Младший сержант Красной Армии Мелитон Кантария и сержант Михаил Егоров 1 мая 1945 года подняли Знамя Победы на крыше немецкого Рейхстага. В 1991 году во время грузино-абхазской войны герой Советского Союза Мелитон Кантария и его семья были вынуждены бежать из родного города Сухуми.
Семидесятитрехлетний Мелитон Кантария умер в Москве в декабре 1993 года. Очередь на жилплощадь, которую обещали выделить ему российские власти, подошла только после смерти героя. Его семья после долгих унижений получила квартирку в доме для беженцев в Рязанской области.
Ровно через 70 лет после взятия Рейхстага, 1 мая 2015 года, группа прокремлевских байкеров приехала в Грузию. В стране, где советская символика запрещена, они появились на мотоциклах, украшенных георгиевскими ленточками. Группа молодых людей, среди которых был Ираклий Кантария, внук брата Мелитона Кантария, подошла к российским байкерам в центре Тбилиси и потребовала снять черно-оранжевые ленты.
В российских СМИ поднялся шум, и Ираклия Кантария стали противопоставлять его героическому родственнику. Ираклий Кантария рассказал Радио Свобода, что чтит память павших в войне, но считает, что георгиевские ленты – символ путинской империи – не имеют к подвигу Мелитона Кантария никакого отношения.
– Грузинская пресса писала о том, что "Ночные волки" собираются передвигаться по Грузии, размахивая георгиевскими лентами, и в социальных сетях была информация об их маршруте. Грузия – маленькая страна, и несложно обнаружить мотоциклистов, тем более с георгиевскими лентами. Мы получили информацию о том, что байкеры будут на Колхозной площади в центре Тбилиси, там и застали их. Мы подошли, корректно объяснили ситуацию, сказали, что георгиевская лента – это знак оккупационных сил, оскорбление нашего государства, 25% территории которой оккупированы Россией. Мы попросили, чтобы они сняли эти ленты с мотоциклов, и они это сделали.
– Сообщалось, что вы состоите в организации "Свободная зона", которая поддерживает Михаила Саакашвили. Вы действовали от имени какой-то политической силы или просто как гражданин, обеспокоенный этой ситуацией?
– Да, я состою в "Свободной зоне", и с моими единомышленниками мы боремся против оккупации, делаем все, чтобы она завершилась, произошло объединение Грузии и наша страна стала одним из прогрессивных государств Европы. Это цель нашей борьбы. Но даже если бы я не был членом политической организации, я бы поступил точно так же, потому что в Грузии все сознательные граждане не хотят видеть георгиевские ленты. Нас оскорбляет, что байкеры с этими лентами так шумно и демонстративно передвигаются по территории Грузии, демонстрируя неуважение к нашей территориальной целостности.
– В российских средствах массовой информации эта история вызвала большой резонанс потому, что вы родственник героя – Мелитона Кантария, хотя в России мало кто знает, что произошло с семьей Кантария во время абхазской войны…
– В некоторых пропагандистских средствах массовой информации в России меня противопоставляют Мелитону Кантария, который воевал вместе с русскими. Это слабость российской пропаганды. Фашизм был величайшим злом, и, подняв знамя над Рейхстагом, Кантария поставил точку в борьбе против этого зла. Егоров и Кантария стали символами этой победы. Это никак не противоречит тому, что я сейчас делаю, когда выступаю за деоккупацию Грузии, за ее территориальную целостность, признанную мировым сообществом. Мелитон Кантария до 1993 года жил в Абхазии. После оккупации его – старого, больного человека, вынудили покинуть свой дом, он скончался в Москве, и даже не смогли его похоронить на оккупированной территории Абхазии, его прах покоится на западе Грузии в селе Джвари.
– Известно, что российские байкеры, сторонники Путина, собираются снова приехать в Грузию. Намерены ли вы как-то им препятствовать?
– Да, на разных интернет-порталах появилась информация, что они собираются приехать. Я, как и все граждане Грузии, приветствую любых гостей, в том числе гостей из Российской Федерации, но без георгиевской ленты. Добрососедские отношения – это хорошо, но только без лент.
– Вы и ваши родственники отмечаете 70-летие победы или считаете, что сейчас такое празднование неуместно?
– Все родственники Мелитона Кантария каждый год 9 мая собираются на его могиле в селе Джвари, туда приходят и сторонники нынешней власти, и оппозиционеры, мы все отмечаем день Победы. Это была величайшая победа над злом, в Грузии этот день выходной. Мужество Мелитона Кантария всегда было для меня примером. Как я могу не праздновать этот день, если мой предок стал символом окончания Второй мировой войны?
– Вас не беспокоит, что эта победа используется в имперской идеологии путинизма?
