Linkuri accesibilitate

Джеймс Аппатурай: „Россия не оставляет своим соседям права выбора. В этом основное различие между Россией и НАТО”


Интервью заместителя помощника Генерального секретаря НАТО по вопросам политики

Североатлантический альянс предлагает Кишиневу развивать и наращивать партнерство, в том числе с помощью Программы по укреплению потенциала в области безопасности, которая предусматривает и поддержку реформ в сфере оборонной политики и безопасности. Об этом заявил заместитель помощника Генерального секретаря НАТО по политическим вопросам Джеймс Аппатурай на заседании Комитета по партнерству и безопасности через сотрудничество НАТО, которое проходит в эти дни в Кишиневе.

Свободная Европа: Когда высокопоставленный генерал НАТО предупреждает, что после Украины Россия метит в Республику Молдова – это не шутка. Это серьезное предупреждение. Именно об этом предупредил не так давно командующий сил США и НАТО в Европе Филипп Бридлав. Я не прошу вас прокомментировать это, но хотелось бы узнать: как смотрит сейчас НАТО на Республику Молдова – как на государство, которое оказалось в критическом состоянии?

Джеймс Аппатурай: Прежде всего, мы смотрим на Молдову как на партнера – хорошего, надежного и проверенного временем, так как нашему сотрудничеству уже два десятка лет. Во-вторых, мы признаем, что сейчас везде в Европе уровень нестабильности - самый высокий за весь период после холодной войны. И корни этой нестабильности, к сожалению, следует искать в линии поведения, которую Российская Федерация выбрала в отношении как минимум трех государств: Грузии, Украины и сейчас вот – Республики Молдова. По этой причине мы хотим помочь Молдове крепче стать на ноги с точки зрения нейтралитета, территориальной неприкосновенности и суверенитета.

Свободная Европа: Вот об этой поддержке поговорим более подробно. Не может случиться так, что этой помощи, с одной стороны, будет недостаточно для того, чтобы Молдова могла противостоять потенциальному агрессору, но, с другой стороны, достаточной, чтобы „разбудить спящего медведя” ?

Джеймс Аппатурай: НАТО намерен предоставить министерству обороны Молдовы только экспертную поддержку в продвижении реформ. Поставка оборудования, подготовка и обучение кадров вооруженных сил Республики Молдова – это все исключено. Это не входит в задачи НАТО, да и правительство Республики Молдова с такой просьбой не обращалось. Важно, чтобы эти реформы реально продвигались. И прежде всего борьба с коррупцией. Это очень важно, особенно для привлечения инвестиций в оборону. Если не будет обеспечен определенный объем инвестиций, не стоит даже надеяться хотя бы на то, что имеющееся сегодня оборудование станет функциональным. Это касается не только Молдовы, но и государств-членов НАТО. В остальном, мы пытаемся помочь Республике Молдова укрепить, наладить собственную современную оборонную систему и обеспечить собственную безопасность.

Свободная Европа: Пока статус нейтралитета закреплен в Конституции, какие у Молдовы варианты обеспечения безопасности?

Джеймс Аппатурай: Во-первых, должен сказать, что НАТО не вынашивает каких-либо планов относительно статуса нейтралитета Республики Молдова. Это решение Молдовы – и только. Во-вторых, мы понимаем, что Молдова испытывает большие трудности в том, что касается финансовых ресурсов для обороны и безопасности. Известно, что эти ресурсы ограничены и что министру обороны очень непросто обеспечить реализацию оборонных стратегий. В-третьих, мы видим проблемы, с которыми сталкивается Республика Молдова в отношениях с Российской Федерацией. И речь не только о Приднестровье, но и об этой агрессивной тональности России. Да, с этой точки зрения у Молдовы есть проблемы. Что НАТО может сделать? Мы можем помочь Республике Молдова разработать и укрепить некоторые стратегии обороны – в том числе посредством политик, которые должны быть сформулированы и озвучены, через запросы по оснащению и продвижение этих запросов с тем, чтобы Молдова смогла справиться с возникшими трудностями.

