С осени этого года (а не с 1 июля, как сообщалось ранее) участок все еще достраиваемой трассы M11 Москва-Санкт-Петербург, частично проложенной через подмосковный Химкинский лес, несмотря на массовые выступления местных жителей, все-таки станет платным (с 15 по 58 километр). Протесты против строительства автомагистрали несколько лет назад, которые возглавила лидер движения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова, быстро обратили на себя внимание всего российского общества.
Эти выступления приобрели большой размах и очевидный оппозиционный характер, а главное, сопровождались кровопролитием и даже привели к человеческим жертвам. Именно с "противостояния в Химкинском лесу" в 2010 году начался подъем массовых протестных выступлений в России, продержавшихся несколько лет, и одновременно - усиление давления власти на инакомыслящих и несогласных.
Сегодня, однако, протестные настроения в российском обществе переживают выраженный спад, а сама эколог и оппозиционер Евгения Чирикова этой весной покинула Россию, эмигрировав в Эстонию, о чем не так давно рассказывала Радио Свобода, подчеркнув, что приняла решение в связи с нынешним политическим климатом в России, который, по ее словам, становится все более невыносимым.
- Какие у вас чувства сейчас, когда уже прошло много времени с начала вашей борьбы за Химкинский лес, в связи с тем, что вы потерпели поражение?
- Само это сопротивление очень много дало не только нам, людям, которые в этом принимали непосредственное участие (я, моя семья, мои друзья), оно еще очень много дало российскому гражданскому обществу, потому что мы хотя бы смогли приостановить этот проект. Мы смогли показать, что плохим решениям, которые приняты на самом верху, нужно сопротивляться. Другое дело - сила, с которой мы столкнулись, была с нами совершенно не равна… Мы-то не боролись с тем, чтобы дорогу вообще строили. Мы же боролись за то, чтобы ее просто передвинули, чтобы она пошла другим маршрутом, который был бы более дешев, и который бы сохранял лес! К сожалению, российская власть поступила в самых ужасных, жестоких традициях, потому что людей просто сломали через колено. Мне очень грустно об этом говорить. У меня сразу перед глазами встает лицо Миши Бекетова, которого убили из-за этого проекта, лицо покалеченного Кости Фетисова. Как написано Солженицыным в "Архипелаге ГУЛАГ", "цель никогда не оправдывает средства". Как бы российской власти не хотелось "продавить" этот маршрут – но идти на убийство и на то, чтобы калечить людей? Никакие самые быстрые дороги, никакие коррупционные схемы не стоят того, чтобы убивать людей! Но всем нам это очень много дало. У нас самый крупный первый митинг оппозиции был в 2010 году. Его вел Артемий Троицкий. На нем выступал Юрий Шевчук, человек, который нас очень поддержал в тот момент. Сразу после крушения Советского Союза были, конечно, крупные митинги, но потом произошло некое охлаждение. И вот новая волна гражданского самосознания поднялась с нашего Химкинского леса, в 2010 году.
- Подъем в 2010 году был, но сейчас-то наблюдается спад. И очень многие люди из самых разных кругов в России говорят, что у них опустились руки. Вы не опускаете руки? Нет ли ощущения, что вы продолжаете делать то, что не можете не делать, но при этом - что все это безнадежно?
- Я просто так не думаю, "надежно" или "безнадежно". Я делаю то, что в моих силах. В данный момент, поняв, что в России я не могу просто работать в полную силу, я уехала в ближайшую страну, Эстонию. Я продолжаю начатое дело. Я поняла, что самое важное – это бороться с пропагандой, с цензурой и писать о том, что действительно важно. Для меня, честно говоря, самая важная тема на свете – экологическая. Без нормальной среды обитания не будет ничего. Поскольку Россия –страна, которая живет за счет ресурсов, и это не только нефть, газ, но и земельные ресурсы, водные ресурсы и т. д., это то, чем она располагает. И это то, что сейчас российские власти так легко переводят в деньги! Это то, на чем они так легко делают свою прибыль. Люди, которые стоят на их пути – настоящие герои. Им нужна помощь - прежде всего, информационная. Поэтому мы с товарищами создали портал activatica.org и всеми силами помогаем этим новым движениям, инициативным группам. У нас, кстати говоря, 80 процентов протестов в стране – "экологические". Люди могут даже не знать этого слова, но они встают на защиту своей среды обитания. В России, действительно, сейчас наблюдается умирание любого здорового начинания - но у нас остался еще более-менее свободный интернет, и, хотя его тоже пытаются отнимать, но хотя бы на этом поле еще можно бороться. И я борюсь на этом поле! Нужно активнее этим полем пользоваться, развивать его, потому что все начинается с осознания проблемы. После того, как человек осознал проблему, у него появляется хотя бы какой-то шанс поменять свою жизнь, поменять что-то в своей жизни. Мы попробовали немножко в 2010-2012 годах. Сразу не получилось. Это не значит, что больше у нас не будет шанса на изменения. Это просто значит, что сейчас такой период в нашей истории! Значит, надо искать какие-то новые пути, новые формы, надо подумать над тем, что мы делаем не так - но руки опускать, мне кажется, очень неправильно.
