Свободная Европа: Возможно ли соблюдение таких демократических принципов как ненасилие, как упразднение недемократического, с точки зрения протестующих, режима демократическим путем, после того как Молдова прошла через опыт событий 7 апреля 2009 года, в результате которых к власти пришли те, кому сегодня грозит свержение их же методами.
Игорь Боцан: «Гражданская платформа «Достоинство и правда», будучи убеждена, что только благодаря мирным протестам можно добиться успеха, неизменно выступает за проведение протестов исключительно мирного характера».
Свободная Европа: Однако вышеупомянутая гражданская платформа не является партией, в которой бы царила дисциплина, члены которой подчинялись бы чьему-либо совету, решению или приказу.
Игорь Боцан: «Это так. Однако есть и обратная сторона этой медали. Речь идет о том, что мы представляем собой группу людей, которые формально не являются членами какой-либо организации. Но у нас есть общая цель. Для того чтобы Молдова вернулась к нормальной жизни, мы обращаемся к гражданам. Мы говорим следующее: уважаемые сограждане, мы выступаем в рамках гражданского движения. Для того чтобы освободить страну от олигархического режима, мы призываем вас присоединиться к нам».
Свободная Европа: Каковы ваши гарантии? Потому что, согласно закону, те, кто собирает людей, возлагают всю ответственность на себя, в том числе за возможные последствия.
Игорь Боцан: «Верно. Мы обратились к ветеранам, которые дали свое согласие и заверили нас в том, что обладают необходимыми связями и навыками для обеспечения мирного характера подобных митингов, а также для немедленного выявления и устранения провокаторов. Это и было сделано. Мы благодарны ветеранам, без участия которых митинг попросту бы не состоялся».
Свободная Европа: Однако ответственность по защите протестующих от возможных провокаций и действий насильственного характера лежала, в том числе, на представителях власти.
Игорь Боцан: «Конечно. Так и есть. Мы заявляли о том, что выступаем исключительно за проведение мирного протеста. Мы направили письма в адрес Министерства Внутренних Дел и Службы Информации и Безопасности, в которых указали на то, что наш замысел носит мирный характер, а их законная и конституционная обязанность состоит в обеспечении мирного собрания граждан. Кроме того, мы попросили, чтобы в случае наличия у них информации о возможных провокаторах, они их выявили и устранили. Вся эта работа была выполнена. Мы рады тому, что наш митинг, в котором приняли участие множество людей, носил мирный характер».
Свободная Европа: Пока что. Постучим по дереву.
Игорь Боцан: «Постучим по дереву. Вы правы, говоря «пока что», так как очень важно понять, что речь идет о целом протестном явлении. За последние полгода это четвертый широкомасштабный, мирный митинг. Четыре митинга, в каждом из которых приняли участие десятки тысяч граждан, помог нам преодолеть «синдром 7 апреля», когда в окна государственных учреждений летели камни. То есть, это социальное явление. Люди недовольны, однако им удалось выразить свое недовольство в рамках мирного протеста».
Свободная Европа: Все это связано с логистикой вчерашнего протеста. Что касается его философской составляющей: все-таки, какое количество вербального насилия и агрессивности допустимо в рамках демократического посыла? Вчера, выступая с трибуны, Василе и Андрей Нэстасе дали понять, что в случае, если власть не ответит на призывы митингующих, протест изменит свой мирный характер.
Игорь Боцан: «Не думаю, что они имели в виду именно это. Думаю, эти слова были произнесены в момент ожидания встречи с премьер-министром, когда люди уже начали скучать. Поэтому мои коллеги прибегли к своему красноречию, чтобы удержать внимание участников митинга».
Свободная Европа: Какое количество вербального насилия можно считать допустимым, чтобы все-таки не выходить за рамки демократического посыла?
Игорь Боцан: «Могу сказать, что есть пределы, выходить за которые недопустимо».
Свободная Европа: Как мы устанавливаем эти пределы?
Игорь Боцан: «Думаю, есть слова, которые могут служить призывом к действию. Если эти обращения подразумевают лишь намерения, то их можно считать допустимыми. Пределом этих обращений можно считать призыв перейти к действиям».
Свободная Европа: То есть, все, что произошло до сих пор, Вы считаете абсолютно демократичным?
Игорь Боцан: «Думаю, да. Однако давайте дождемся последствий. Мы, например, не собирались организовывать палаточный городок. Когда представители власти, которые получили заблаговременное уведомление, не соизволили выйти на встречу с контактной группой, мы решили разбить палатки».
Свободная Европа: То есть, это не был «рояль в кустах», как говорят русские.
