В России всего лишь за один день, 6 августа, когда вступил в силу указ Владимира Путина об уничтожении продуктов, ввезенных в обход эмбарго, было уничтожено 319 тонн продовольствия – фруктов, овощей, сыров, мяса. В пятницу процесс уничтожения еды продолжится: так, только в Брянской области власти собираются раздавить тракторами и бульдозерами 200 тонн фруктов.
Ленты российских информационных агентств в эти дни напоминают сводки о боевых действиях, где в качестве врага выступает еда. После того, как указ Владимира Путина об уничтожении незаконно ввезенных продуктов вступил в силу, таможенники взялись за дело, засучив рукава – хотя еще в среду и четверг с их стороны были робкие попытки отсрочить уничтожение сыров и помидоров из за "несогласования" некоторых вопросов с силовыми структурами, которые должны следить за выполнением указа, в первую очередь погранслужбой ФСБ. Об итогах войны с едой в четверг отчитался Россельхознадзор: уничтожено 319 тонн продовольствия. Есть все основания полагать, что в пятницу эта цифра вырастет – в одной только Брянской области, где расположен пункт пропуска "Красный камень" на российско-белорусской границе, будут давить бульдозерами 200 тонн фруктов и овощей.
В качестве оснований для уничтожения документов таможенники чаще всего указывают на отсутствие нужных сертификатов, вызывающее сомнения в происхождении продуктов – так, например, была уничтожена партия свинины в Самарской области, несмотря на то что на коробках была отчетлива видна маркировка "Сделано в Бразилии":
Говорят и о "ложном транзите", когда товар из попавших под эмбарго стран якобы переводится из страны Таможенного союза в Европу, а на самом деле разгружается в России. "Ложный транзит" стал основанием для уничтожения 20 тонн латвийского сыра в Оренбурге, который, по словам пресс-секретаря Россельхознадзора Юлии Мелано, везли из Казахстана:
За уничтожением сыра в Оренбурге следил корреспондент Радио Свобода Максим Курников:
"Продукты, которые были уничтожены, были задержаны еще в начале недели, в понедельник. Тогда уже было известно о решении уничтожать, но было неизвестно, попадут ли под него именно они. Нам в региональной таможне говорили, что непонятно, что с ними будет, пока не пройдет какое-то административное расследование. С утра появилась информация от московской таможни, что все, будет произведено первое уничтожение. Но в регионе нам это не подтверждали и говорили, что ничего не знают. В итоге только днем, когда, наверное, какая-то команда была получена, они сказали, что передали все в Россельхознадзор и он повез этот сыр на полигон твердых бытовых отходов. Туда можно было попасть беспрепятственно, всех пустили посмотреть на это. Полигон, а привычнее сказать, свалка, которая выполняет эти скорбные функции, расположена в 10 километрах от города, в деревне Подгородняя Покровка.
Там уже стояла фура, в этой фуре было 20 тонн сыра. Эти 20 тонн сыра вытаскивались трактором на землю. Привязывалась веревка к большой такой упаковке, 100-150 килограммов, сбрасывалась на землю, и по ней проезжал гусеничный трактор, сначала в одну сторону, потом в другую. Вперед-назад, вперед-назад, и так по три раза. По каждой такой упаковке сыра, чтобы сыр смешался с землей и был непригоден. Потом его сбрасывали в яму и обливали каким-то химическим составом, перед тем как закопать.
Это был латвийский сыр, он попал в Россию очень интересным путем. Он из Латвии был ввезен в Белоруссию, в Белоруссии был оформлен как транзитный груз в Казахстан. Его привезли в Казахстан, а уже из Казахстана, пользуясь отсутствием таможни, хотели провезти назад, но таможне об этом стало каким-то образом известно, его задержали и арестовали. Компанию, которая этим занималась, оштрафовали на 100 тысяч рублей.
Тракторист сказал: "Я бы человека, который это придумал... как-нибудь наказал!"