Для меня большим источником вдохновения является, например, личность Евгения Витишко, эколога из "Эковахты по Северному Кавказу". Он сейчас находится в тюрьме в Тамбовской области по позорному делу, "заборному", по инициативе бывшего губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. Человек по сути сел в тюрьму за то, что он защищал черноморское побережье от застройки под дачу губернатора и, естественно, за борьбу против уничтожения чудесной кавказской природы "под Олимпийские игры". У Евгения 3 июля будет день рождения, хочется его поздравить. Почему меня Евгений вдохновляет? Всегда, когда он мне звонит из своей колонии, у него хорошее настроение, он всегда готов к борьбе. Если человек в тюрьме так держится, то людям, которые находятся на свободе, просто стыдно впадать в уныние!
- А вы верите в то, что массовое сознание российских людей в сфере сохранения и спасения природы может поменяться в ближайшее время?
- Мало кто умеет предсказывать, как это массовое сознание будет меняться. Вообще, последнее развитие событий, особенно, аннексия Крыма и война на Украине, очень много мне открыли неприятных черт в русском народе. Я-то рассчитывала, что люди это осудят, что у Кремля не будет вообще никакой поддержки… Но во что я свято верю: в то, что когда человек осознает, что уничтожают его среду обитания, то место, к которому он привык, то, что называется "малой родиной", то человек защищает это, потому что это - просто инстинкт! Это затрагивает самые глубинные, можно сказать, даже животные, инстинкты человека.
- Вы сейчас в Эстонии. Сравните, хотя бы, обочины дорог в России и в Эстонии. Сколько там и там валяется окурков, обрывков пакетов, пластиковых бутылок и пивных банок? Об отсутствии всяких базовых инстинктов я и хотел вас спросить. Как вы объясните это, говоря о россиянах?
- Мне кажется, что по россиянам намного более серьезно прошлись катком, чем по многим другим народам. Я не говорю про народ Эстонии, он тоже страдал. Но не забывайте, что российский народ, кстати, в отличие от эстонцев, жил веками практически полностью в самом настоящем рабстве. Крепостное право в России было отменено, в историческом плане, можно сказать, "сегодня утром". И конечно, эта ментальность и это наследие тяжелы - но не значит, что народ вообще не способен меняться. Мне кажется, что изменения пойдут намного быстрее, если прекратиться оболванивание и пропаганда. А она прекратится ровно в тот момент, когда наши западные соседи перестанут в России покупать нефть, газ, уголь и прочие полезные ископаемые. Вот когда мир перейдет на чистую "зеленую" энергию и не будет покупать не только в России, но и в других государствах, где людей бьют палками, где женщины ходят в хиджабах (в странах, где есть ресурсы, "халявные" деньги, сразу возникают проблемы и с судами, и с образованием, и с правами человека, и с прочими благами цивилизации), нефть, газ и прочие грязные энергоносители, то не станет денег на пропаганду, не будет денег на репрессивный аппарат. И мы вынуждены будем меняться. И путь изменения только один – в сторону цивилизации, в сторону прав человека, в сторону уважения природы, и т. д. Мне кажется, что Россия просто обречена на этот путь.
- Вы несколько раз употребили слово "пропаганда". Для вас как для человека, который сейчас живет в Эстонии, эта российская пропаганда там сильно заметна, в том числе среди местных русских?
- К сожалению, заметна. Вообще, чем дальше от Москвы, от всей ее истерии, то люди спокойнее везде. Но тут, мне кажется, играет роль не только пропаганда, но и сам образ жизни населения, само городское пространство. Количество зелени, количество низкоэтажных домов – совершенно в разной пропорции, например, в Москве и в Таллине. Таллин – красивый, "человеческий", город. Москва, к сожалению, превращена в шумящий, вечно не спящий огромный мегаполис. Изначально Москва была ничуть не хуже Таллина! Просто столица Эстонии сумела сохранить свои размеры и нормальную среду обитания для людей, а Москва – нет. В Таллине, конечно, спокойнее. Но если вы начинаете разговаривать с людьми, которые, например, не знают эстонского или английского языка и все новости черпают из российской пропаганды, то, конечно, можно услышать много удивительных вещей. Многие из них никогда не были в России! Они воспринимают Россию как такой пряничный прекрасный домик, с прекрасным Владимиром Путиным, который "очень хороший человек". Но когда им начинаешь приводить какие-то факты, например, из моей биографии, у людей волосы шевелятся от ужаса, они в это поверить даже не могут! Им нужно какое-то время для осознания того, что реально происходит. У них просто меняется картина мира. Здесь я большие надежды возлагаю на альтернативные источники информации. Людям нужна нормальная, доступная альтернативная точка зрения на те же самые события. И тогда, мне кажется, как люди разумные, они смогут свою точку зрения выработать сами. Пропаганда в самой России, как я вижу, постепенно из телевизора и интернета переходит в обычное пространство. Я вижу, как около станций метро раздают буклеты про "врагов народа". Я вижу "позорные палатки", где с людей денег, по сути, на войну, собирают. Много других очень неприятных моментов. Эта пропаганда постепенно материализуется, и это очень неприятная тенденция. Вот этой материализации в Эстонии нет. Все-таки здесь у Кремля меньше влияния, чем в России.