Игорь Боцан: «Нет. Мне известно об этом из разговоров с коллегами».
Свободная Европа: Это предложил господин Кеяну.
Игор Боцан: «Да. Однако господин Кеяну не является членом гражданской платформы. Он нас лишь поддерживает и мы ему очень за это благодарны. Его популярность для нас очень важна».
Свободная Европа: Есть еще один очень важный и полярный человек. Речь идет о Майе Санду, обращение которой Вы зачитали с трибуны. Это было импровизацией или таким образом было обращено внимание на потенциального лидера высокого калибра?
Игорь Боцан: «Должен признаться, что я много раз встречался с госпожой Майей Санду. Наше общение было очень искренним. Гражданская позиция Майи Санду вполне ясна. Она позволила мне высказать эту позицию с трибуны. Вот и все. Майя Санду выступила с обращением к прессе, дав понять, что будет оставаться в Молдове, чтобы продолжать свою деятельность здесь. Что будет дальше, мне сказать трудно. Однако я хотел бы заверить наших радиослушателей, что платформа останется гражданской, останется неформальной, неправительственной организацией, которая будет стремиться стать сторожевым псом, чтобы те, кто, возможно, придет на смену нынешней власти, и кто вначале будет на хорошем счету у народа, не перешли к олигархии, коррупции и так далее».
Свободная Европа: Одним из ваших требований стало изменение системы избрания президента. У вас есть возможный кандидат на эту должность? Я не прошу Вас назвать мне конкретное имя. Однако вы уже думали о подобном кандидате?
Игорь Боцан: «Мы являемся гражданской платформой. Мы не назначаем и не ищем кандидатов. Все идет своим чередом. Люди нам говорят: если вы за это взялись, то должны довести дело до конца, у вас должен быть план действий и так далее. На это я отвечаю следующим образом: люди добрые, я тоже гражданин, и своим примером я призываю вас поступать также как я; в том, что касается политических программ, то будет принято решение; вероятно, это станет возможным после того, как мы убедимся в том, что поддержка людей настолько велика, что те, кто обладает необходимыми лидерскими качествами, проявят себя сами; мы не можем «высидеть» потенциального лидера, представить его перед людьми и призвать за него голосовать; лидеры должны проявить себя сами».
Свободная Европа: Позвольте мне прибегнуть к метафоре. Это означает, что существует некий 3D-принтер, который печатает потолок, то есть мы видим конструкцию в развитии?
Игорь Боцан: «Думаю, да. И я публично об этом заявлял. Платформа и я лично выступаем за гражданский характер ее устройства, за консолидацию молдавской политической нации на основе принципа гражданской принадлежности. А те, кто входит в состав контактной группы платформы, и представляют различные организации, молодежь, являются фермерами, пенсионерами, ветеранами и так далее, могут подумать о создании платформы, которая ответит на все те вопросы политического характера, которые Вы мне задаете».
Свободная Европа: Демократична ли реакция властей на список требований, который вы им направили, а также на способ, каким вы просите их уйти? Как Вы считаете, власти выдержали тест демократичной реакции, несмотря на некоторые попытки сорвать масштабность протеста. Насколько зрела и демократичная наша власть, если судить по реакции?
Игорь Боцан: «На мой взгляд, нынешняя власть коррумпирована и незаконна, так как она обманывала нас во время предвыборной кампании, участвовала в краже миллиарда, и сейчас нам достались плоды всего этого».
Свободная Европа: То есть, их поведение не имеет никакого значения?
Игорь Боцан: «Оно имеет огромное значение. У этой власти нет приемлемых решений. Она не может перейти к действиям, так как не способна просчитать эффект от попытки помешать проведению протеста».
Свободная Европа: Меня интересует менеджмент в условиях кризиса. В сложившейся ситуации кризисная ячейка власти способна на демократическую реакцию?
Игор Боцан: «Думаю, этого не произошло, так как вчера господин премьер-министр общался с контактной группой не самым адекватным образом. Однако сегодня мы видели обращение премьер-министра, который приглашает инициативную группу протестующих к столу переговоров. То есть, в рамках предстоящего контакта, думаю, будут вновь зачитаны требования протестующих, а также будут обсуждены возможности достижения конечной цели: досрочных парламентских выборов. Ведь если мы, и я в том числе, говорим, что нынешняя власть незаконна, что во время парламентских выборов она умолчала о краже миллиарда, а во время предвыборных дебатов 7 мая призналась, что ей обо всем было известно, что она следила за происходящим, а соответствующие учреждения не вмешались, ожидая знака со стороны политического класса, который так и не дал соответствующих распоряжений... Следственно, если политический класс был проинформирован со стороны специальных служб о массивном разворовывании страны, но никак на это не отреагировал, то этот политический класс сам во всем замешан. У меня нет других логических объяснений всему произошедшему».
