Вот и свершилось: постановление кабинета министров Украины о запрете провоза подакцизных товаров через таможенные пункты пропуска на приднестровском участке молдавско-украинской границы вступило в силу 18 мая. К этому времени Украина расширила список подакцизных товаров, включив в него некоторые жизненно важные медикаменты, пищевые добавки, без которых невозможно производство кондитерских и мясных изделий, а также отдельные продукты. Теперь Приднестровье не сможет напрямую ввозить необходимые составляющие для производства собственной продукции, а будет вынуждено оформлять все импортные товарно-сырьевые потоки в Молдове, что сократит таможенные поступления в бюджет левобережья в 2015 году, по приблизительным оценкам, более чем на 20 млн долларов. И это в условиях жесточайшего бюджетного дефицита левобережного региона Молдовы. По словам руководителя главного финансового ведомства Приднестровья Елены Гиржул, доходы регионального бюджета не покроют и 50% текущих выплат по пенсиям и зарплатам бюджетникам.
Сотрудники приднестровской таможни утверждают, что не знакомы с перечнем всех категорий товаров, которые Украина рассматривает как подакцизные. Это косвенно также мотивирует левобережных производителей обращаться в молдавские таможенные структуры для оформления ввозимых грузов или закупок необходимого. По словам руководителей мясных производств, такой вариант увеличивает расходы и конечную стоимость готовой продукции. По данным приднестровской таможни, украинские нововведения затронут 70 крупных и мелких предприятий региона.
В столь сложной ситуации Тирасполю необходимо найти абсолютно новый, не исключено, что инновационный путь переформатирования экономики. Ради этого правительство даже объявило открытый конкурс на разработку «Программы социально-экономического развития на 2016–2021 годы», победитель которого получит денежное вознаграждение в размере около 50 тысяч долларов. В настоящее время организаторы конкурса получили 28 программных проектов, итоги планируют подвести к 8 июня. Сможет ли предложенная научно-производственным сообществом модель стать панацеей для приднестровской экономики – ещё вопрос. Поскольку грамотные проекты реформ и перспективного развития, разработанные научными специалистами, в том числе и российскими, предлагались и ранее, однако до реализации конкретных пунктов с учетом изложенных пошаговых рекомендацией дело так и не дошло.
При разработке антикризисных мер, так необходимых сейчас Приднестровью, важно опираться на качественный и глубокий анализ текущей ситуации в экономике, полагает советник главы приднестровского парламента Александр Мартынов. Показатель размера ВВП на душу населения в 2,2 тыс. долларов является крайне низким и не позволяет финансировать здравоохранение и пенсионную систему. Помимо этого, существуют неблагоприятные деформации приднестровской экономики и на других уровнях.
47% работающих - бюджетники, на 101 работника приходится 100 пенсионеров. Доля малого бизнеса в общей структуре ВВП составляет всего 10-12%, тогда как в развитых странах этот показатель намного выше. Опираясь на эти показатели, можно говорить о структурном внутреннем кризисе приднестровской экономики.
Неразвитый реальный сектор, крупные бюджетные расходы, невысокая доля малого бизнеса вкупе с неопределенной локальной политической ситуацией и циклическими колебаниями на внешних рынках – все это негативно отражается на состоянии экономики региона. Параметры нынешней бюджетно-налоговой политики Приднестровья свидетельствуют об усугубившемся структурном кризисе бюджета. Налоговая нагрузка на экономику в 34%, установленная в 2014 году, значительно превысила не только установленные нормативы для развивающихся стран, но и является самой высокой среди стран СНГ.
Александр Мартынов задается вопросом: налоговая нагрузка значительная, сверхнормативная, но денег в бюджете не хватает - почему?
«Плановые расходы на 2015 год – около 40% ВВП. При планировании мы скорее исходим из наших потребностей, таких, какими мы их видим, а не из законов экономики. Но в экономике, и, в частности, в бюджетном процессе, так не бывает. В теории и практике бюджетного планирования всегда исходят из размера экономики и норматива расходов. Для развивающихся экономик это 25% ВВП. Предел расходов бюджета – 25%. А мы 40% закладываем в бюджет и удивляемся размеру дефицита. То есть стремимся к тому, чтобы при ВВП в 12 млрд рублей покрывать 5 млрд рублей расходов. Для развивающейся экономики, такой слаборазвитой, это фатальное сочетание, при котором говорить о создании новых предприятий, рабочих мест, инвестициях и, в конечном счете, росте уровня жизни граждан невозможно. Для финансирования 5-миллиардных расходов ВВП Приднестровья должен составлять 20 миллиардов рублей, т.е. в 1,7 раза больше, чем сегодня», - уверен Александр Мартынов.
Причина большого дефицита бюджета не в низких налогах, а в высоких, относительно ВВП, бюджетных расходах. Что же делать? В первую очередь, повысить инвестиционную привлекательность региона. Не менее важно провести кардинальные структурные реформы в бюджетной сфере и существенно повысить качество администрирования. «Только так мы можем рассчитывать на макроэкономическую стабилизацию, в том числе на сокращение дефицита бюджета и рост экономики. В свою очередь часто звучащие предложения по росту налоговой нагрузки, по усилению административного давления на предприятия, предлагаемые беспрецедентные ограничения предпринимательской деятельности увеличивают и без того высокие риски вложения средств в экономику настолько, что шансы на создание новых производств и рабочих мест стремятся к нулю», - полагает эксперт.
Не исключено, что прошедшая 19 мая первая встреча спикеров парламентов левого и правого берегов Днестра – Михаила Бурлы и Андриана Канду - станет новым импульсом для нахождения в сжатые сроки оптимальных моделей взаимодействия в экономической сфере ради предупреждения экономического коллапса и последующей гуманитарной катастрофы в Приднестровье.