Таможенники были скупы на комментарии, они говорили: "Мы – орудие экономической политики государства". Я подобрался к трактористу и спросил его, какие у него ощущения. Он сказал, "самые жуткие". Потому что неурожай, у нас есть районы, которые сильно пострадали от засухи, скотину кормить нечем. Он долго подбирал слова, сказал: "Я бы человека, который это придумал…." – потом долгая была пауза – "как-нибудь бы наказал!" Он сказал: "Пожалуйста, покажите это людям, покажите, что тут происходит, может, до них дойдет, что так просто нельзя!" Вообще, самое главное слово, которое звучит, когда здесь это обсуждают, – это слово "стыд". Потому что все, когда находятся возле еды, новой, чистой, качественной, и вот ее уничтожают у тебя на глазах, тебя охватывает какое-то очень неприятное чувство".
Пожалуйста, покажите это людям, покажите, что тут происходит, может, до них дойдет, что так просто нельзя!
Уничтожают еду любыми имеющимися в наличии средствами. Чаще всего это катки, использующиеся при дорожном строительстве, или обычные трактора и бульдозеры. В больших городах, где об оснащении таможенных пунктов "мобильными крематориями" для продуктов озаботились раньше, помогает очистительный огонь. Так, в Санкт-Петербурге, в аэропорту Пулково было сожжено 20 тонн сыра из Германии. В Смоленской области использовали специальный пресс – под него отправилось содержимое трех фур с нектаринами и двух – с томатами. "Продукция прибыла по поддельным документам, в ходе проверки было установлено, что она выращена на территории ЕС", – утверждают в Россельхознадзоре.
Российские СМИ пишут и о чувствах людей, непосредственно задействованных в процессе уничтожения еды. Так, по словам корреспондента РБК, представитель совхоза в районе московского аэропорта Внуково, где вчера уничтожали яблоки из Польши, был откровенно расстроен происходящим. По словам Максима Курникова, журналиста "Эха Москвы" в Оренбурге, на трактористов, давивших латвийский сыр, "было больно смотреть".
Уничтожение 1,5 тонн яблок в Новосибирске:
"Газета.ру" в пятницу публикует большой репортаж из пункта пропуска "Красный камень" в Брянской области на границе с Белоруссией. Здесь сотрудники Россельхознадзора и ФСБ задержали три "Газели" и 10 фур с картофелем, капустой, помидорами, персиками и нектаринами из Европы. По словам пограничников, груз был зарегистрирован как турецкий, затем перерегистрирован как молдавский, а затем – как белорусский. Водители фур недоумевают, клянутся, что купили товар в Белоруссии, и утверждают, что "белорусская сторона не выдает санитарных сертификатов – ни нам, ни россиянам". Дальнобойщиков не выпускают из пунктов пропуска, пока они не распишутся в документах об уничтожении груза. Приходится импровизировать – так, в четверг водитель задержанной на белорусско-российской границе фуры с помидорами угнал ее обратно в Белоруссию прямо с КПП, узнав, что товар собираются уничтожать.
Спасают продукты от уничтожения и пограничники соседних с Россией стран. Так, в пятницу Госпогранслужба Украины сообщила о задержании водителя, который собирался вывезти в Россию полтонны сыра.
Тем временем петиция на сайте change.org с просьбой к Владимиру Путину отменить указ об уничтожении еды, чтобы направить ее нуждающимся, набрала уже более 300 тысяч подписей – правда, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уже успел высказать подозрения, что они были собраны с помощью "накруток". В пятницу стало известно, что письмо Путину с просьбой отменить указ направили депутаты петербургского Законодательного собрания Борис Вишневский и Александр Кобринский. Нет недостатка и в реакции пользователей социальных сетей:
Указ Путина об уничтожении продуктов, ввозимых в Россию в обход эмбарго, вступил в силу в годовщину введения этой меры, которую Москва называет ответом Западу на введение санкций против своих чиновников и госслужащих, ответственных за аннексию Крыма и разжигание конфликта на Украине. В июне эмбарго было продлено еще на год, до 5 августа 2016-го, обсуждается его расширение на новые категории продуктов. Уже решено, что дополнительной проверке будут подвергаться цветы из Нидерландов, и, как пишет РБК, первая партия голландских роз может быть уничтожена под Можайском уже в начале следующей недели. Ужесточение правил ввоза цветов из Голландии Россельхознадзор оправдывает участившимися случаями обнаружения в них опасных паразитов, пользователи социальных сетей связывают эту меру с тем, что именно Нидерланды являются одним из инициаторов создания международного трибунала по расследованию катастрофы "Боинга" над Донецком, против чего резко выступает Россия, наложившая вето на соответствующую резолюцию в Совете безопасности ООН.