– СССР был объединением многих порабощенных государств. Путин хочет присвоить эту победу, сделать ее фундаментом новой российской империи, но это ему не удастся, потому что не только российский народ, но и другие народы, в том числе маленькая Грузия, вносили лепту в эту победу. Из Грузии на войну были мобилизованы 700 тысяч солдат, из них 350 тысяч погибло, а из оставшихся в живых многие были искалечены. Если учесть, что население страны составляло 3,5 миллиона человек, Грузия стала главной жертвой этой войны. В победе над фашизмом большую роль сыграли и другие государства – это и Соединенные Штаты, и Великобритания, и другие европейские страны. Без них Россия бы не смогла противостоять Германии. Так что старания Владимира Путина тщетны.
2 мая еще один инцидент с российскими байкерами произошел в грузинском городе Сигнахи. Здесь против них даже возбудили уголовное дело. На видео, записанном на телефон юриста из Тбилиси Инги Арахамия, запечатлена лишь часть происшествия.
Инга Арахамия рассказала Радио Свобода о том, что происходило до и после этого фрагмента:
– Я вообще ничего не знала об этих мотоциклистах, была в Сигнахи на семинаре. Часов в 7 вечера вышла прогуляться, снимала город и случайно наткнулась на них.
– Вы понимаете, зачем они вообще приехали в Грузию?
Специально приезжают к нам, чтобы демонстрировать свою позицию, что мы вас можем и оккупировать, и убивать
– Понимаю, что они специально приезжают, какая-то кампания путинская, потому что на каждом мотоцикле по три-четыре ленточки висели. Они знают, что ленточки в Грузии признаны советской символикой. Они оскорбляют нас, граждан Грузии, и наши национальные чувства, после того, что Грузия пережила в войнах: в 1992 году (я сама беженка из Абхазии) и в 2008-м, когда была оккупация нашей страны. Они это все очень хорошо понимают, специально у них висят эти ленточки, специально приезжают к нам, чтобы демонстрировать свою позицию, что мы вас можем и оккупировать, и убивать.
– Инга, вы смелый человек. Не побоялись к ним подойти и потребовать, чтобы они сняли эти ленточки.
– Я просто снимала город, случайно подошла к гостинице, где, оказывается, они были. Там стояло 30 мотоциклов и еще машины, я снимала на видео ленточки, которые висели на них. После этого один мужчина подходит ко мне и говорит: прекратите снимать. Я закрыла телефон и говорю: а почему? Он говорит, что я не имею права. Потом потребовал, чтобы я стерла видео. Я говорю: это вы не имеете права. В это время остальные (там парк такой, они, оказывается, там сидели и пили пиво, у них банки в руках были пивные), много их очень было, к мотоциклам подошли. Один, который со мной разговаривал, потребовал, чтобы я стерла это видео, где зафиксированы их мотоциклы и машины. Я говорю: вы вообще не имеете права с этими ленточками демонстративно приезжать в Грузию и ездить по нашей стране. Тогда я опять включаю видео, подхожу сама к этим, которые у мотоциклов стоят, и вот уже начинается то видео, которое вы видели.
– Оно обрывается. Он вас ударил, вырвал телефон?
Грузия очень гостеприимная страна, но никогда ни один грузин не смирится с тем, что наши территории оккупированы
– Он меня ударил по плечу. Я два года назад делала операцию на голове, мне опухоль удаляли, я очень испугалась, потому что у меня полголовы неоплазма, мне было страшно, что я упаду, мне нельзя травмы. Он второй раз ударил меня по руке, в которой я телефон держала, хотел стереть видео. И в это время у меня упал телефон и разбился. Я пошла в полицию и заявила на них. Полиция приехала вместе со мной. Этот человек переоделся в другую куртку, он думал, что я его не узнаю. Я его опознала. Его забрали в полицию, его друзья вместе с ним туда пошли. Против него возбудили дело по статье "причинение вреда имуществу" из-за телефона, потому что телефон стоит 1200 долларов. Телефон разбился, но видео я смогла скачать.
– Вы надеетесь на то, что они возместят вам ущерб?
– Не надеюсь. Я уверена, что ущерб они мне не возместят. Но для меня было принципиально важно, чтобы отреагировала полиция. Потому что я гражданка, и страна должна обеспечить мне безопасность и защитить мои права. Байкеры или кто – все должны быть перед законом равны. Грузия очень гостеприимная страна, но никогда ни один грузин не смирится с тем, что наши территории оккупированы. Я боялась, потому что знала, что он мог меня так ударить, не дай бог травма. Но это было очень важно для меня, потому что я своими глазами видела, как убивали моих родственников, моих друзей, которые воевали за свободу моей страны. И я не могла смириться с тем, что они так демонстративно с этими ленточками разъезжают по всей Грузии.
Специальный представитель премьер-министра Грузии по делам урегулирования отношений с Россией Зураб Абашидзе осудил поведение находящихся в Грузии российских байкеров. "Как известно, кроме писаных законов существует неписаный закон, что гость не должен предпринимать шаги, которые вызывают раздражение местного населения. У нас эти ленточки ассоциируются не с 70-летием Победы во Второй мировой войне, а с имперской политикой России", – пояснил Зураб Абашидзе.