Linkuri accesibilitate

Дерзкая, жесткая и красивая Савченко


Надежда Савченко в зале суда
Надежда Савченко в зале суда

Специальный корреспондент Радио Свобода Антон Наумлюк – об ожиданиях от очередной недели суда над Надеждой Савченко

В Донецком городском суде Ростовской области 19 октября на процессе по делу украинской военнослужащей Надежды Савченко сторона обвинения продолжит предоставлять свои доказательства. Сама Савченко и ее защита уже заявили, что многие свидетели со стороны прокуратуры и следствия, возможно, подставные лица. Адвокаты намерены продолжать добиваться присутствия на процессе в качестве свидетеля сестры подсудимой Веры Савченко. Несколько дней назад защитник Марк Фейгин сообщил, что сестре Савченко запрещен въезд на территорию России до 2020 года.

МИД Украины усмотрел в запрете на въезд Веры Савченко в Россию попытку давления на Надежду Савченко, назвав действия российской стороны "недопустимыми" и ограничивающими возможности адвокатов подсудимой задавать вопросы свидетелям обвинения. Причем такими "свидетелями", как отмечается в комментарии украинского МИДа, выступают участники незаконных вооруженных формирований, действующих на территории Украины. Киев подчеркивает, что Российская Федерация продолжает нарушать взятые на себя обязательства в рамках Совета Европы, игнорируя статус Надежды Савченко как члена Парламентской ассамблеи Совета Европы с соответствующим иммунитетом.

Корреспондент Радио Свобода Антон Наумлюк, по-прежнему освещающий суд над Надеждой Савченко, рассказывает, что свидетели, представленные прокуратурой, в основном боевики из так называемой самопровозглашенной "Луганской народной республики", которые захватывали ее в плен 17 июня 2014 года:

Антон Наумлюк – специальный корреспондент Радио Свобода на суде над Надеждой Савченко
Антон Наумлюк – специальный корреспондент Радио Свобода на суде над Надеждой Савченко

– Это люди, которые так или иначе сталкивались с ней во время боевых действий в этот день. Все они рассказывают примерно то же самое, что написано в протоколах допросов во время следствия. Любой вопрос, который выбивается из контекста, уже записанного следователем, приводит к затруднениям в ответах. Есть и "письменные свидетельства", которые постепенно прокуроры представляют суду – не очень значимые документы, которые, по мнению обвинения, должны, однако, доказывать вину Савченко. Следующая неделя, по всей видимости, будет посвящена продолжению такой работы стороны обвинения. Есть несколько опросов людей, которых не допрашивают в качестве свидетелей в суде, но, тем не менее, они фигурируют в материалах дела. Например, на последнем заседании были зачитаны показания священнослужителя РПЦ, который рассказывал, что он якобы побывал в плену, и Надежда Савченко отнеслась к нему "не по-человечески". Сама Надежда Савченко на это реагировала смехом, так же как и ее защитники. Естественно, она не признает этих действий. Адвокаты готовятся представить свои письменные доказательства: это и карта, и результаты биллинга, то есть проверки местонахождения телефона Надежды Савченко во время обстрела, во время которого погибли российские журналисты. Сторона защиты утверждает, что по меньшей мере уже за 30 или 40 минут до этого момента Надежда Савченко находилась в плену. Более того, она была в Луганске, то есть даже не на месте событий, где произошла трагедия.

На суде над Савченко видна совершенно нулевая терпимость

Единственный свидетель защиты, сестра Надежды Савченко Вера, не была допущена на территорию РФ. Она утверждает, что въезд ей запрещен в течение 5 лет. Как в таком случае ее будет допрашивать суд, или не допрашивать, не очень понятно. Но судьи приняли такое решение: если будут официальные подтверждения от ФСБ России, что Вере Савченко запрещен въезд на территорию РФ, то суд должен будет применить какие-то действия для того, чтобы все же получить ее показания – либо как-то удаленно, либо по видеосвязи. Сторона защиты такое ходатайство подавала.

– По вашим ощущениям, это действительно беспристрастный судебный процесс? Как ведут себя судьи?

– Самая очевидная аналогия, которая постоянно напрашивается, – это сравнение с судом над Олегом Сенцовым и Александром Кольченко. Но нужно учитывать, что дело Сенцова и Кольченко находилось полностью в руках ФСБ, а здесь же работает Следственный комитет, и атмосфера совершенно другая. Есть несколько процессуальных моментов, которые заставляют меня соглашаться с адвокатами, утверждающими, что этот процесс не имеет никакого отношения к правосудию. На суде над Савченко видна совершенно нулевая терпимость, любые ходатайства, просьбы от стороны защиты и самой Надежды, которые можно отклонить, и отклоняются судом, даже не задумываясь. Свидетели же, которых представляют прокуроры, часто отказываются отвечать на вопросы, мотивируя это просто: "Я не хочу". И судья вынужден придумывать оправдания для того, чтобы тот вопрос, который уже прозвучал, и на который уже последовал хоть такой, но ответ, не был бы формально отклонен, вынужден придумывать варианты, чтобы его не учитывать.

