Linkuri accesibilitate

Грузия оценивает свои устремления в НАТО


68% грузин за присоединение к НАТО

На следующей неделе грузинский капрал Рамаз Давитая будет похоронен в своем родном селе. Это 30-й грузинский военный, который погиб в операциях НАТО в Афганистане. В сложившихся геополитических условиях и учитывая ситуацию после войны 2008 года с Россией, некоторые грузинские лидеры начинают задаваться вопросом, а стоит ли Грузии идти на такие жертвы во имя того, чтобы когда-нибудь стать членом Североатлантического альянса? Краткий обзор материала Роба Коалсона.

Капрал Рамаз Давитая
Капрал Рамаз Давитая

„Давитая был примером мужества, силы духа и героизма” – отмечается в заявлении американского посла в Тбилиси Ричарда Норланда.

С контингентом численностью 800 военнослужащих, находящихся в Афганистане под командованием НАТО в составе Международных сил содействия безопасности, Грузия – вторая после США страна по степени участия в операциях альянса в Афганистане. А если соотнести потери к численности населения, Грузия заплатила самую высокую цену за содействие безопасности.

Со стороны НАТО не один год звучат подбадривающие оценки в адрес Грузии и заверения, что двери альянса продолжают оставаться открытыми. Но два года назад, в марте, общественность буквально впала в шоковое состояние, услышав заявление президента Франции Франсуа Оланда о том, что позиция Парижа в вопросе возможного расширения НАТО однозначна: никаких новых членов в обозримом будущем!

По данным социологического опроса, проведенного в апреле Национальным демократическим институтом США, вступление в НАТО поддерживают 68% грузин, что значительно меньше по сравнению с 2013 года, когда сторонников было 82%.

Генерал Вахтан Капанадзе в Праге с визитом
Генерал Вахтан Капанадзе в Праге с визитом

Начальник Генштаба грузинской армии, генерал Вахтанг Капанадзе заявил недавно нашей радиостанции: „Нас могут спросить: что ищем мы в Афганистане, когда у нас дома столько проблем?! Я бы сказал, что наша миссия здесь крайне важна для нас. Во-первых, мы показываем всему миру, что мы в состоянии участвовать в обеспечении коллективной безопасности. Во-вторых, лучше противостоять рискам и вызовам глобальной безопасности, которые угрожают и нашей стране, вдали от дома; и, в-третьих, это отличная школа для нашей армии ”.

Грузинский генерал считает, что для НАТО гораздо привлекательнее сильная и активная Грузия, а не слабая и вечно обремененная проблемами.

Но даже если Грузия стала бы членом Альянса, НАТО сможет обеспечить ей безопасность, в котором Тбилиси так нуждается?

Недавний опрос общественного мнения, проведенный американским исследовательским центром Pew Research Center и опубликованный в среду, 11 июня, показывает, что более половины респондентов в разных странах Альянса без особого энтузиазма смотрят на перспективу оказания коллективной военной помощи странам НАТО для защиты в случае агрессии со стороны России.

Для Грузии такие опросы порождают недоверие к НАТО, особенно если учесть, что в результате войны с Россией 2008 года Грузия лишилась практически трети своей территории и что та война была развязана именно с целью помешать ее сближению с НАТО.

Тина Кидашели
Тина Кидашели

Грузины, похоже, тоже устали безрезультатно стучаться в двери НАТО, а некоторые политические лидеры, как, например, бывший глава кабинета Нино Бурджанидзе, начали спекулировать этим. „ Политики, которые вновь говорят о шансе вступления Грузии в альянс - просто провокаторы и лжецы”, заявила она недавно.

И она не одинока в своих суждениях. Депутат Гоги Топадзе, лидер одной из партий коалиции „Грузинская весна” сейчас выступает за нейтралитет Грузии и отказ от усилий по вступлению в НАТО и даже за более активное сближение с Евразийским союзом, в котором доминирует Россия, что, по его мнению, принесет больше экономических выгод.

Министр обороны Грузии Тина Кидашели считает, что заявления этого политика, входящего в правящий альянс, не следует принимать всерьез, поскольку в учредительных документах правящей коалиции ясно прописаны внешнеполитические цели Грузии, одна из которых касается сближения с Североатлантическим альянсом. Более того, Тина Кидашели с уверенностью смотрит на очередной саммит НАТО, который состоится в следующем году в Варшаве:

„Мои надежды основаны, прежде всего, на достигнутых нами результатах – министерством обороны и правительством в целом. И мы представим эти результаты на саммите в следующем году в Варшаве и на встрече министров обороны в этом году в декабре, а также на всех встречах, которые пройдут до июля 2016 года.”

XS
SM
MD
LG