- Среди сотен случаев уничтожения природы в России, ударов по экологии в российских городах, в первую очередь, какие вы бы выделили? Что вас пугает более всего? Я знаю, что вы следите за новым конфликтом в Лосиноостровском парке в Москве, связанном с еще одним строительством, на этот раз храма РПЦ.
- Не только за ним! Я сейчас стараюсь поддерживать практически все экологические начинания, о которых мне и моей команде удается узнать. Я пытаюсь привлекать внимание СМИ, освещать в интернете и помогать людям. Потому что информация – это все. Конечно, этот конфликт в парке Торфянка – просто позор! Я не считаю, что это храм, для меня это никакой не храм! Храмы строят в законных местах. Это незаконное строительство. Никто не имеет права строить в парках. Это место рекреационное, то есть оно существует только для того, чтобы там люди отдыхали. И то, что РПЦ нанимает вот этих "православных" боевиков из "Сорока сороков", которые избивают жителей, что ОМОН задерживает жителей просто за то, что они пытаются отстоять свое конституционное право на благоприятную окружающую среду– это позор! Честно говоря, я восхищаюсь жителями Торфянки. Некоторые из них, конечно, оболванены пропагандой - потому что было очень смешно смотреть это видео, когда они кричат омоновцам "Полиция, полиция!" Они не понимают, что это - и есть полиция! Они кричат "Мы же не в Украине!" Конечно, вы не в Украине! Добро пожаловать в реальный мир! Вы в России! Вот так расправляются с людьми, которые встают на пути власти. Еще то, что меня сейчас очень волнует – засыпание Волги. Это звучит дико и чудовищно. В районе урочища Займище под Казанью сейчас идет засыпание Волги под элитные коттеджи и скоростную платную дорогу. Люди, которые с этим борются, местные активисты, к сожалению, проиграли слушания в Верховном суде. У активистов начинаются проблемы, на них заводят уголовные дела. Это вопиюще, вообще - засыпать главную русскую реку! Это очень странно.
- Что бы вы могли в первую очередь посоветовать активистам, таким, как вы, кто продолжает борьбу в России?
- Прежде всего, надо учиться самоорганизовываться. Чем вас больше, тем это безопаснее. Вопрос безопасности - первый. Во-вторых, у нас разработана сейчас инструкция, причем, в нескольких вариантах. На сайте activatica.org вы можете найти длинные лекции с видео, как это делать, как всем организовываться, и короткие версии, инструкции, что нужно делать, когда вы столкнулись с теми или иными проблемами, связанными с уничтожением природы, или уничтожением вашей городской среды. Не должен один человек заниматься всем. У каждого должна быть своя сфера деятельности – кто-то работает со СМИ, кто-то проводит юридическую работу, кто-то - больше с населением, распространяет газеты, листовки и т. д. Не бойтесь делать какие-то новые шаги. Люди, например, бояться делать газету, считают, что нужна какая-то лицензия, и так далее. Делайте боевой листок, объясняйте людям ситуацию! Это ваше конституционное право – доносить до граждан правдивую, честную информацию. И конечно, очень важны СМИ. Не ждите, что вас пригласят на Первый канал, это случается крайне редко, и информацию могут переврать. Поэтому делайте упор на социальные сети, интернет, на все места, где вы можете размещать свою информацию. Пусть какого-то прямого результата даже сразу не будет - значит будет прекрасный косвенный результат. Потому что, да, у нас не получилось защитить Химкинский лес, но люди, которые боролись по нашим технологиям, столько всего защитили – отстояли поселок Зеленый, Селятинский лес, в Златоустье отстояли прекрасный парк. Очень много объектов, где получилось. И я за них радуюсь. Не бойтесь, не бейте себя по рукам, не говорите "у меня не получится". У вас все обязательно получится! – говорит эколог и оппозиционер Евгения Чирикова.