Свободная Европа: Такая власть как минимум беспомощна.
Игорь Боцан: В любом случае, эта власть незаконна. И тогда я, как гражданин, говорю: – и это будет ответом на Ваш вопрос, – если существует так называемый Альянс за Европейскую Интеграцию в государстве, ассоциированном с Европейским союзом, то почему бы не поступить по-европейски? В Греции, которая охвачена кризисом, в этом году прошла уже вторая попытка досрочных выборов. Мы тоже нашли необходимые ресурсы для досрочных парламентских выборов: речь идет о пропорции в 0,2%, гарантирующей в будущем году финансирование тех самых партий, которым предъявлено обвинение в коррупции. Можно ли в таких условиях говорить о заинтересованности молдавских граждан финансировать партии, которые признают, что допустили разграбление государства?»
Свободная Европа: Или не смогли его остановить.
Игорь Боцан: «Или не смогли этого сделать. Однако нам от этого лучше не станет. Мы должны будем возместить этот миллиард. Уже говорилось о том, что он взвален на наши плечи. Официально этот долг будет признан в ноябре. Чего еще можно ждать от власти, которая подчинена олигархическим интересам?»
Свободная Европа: Кстати, о ноябре. У вас есть примерный календарь событий, которые должны привести к ожидаемому результату?
Игор Боцан: «Конечно. Мы работаем над подобным календарем. Мы стремимся соблюдать конституцию, законодательство. Наши требования должны быть абсолютно законными, так как мы знаем, что, если бы нынешняя власть действовала по своему усмотрению, то она наверняка прибегла бы не только к средствам информационной борьбы, но и к физической расправе с нами. Нам известно, что она зависит от международных партнеров Молдовы, без поддержки которых они бы не смогли даже удержать страну на плаву. Поэтому наше поведение должно быть, как говорится, с иголочки, безукоризненным, максимально соответствовать национальному и международному законодательству».
Свободная Европа: Итак, как же выглядит календарь предстоящих событий?
Игор Боцан: «Он выглядит примерно так: в марте будущего года должны пройти досрочные выборы. Эта дата должна соответствовать положению конституции, согласно которой Парламент не может быть распущен за полгода до президентских выборов. Представители власти должны сесть за стол переговоров с контактной группой, чтобы решить каким образом все это время удерживать страну на плаву. Мы бы хотели, чтобы они несли ответственность за удержание страны на плаву, чтобы к моменту проведения досрочных выборов Молдову не охватил хаос».
Свободная Европа: Господин Стрелец упомянул о том, что иностранная делегация, которая должна была прибыть в страну 22 сентября, отказалась от своего приезда из-за нестабильности в стране, о которой рассказывают по телевизору.
Игорь Боцан: «Нестабильность вызывают не граждане страны, а политики, которые их ограбили. Господин Стрелец должен это хорошо понимать. Сейчас его задача состоит в принятии необходимых, очень сложных, тяжелых решений, которые являются следствием пребывания во власти партии, членом которой он является последние шесть лет».
Свободная Европа: Возможно, через взятие на себя ответственности.
Игорь Боцан: «Это касается только его и тех, кто его поддерживает в Парламенте. Им нет оправдания. В их распоряжении были шесть лет. У них были чеки, подписанные международными партнерами. У них была «история успеха», которая была для них невероятным авансом. В результате, эта «история успеха» трансформировалась в ужасную историю с захваченным государством. Все это сделали они, а не мы. А теперь они просят о снисходительности. О какой снисходительности может идти речь? Мы терпели их целых шесть лет. Нам понадобилось шесть лет, чтобы реанимировать мирные протесты в качестве инструмента давления, так как, наверное, они же и спровоцировали акты насилия 7 апреля 2009 года».
Свободная Европа: Расточительные дети всегда рассчитывают на снисхождение родителей.
Игорь Боцан: «Согласен. Однако мы – граждане этой страны. Мы видели реакцию людей. Люди хотят жить в своей стране, любить свою страну, свою родину, не странствовать по миру, зарабатывая себе на кусок хлеба. Они хотят жить дома, здесь. И кто же их обокрал? Те, кто провозгласили себя проевропейской силой. Вспомним, что три года назад говорил наш коллега Виталие Чобану: они назвали себя проевропейской силой, чтобы шантажировать нас тем, что в случае, если мы начнем их критиковать, мы превратимся в противников европейской интеграции».