Свободная Европа: Сейчас министерство обороны Молдовы связывает с НАТО определенные надежды: одна касается начала программы „Укрепления оборонных возможностей”, другая связана с открытием постоянного представительства НАТО в Кишиневе. Как вы считаете, правительству удастся добиться этого?

Джеймс Аппатурай: Да, я думаю, удастся. Мы тесно работали с министерством обороны по инициативе укрепления оборонных возможностей, и хочу сказать, что на этот раз министерство действует гораздо оперативнее и лучше, чем в прежние годы. Поэтому уверен – все получится. Что же касается постоянного бюро НАТО в Кишиневе, этого связующего звена, то в принципе мы готовы его открыть. Одна из причин, по которым я и моя команда находимся здесь, как раз и состоит в том, чтобы обсудить и посмотреть, как лучше наладить эту структуру. Вернувшись в Брюссель мы продолжим работу с тем, чтобы прояснить все детали.

Свободная Европа: В Румынии НАТО создает контрольные пункты, на Черном море все чаще идут учения НАТО, Прибалтийские страны обсуждают создание единой системы противовоздушной обороны. Логически, напрашивается вопрос: что происходит? НАТО к чему-то готовится? Или просто хочет показать, где находится и что не собирается покидать регион?

Джеймс Аппатурай: Рад этому вопросу. То, что делает сейчас НАТО – это ответ на действия России за последние полтора-два года. Если проанализировать все, что случилось за это время: аннексия Крыма, мощное наращивание вооруженных воздушных сил – а речь действительно о громадном наращивании, о значительных, массовых передвижениях вооруженных сил без предварительного уведомления – и все это происходит буквально вдоль границ НАТО. Это не может не беспокоить страны НАТО и – хотя, признаюсь, нам, возможно, хотелось бы эти деньги направить на другие цели – мы обязаны принять в расчет эти настроения и ответить должным образом на запросы этих стран, которые подвергаются риску.

Мы защищаем членов альянса и поддерживаем наших партнеров. Одна из главных задач, стоящих перед нами – удостовериться в том, что территория НАТО неприкосновенна. Именно это мы и делаем. С другой стороны, мы хотим помочь и нашим партнерам быть свободными, независимыми и иметь право на выбор. Каким бы ни был этот выбор, не обязательно в пользу НАТО. Если они хотят выбрать НАТО – мы их поддержим. Если не хотят – все равно поддержим. Возможно, они предпочтут более тесные отношения с Российской Федерацией. И этот выбор мы также поддержим – при условии, что это свободный выбор. Посмотрите, что произошло на Украине. Несколько лет назад она выступала за присоединение к НАТО, и мы с ней сотрудничали и поддерживали. Потом Украина сменила курс, решила не добиваться членства НАТО, предпочла сохранить свой статус нейтралитета. И наше сотрудничество стало еще более тесным, то есть, мы предложили ей больше, чем прежде. Россия не оставляет своим соседям права свободного выбора. В этом основное различие между действиями России и НАТО.

Свободная Европа: Когда ЕС захотел помочь своим соседям стать более стабильными и процветающими, родилась идея Восточного партнерства. Насколько мне известно, такая идея витает сейчас в натовских кругах. Так ли это?

Джеймс Аппатурай: Вы хорошо информированы. Действительно, в НАТО ведутся такие разговоры об укреплении сотрудничества с нашими партнерами – и не только с партнерами в Европе, но и на Юге, в Средиземноморском бассейне. Но это пока только дискуссии. Ждем варшавского саммита 2016 года, на котором обсудим эту тему и примем окончательное решение по вопросу потенциального партнерства. Кроме того, в декабре состоится совещание министров иностранных дел, посмотрим, что можно сделать. Кстати, для укрепления инструментов, которыми мы располагаем, для придания им более стратегической направленности, не обязательно увеличивать ресурсы, достаточно более эффективно использовать имеющиеся средства.

XS
SM
MD
LG