Она очень уверена в себе, прекрасно понимая, что приговор уже предопределен

Адвокаты Савченко уверены, что процесс окончится обвинительным приговором, который уже вынесен, с огромным сроком заключения. И сейчас, как говорит защитник Илья Новиков, они работают не для того, чтобы добиться минимального срока заключения, а на то, что последует за этим, на то, чтобы дать европейским, западным судам, структурам, их коллегам и юристам возможность работать с материалами, которые всплывают во время процесса. Для того, чтобы потом давить на российскую сторону в вопросе освобождения и Надежды Савченко, и Кольченко, и Сенцова, и всех остальных.

– Судебный процесс над Савченко продолжается уже не первую неделю. По вашим оценкам, все длится дольше, чем было запланировано?

Сестре Надежды Савченко Вере запрещен въезд в Россию
Сестре Надежды Савченко Вере запрещен въезд в Россию

– Нет, он как раз идет явно быстрее. Потому что со стороны обвинения было заявлено более 60 свидетелей. Пока что было опрошено, если не ошибаюсь, около 15 человек. И периодически сторона обвинения говорит: "У нас свидетели кончились". Они собираются дальше продолжать зачитывание лишь письменных материалов дела. Иногда появляются какие-то очень странные свидетели, как на последнем заседании – некий человек из Луганской области Украины, который там воюет за сепаратистов, перешел границу и пришел в суд! Расписание слушаний было оговорено до конца октября. И, скорее всего, в эти сроки закончится представление доказательств обеими сторонами. У стороны защиты свидетелей не так много, сейчас, по сути, вообще никого не осталось, и письменные доказательства в материалах дела есть. Их можно зачитать. Не знаю, будут ли они приобщать что-то новое, пока неясно. Дальше начинаются прения, последнее слово Савченко, к которому она, по словам адвокатов, уже готовится, и приговор. Вполне возможно, что уже к середине ноября все закончится, и мы будем знать результат.

– Как ведет себя сама Надежда Савченко?

Ее камеру специально приготовили

– Она очень уверена в себе, прекрасно понимая, что приговор уже предопределен, и периодически даже несколько дерзко разговаривает с судьями и прокурорами. Она отвечает им на все их замечания, которые они пытаются ей делать, и очень жестко. Она утверждает, что невиновна, и ведет себя как боевой офицер, сохраняющий чувство чести и достоинства и требующий этого же от противников (она их не называет врагами), выступающих сейчас в суде в качестве свидетелей, которые захватывали ее в плен и воевали против нее. Либо это линия защиты, либо это действительно внутреннее состояние Надежды Савченко. В принципе, в этом образе она чувствует себя совершенно комфортно, видно, что это черты ее личности. Она восстановила здоровье после голодовки и выглядит весьма привлекательно.

– Какие-то жалобы на условия содержания под стражей есть с ее стороны?

– Насколько я знаю, нет. Более того, в СИЗО, в котором она сейчас находится, в Каменск-Шахтинском, откуда ее возят, достаточно далеко, до Донецка Ростовской области, перед тем, как она туда поступила, был проведен ремонт. Ее камеру специально приготовили. Явно правоохранительные органы тоже готовились, во всяком случае, в Ростовской области, к тому, что к ним поступит такой известный арестант, – рассказывает Антон Наумлюк.

Адвокат Илья Новиков защищает Надежду Савченко
Адвокат Илья Новиков защищает Надежду Савченко

Надежду Савченко обвиняют в причастности к убийству двух сотрудников российской компании ВГТРК, корреспондента Игоря Корнелюка и звукорежиссера Антона Волошина. По утверждению российского следствия, Савченко, являясь офицером Вооруженных сил

Украины и участвуя в боевых действиях в Донбассе в составе украинского добровольческого батальона "Айдар", 17 июня 2014 года в районе поселка Металлист Луганской области вела наблюдение и корректировку артиллерийского обстрела участка блокпоста так называемых ополченцев самопровозглашенной ЛНР, где в том числе находились российские журналисты. В результате Корнелюк и Волошин погибли. Сама Савченко все обвинения категорически отвергает и заявляет, что ее еще до этого происшествия похитили на территории Украины и насильно вывезли в Россию. В поддержку Надежды Савченко неоднократно высказывались многие украинские, а также западные политики, правозащитные организации и гражданские активисты.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG