России, и потери составили много миллиардов рублей.
– Насколько я понимаю, в случае с сайтом президента "Атлас" передал заказ в другую компанию.
– Мы не можем знать, сколько именно он передал в другую компанию, потому что закупка размещена в форме единственного поставщика. Соответственно, никакой техдокументации не приложено, и мы не знаем, какие именно работы выполняла другая компания. Но, да, я нашел четыре заказа с ООО "СмартТелеМакс". Предмет контракта совпадает с предметами контракта, размещенными на сайте госзакупок ФГУП, где победителем является "Атлас". Соответственно, можно предположить, что полностью делали сайт не в "Атласе".
– Должен ли сайт президента стоить даже 5 миллионов рублей?
– Он не сильно изменился, что-то поменяли местами, изменили цвета. Интерфейс поменялся более серьезно, чем внешний вид. Но, да, сайт, конечно, не может столько стоить. Пять миллионов рублей стоят порталы, на которых миллионы страниц, соцсети могут стоить столько. Я лично не могу представить, за что в этом случае можно заплатить 100 миллионов рублей.
– Я так понимаю, это просто информационный сайт.
– Наверное, сайт "Российской газеты" и сайт президента примерно на одном уровне. На сайте президента тоже выкладываются законы, им подписанные, их много, но это не портал. Сайт не предполагает слишком частого взаимодействия с пользователями. То есть пользователи заходят только читать, им не нужно авторизовываться, не нужно ничего покупать, не нужно привязывать сервисы по оплате, как-то особенно шифровать данные и так далее. Сайт должен обеспечивать безопасность от взлома, оборудование, скорее всего, тоже закуплено на эти деньги, сервер, на котором размещается сайт, поддержка, обслуживание. Но все равно это не может столько стоить. За 100 миллионов рублей вручную собирают яхты.
– Как вы решили этим заниматься? Я знаю, вы пришли в "Роспил" четыре года назад, при этом вы работали в Управлении по эксплуатации зданий Управления делами президента...
– Тут все очень банально. Я просто интересовался деятельностью Навального, он объявил конкурс: нужно было выиграть жалобу в ФАС. Я написал жалобу, выиграл. Он пригласил на собеседование, и таким образом я пришел работать. Работа интересная, мне очень нравится, но очень не нравится, что в последнее время усиливается противодействие со стороны госорганов, чиновников. Даже если мы по закону абсолютно правы, нам все равно отказывают, мешают работать. Ну, и уголовные дела, обыски тоже раздражают сильно. У меня забрали компьютер, там было несколько расследований, которые очень сложно восстанавливать, я их делал несколько недель. Одно я восстановил: о деле Канделаки, оно тоже про сайт, там есть техзадание, и можно было проверить информацию. Выяснилось, что исполнитель очень много технических условий не выполнил. Прошла проверка, нам не сказали, конечно, что это результат нашего обращения, но дело заметили. Проверка выявила серьезные недостатки исполнителя. А тут мы не можем проверить информацию никак.
– По какому из дел у вас изъяли компьютер?
– По делу, по которому вынесен приговор в отношении Албурова, кража картонки с деревянного забора в городе Владимире.
– Четыре года вы работаете, ваши расследования получают огромную огласку. По вашему опыту, что будет с делом о президентском сайте? Что вы можете сделать и чего вы, на самом деле, можете добиться?
– На самом деле, наверное, вряд ли тут удастся чего-то добиться, потому что очень мало документов даже на сайте госзакупок, а мы обычно основываем свои расследования именно на нем. Есть начальная сумма 137 или 107 миллионов и конечная сумма 5 миллионов в прайсе Артема Геллера. Или кто-то из них врет, или кто-то положил в карман огромные деньги, ничего не делая. По этому факту я, наверное, напишу обращение, пусть проведут проверку. Не знаю, чем это закончится.