Linkuri accesibilitate

Влад Плахотнюк: бизнесмен, бывший политик – штрихи к портрету


Влад Плахотнюк
Влад Плахотнюк

Выход из тени, уход из политики, работа над имиджем. Бизнес, оформленный на третьих лиц. Мониторинг Интерпола.

В информационном пространстве имя Влада Плахотнюка стало мелькать в период коммунистического правления (2001-2009 гг.), когда его представляли как человека, близкого к окружению Воронина – одни это считали пороком, другие, напротив, добродетелью.

Пресса той поры писала о Плахотнюке как о крайне удачливом и влиятельном бизнесмене благодаря, в частности, различным формам партнерства с сыном президента Республики Молдова Олегом Ворониным.

Его называли „серым кардиналом”, „человеком-фантомом”, „кукловодом”; долгое время в интернете можно было найти одну единственную его фотографию. В 2008 году пресса писала, что его имя фигурировало в списке возможных претендентов на пост премьера после отставки Василия Тарлева.

Кандидатура Плахотнюка рассматривалась не только потому, что он был в хороших отношениях с президентом Владимиром Ворониным, но и за его исключительные управленческие качества и, не в последнюю очередь, потому что он был богат, следовательно, не мог быть коррумпирован», – писала в апреле 2008 года газета «Молдавские Ведомости».

Эти слухи подпитывали и отдельные политики. В кампании по досрочным выборам 29 июля 2009 года нынешний председатель Демпартии Мариан Лупу, чей уход из ПКРМ тогда взбудоражил молдавский политический класс, заявил: „В окружение правящей семьи, «царского двора» входит ограниченное число лиц, бизнесменов, эдакая каста избранных; известные имена – Игнатенко, Плахотнюк и другие, создавшие целую сеть монополизированных, я бы даже сказал – мошеннических схем по импорту мяса, по импорту рыбы, которые наносят сокрушительный вред обществу… Речь о монополизированной экономической системе - как следствия монополизации политической системы”.

Одна из сделок, осуществленная при коммунистах, в конце 2008 года, оказалась на редкость удачной и выгодной - это была приватизация гостиничного комплекса Codru. СМИ отмечали, что за этой сделкой стоял Влад Плахотнюк. Государственный 100-процентный пакет акций гостиничного комплекса был продан кипрскому оффшору Daranian Holdings Limited за 50 миллионов леев – смехотворная цена за крупную недвижимость в самом центре Кишинева. По оценкам экспертов, сделка нанесла значительный ущерб государству, а прокуроры потребовали расторжения договора купли-продажи. По данным Счетной палаты, за приватизацию этого объекта государство могло бы получить минимум 212 миллионов леев, то есть в четыре раза больше.

Впоследствии гостиница перешла к другим собственникам, также затаившимся в оффшорах, но в итоге стала собственностью компании Finpar Invest, которую контролирует Влад Плахотнюк через третьих лиц.

Как показывают документы, опубликованные организацией RISE Moldova, с декабря 2010 года и по 2014 год пайщиком Finpar Invest SRL была компания OTIV Prime Real Estate BV (Нидерланды) в лице председателя парламента Андриана Канду и Чезары Салински - управляющей Prime Management SRL – единственной компании, официально задекларированной Владимиром Плахотнюком.​

Согласно журналистскому расследованию, проведенному газетой „Timpul” в конце 2008 года, в 2007-2008 гг. экс-президент Владимир Воронин в своих зарубежных поездках летал на самолете, де-факто принадлежавшем Плахотнюку, но официальным владельцем которого была его сестра Вера Морозан – не нее была оформлена не одна компания Плахотнюка. Тогда бизнесмен уверял, что продал фирму Nobil Air, но в 2010 году признал, что все еще владеет самолетом.

24 декабря 2012 года в интервью „Adevărul” Олег Воронин запутался, отвечая на вопрос о совместном бизнесе с Плахотнюком. С одной стороны, он сказал, что никогда их не связывали близкие отношения и общих дел они никогда не вели. С другой стороны, признал, что о знакомстве с этим человеком глубоко сожалеет: „Он воспользовался доверием. Где весь тот бизнес, который я якобы отобрал силой до 2009 года? Всё - у Плахотнюка”.

Образ успешного бизнесмена

В нулевых годах Влад Плахотнюк чаще всего упоминается как успешный менеджер Petrom-Moldova, будь то в должности коммерческого или генерального директора. В своей биографии он указал, что работал в Petrom с 2001 по 2010 год.

В этом же резюме, опубликованном на его персональном блоге, говорится, что в 2005 году Плахотнюк стал вице-председателем административного совета Victoriabank, а через год - председателем.

Его появление в администрации банка вызывало шквал критики со стороны бывшего главы Victoriabank Виктора Цуркана, который заявил в феврале 2005 года, что Плахотнюк стал акционером незаконным образом, через оффшорные фирмы. Тогда же Цуркан сообщил, что иногда на заседаниях административного совета Плахотнюка представлял Виктор Цопа.

Одной из оффшорных компаний была Victoria Invest, которая в 2003 году приобрела 35% акций Petrom - Moldova и впоследствии неоднократно упоминалась в СМИ как фирма, контролируемая Плахотнюком.

Со временем в банке был избран новый административный совет, в который вошел и Плахотнюк, а Цуркана отстранили от должности председателя. В новый админсовет попал и бывший гендиректор Air Moldova Василе Ботнарь, который был финансовым директором Nobil Air. В последние годы Ботнарь возглавлял министерство транспорта.

В 2010 году бизнесмены Виктор Цопа и Виорел Цопа заявили, что Влад Плахотнюк отнял их акции в Victoriabank.

В ответ Плахотнюк в „Ziarul de gardă” назвал действия Виктора Цопы и Виорела Цопы – „издевательством над человеком, который основал первое в Молдове частное банковское учреждение. Я понял, что они прикрылись моим именем и именем других людей”.

Выход из тени

В конце мая 2010 года Влад Плахотнюк впервые появляется в большом телеэфире. Это было интервью в передаче „Seara târziu” на канале Prime TV, который, если верить слухам, ему же и принадлежит.

Он рассказал, что первую прибыль ему принес агробизнес – в 1996 году он основал компанию, которая занималась выращиванием виноградников и экспортом вина в Россию.

Тогда же он признал, что владеет самолетом, хотя двумя годами ранее уверял, что продал бизнес Nobil-Air.

Плахотнюк рассказал в интервью и о своих отношениях с различными политическими лидерами:

„С Марианом Лупу я познакомился, когда он был министром экономики (август 2003 – март 2005, прим.ред.). Но это было эпизодическое, поверхностное знакомство. Больше я узнал о нем позже, из СМИ. Я считаю Мариана Лупу весьма перспективным молдавским политиком. С Михаем Гимпу я познакомился 11 лет назад. Я высоко ценю его честность в политике. Серафима Урекяна, в бытность его мэром Кишинева, мне представил г-н Илиеску. С Владом Филатом мы близки, он тоже человек бизнеса, мы говорим на одном языке”.

Несколько дней спустя газета „Timpul” опубликовала интервью, в котором Влад Плахотнюк говорил о своих политических связях и бизнесе.

„С Ворониным меня познакомил бывший президент Румынии Ион Илиеску, который представил меня как румынского инвестора, представителя компании Petrom в Молдове. Разумеется, как представитель столь крупной компании, которая формировала 3% госбюджета страны, я просто был обязан общаться с президентом и его окружением. И именно этот факт всколыхнул прессу и породил на свет „сомнительного и противоречивого бизнесмена”, заявил Плахотнюк газете „Timpul”.

Влад Плахотнюк утверждал, что отель Nobil – один из тех его бизнесов, которым он гордится. „Координируемая мною бизнес-группа участвует в менеджменте нескольких телевизионных каналов и радиостанций, действуя и на рекламном рынке”, отмечал он в интервью „Timpul”. Ни отель, ни медиабизнес никогда не фигурировали в его декларациях о доходах и имуществе.

Что касается разногласий с бывшим главой Victoriabank, Плахотнюк заявлял следующее: „Сегодня, к счастью, уже не услышишь скандалов связанных с банком, в котором я являюсь председателем Административного совета, а Виктор Цуркану - одним из коллег, с которым я очень хорошо сработался. Некоторые люди после крупных конфликтов очень часто становятся добрыми друзьями. Остальное - домыслы, на которые я не отвечаю”. В телеэфире он опроверг, что стал акционером в результате мошеннических операций, названных в СМИ рейдерскими атаками.

Накануне своего выхода на политическую сцену в конце 2010 года в другой передаче „VIP confidenţe” на канале Prime TV Влад Плахотнюк заявил, что на него работают „свыше 5000 сотрудников и более 30 менеджеров, которые управляют компаниями группы в самых различных сферах: гостиничном бизнесе, СМИ, сфере недвижимости и финансах”. О каких именно компаниях шла речь, Плахотнюк не стал уточнять.

В начале августа 2010 года председатель Демпартии Мариан Лупу признал на Publika TV, что Влад Плахотнюк косвенно финансировал предвыборную кампанию его формирования.

Работа над имиджем

Перед погружением в большую политику, Плахотнюка позиционировали как филантропа, бескорыстного и щедрого, который опекает бедных и больных, потому что сам родился „бедным, но амбициозным”. В многодетной семье кроме него росло еще пятеро детей. Большинство материалов пусть вскользь, но касались Фонда Эдельвейс, который он указал в одной из своих деклараций о доходах и который расположен по тому же адресу, что и единственная официально задекларированная фирма.

Имиджем Плахотнюка в 2010 году занимался Космин Гушэ - бывший депутат ДП, бывший генеральный секретарь СДП, бывший партнер и советник румынского бизнесмена Сорина Овидиу Вынту. При посредничестве Гушэ отношения между Плахотнюком и Вынту материализовались в виде передачи в собственность молдавского бизнесмена телеканала Publika TV. Он также подстраховывал Плахотнюка в его многочисленных интервью, когда опасался, что тот окажется не на высоте – так, во всяком случае, вытекает из заявлений румынского журналиста Драгоша Неделку - партнера Вынту в проектах, связанных с Республикой Молдова. Плахотнюк еще не был в большой политике, но уже начинал „покусывать” тогдашнего премьера Влада Филата.

„С приходом Плахотнюка – бизнесмена, более масштабного и прагматичного чем Влад Филат, в молдавской политике лоска не прибавилось, но она приобрела радикальные акценты, балансируя между жизнью и смертью”, рассказывал Космин Гушэ полгода спустя.

Красноречивый эпизод в начале политической карьеры связан с расследованием газеты „Adevărul”, в результате которого выяснилось, что у Плахотнюка две фамилии – Улинич в Румынии и Плахотнюк в Молдове. Это открытие спровоцировало бурю в Кишиневе, говорит Гушэ.

Тогда молдавские и румынские специалисты говорили, что если у гражданина разные имена в двух государствах и он не уведомил об этом власти своей страны значит, ему есть что скрывать или будет, что скрывать. Изменение фамилии в румынских документах Плахотнюк объяснил тем, что хотел защитить своих детей от “предрассудков”, поскольку в румынском обществе настороженно относятся к именам славянского происхождения. Уже несколько лет оба его сына учатся в Швейцарии, где живут вместе со своей матерью.

Вступление в Демократическую партию и самоустранение из политики

Будущий депутат Влад Плахотнюк появился в избирательном списке Демократической партии 20 ноября 2010 года, в последний возможный день, когда еще допускались изменения списков кандидатов на парламентских выборах 28 ноября.

Был избран депутатом, а 30 декабря 2010 года стал вице-спикером парламента и вице-председателем политформирования.

16 июня 2012 года на партийном съезде бизнесмена выдвигают на должность первого вице-председателя ДПМ, также он возглавляет группу по реформированию партии. «Мы начнем с лица партии – с нового девиза и нового логотипа. «ДПМ смотрит в будущее» - таков теперь слоган Демократической партии, - а будущее начинается сегодня, на этом съезде». Тогда же он заявил, что Демократическая партия станет образцом – в вопросах организации и сотрудничества, партией с динамичным менеджментом, в которой наибольшим весом обладают территориальные организации.

После скандала вокруг попытки скрыть убийство на охоте в заповеднике „Pădurea Domnească”, 15 февраля 2013 года Владимир Плахотнюк ушел с поста вице-спикера. Однако, - лишь после того, как либерал-демократы и коммунисты совместно проголосовали за упразднение должности первого вице-спикера парламента. Плахотнюк призвал тогдашнего премьера Влада Филата последовать его примеру.

28 октября 2013 года отказывается от депутатского мандата. На этот шаг, по словам Плахотнюка, он пошел, поскольку не хотел, чтобы возникали предположения, что он пришел в политику ради иммунитета. «Мне не от чего и не от кого скрываться за депутатской неприкосновенностью». Он сообщил также, что не покидает политики – и намерен заниматься территориальными структурами и благотворительными проектами.

На выборах 30 ноября 2014 года был избран депутатом парламента. 30 июля 2015 года снова отказывается от мандата.

15 октября 2015 года временно сложил с себя полномочия вице-председателя ДПМ и приостановил членство в партии. На этот шаг, по словам Плахотнюка, его подтолкнуло желание не навредить имиджу Демпартии. Ранее Влад Филат обвинил Плахотнюка в том, что он контролирует правоохранительные органы, и именно с его подачи депутаты лишили Филата неприкосновенности.

В начале 2015 года Плахотнюк заявлял, что на протяжении многих лет он помогал многим политикам с карьерой, и его неприятно удивила реакция некоторых из них – на его решение также заняться политикой и стать государственным деятелем.

Задекларированные доходы и собственность, контролируемая через посредников

В октябре 2014 года заявил в ЦИК, что владеет 100-процентным пакетом акций компании Prime Management SRL. Фирма зарегистрирована 9 сентября 2010 года по адресу: бульвар Д. Кантемира, 1/1, и известна как Global Business Center.

На момент учреждения компании ее администратором был нынешний спикер парламента Андриан Канду, - а в настоящий момент ею управляет Чезара Салински.

Компания специализируется на предоставлении юридических услуг и бухгалтерских консультаций, а также управляет холдингами.

В своем CV, опубликованном на сайте парламента, Андриан Канду сообщает, чем он занимался в должности генерального директора Prime Management SRL: «Глава команды, ответственной за управление компаниями в различных областях деятельности: финансово-банковская сфера, недвижимость, СМИ, гостиничные и прочие услуги». Так же, как и Плахотнюк, Канду не раскрыл названия компаний, входящих в указанную группу.

Отель Nobil – «инвестиция, которой гордится Плахотнюк», а также Global Business Center, гостиница «Codru», здания холдинга General Media Group (в который входят телеканалы Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika), офис охранной компании Argus-S, кафе «Guguţă» в столичном парке им. Штефана чел Маре (в непосредственной близости от парламента) – все они принадлежат компании Finpar Invest SRL, - говорится в журналистском расследовании RISE Moldova, который провел анализ свыше тысячи документов.

Все указанные компании, как утверждают молдавские СМИ, принадлежат через посредников и подставных лиц Владу Плахотнюку. Среди акционеров Finpar Invest SRL длительное время числились Оксана Килдеску (супруга), Вера Морозан (сестра), спикер парламента Андриан Канду (фин), глава Государственной инспекции в области строительства Геннадий Сажин и администратор Prime Management SRL Чезара Салински. В настоящий момент общим акционером является оффшорная фирма, зарегистрированная на Кипре.

С декабря 2010 года по август 2014 года единым акционером в Finpar Invest SRL фигурировала OTIV Prime Real Estate BV – зарегистрированная в Нидерландах оффшорная компания, которую представляли спикер парламента Андриан Канду и администратор Prime Management SRL Чезара Салински.

Согласно тому же журналистскому расследованию, OTIV Prime Real Estate BV входит в холдинг OTIV Prime Holding BV, который включает также OTIV Prime Services BV, OTIV Prime Media, OTIV Prime Hospitality BV, OTIV Prime Financial BV.

Канду и Салински фигурировали или фигурируют в качестве официальных представителей компании OTIV Prime Media BV, которая является учредителем General Media Group, куда входят телеканалы Prime, Canal 2, Canal 3 и Publika.

Газета «Adevărul» писала, что сестра Плахотнюка Вера Морозан принимала заявки на строительство нового офиса.

Газета «Ziarul naţional» сообщила, что OTIV Prime Hospitality BV является учредителем обществ с ограниченной ответственностью Codru Hospitality (владелец гостиницы Codru), Nobil-Club (владелец отеля Nobil) и клуба Drive.

По данным Центра журналистских расследований, до 2012 года Плахотнюк не декларировал наиболее крупную жилую недвижимость, которой владеет его семья, площадью в 1023,1 кв. метров, - собственность зарегистрирована еще в 2010 году на имя его супруги Оксаны Килдеску.

За исключением последней декларации об имуществе, Влад Плахотнюк никогда прежде не указывал собственность, которой владеет его супруга, - несмотря на требования закона.

Дом по улице Болгарской в самом центре Кишинева – один из самых охраняемых объектов недвижимости. Охрану здесь обеспечивают фирмы Argus-The (зарегистрирована в 2010 году) и Argus-S SRL (зарегистрирована в 2007 году), учредителем обеих является оффшорная компания OTIV Prime Services BV.

Также экс-депутат от Партии коммунистов Григорий Петренко заявил, что Плахотнюк вместе c супругой владеют виллой стоимостью три миллиона евро, которая расположена на берегу Женевского озера, в городке Шен-сюр-Леман. Эту собственность бывший первый вице-спикер парламента также никогда не декларировал.

В одном из самых последних интервью отмечается, что оба сына олигарха учатся в Швейцарии, они находятся там вместе с матерью – супругой Плахотнюка Оксаной Килдеску.

Еще одна незадекларированная недвижимость оказалась в Бухаресте – это дом в престижном квартале Пипера, - установили сотрудники газеты «Adevărul».

Журналисты-расследователи утверждают, что бизнесмен, как правило, использует оффшорные зоны и часто меняет названия своих фирм.

Под прицелом Интерпола

Некоторое время Плахотнюк находился под наблюдением римского бюро Интерпола, собиравшего данные о Солнцевской организованной преступной группировке, связанной с российскими олигархами. Эту информацию подтвердил сам Плахотнюк. «Одно время я находился под мониторингом, так как во время визита в Италию приземлился на чартерном самолете в том же аэропорту, где находились бизнесмены из России, замешанные в сделках с недвижимостью», - объяснил Плахотнюк.

В 2013 году ответственные лица из министерства внутренних дел сообщили, что из переданных Кишиневу документов Интерпола, касающихся Влада Плахотнюка, исчезло несколько страниц. Пресса писала тогда, что Интерпол обвинял бывшего вице-спикера в «причастности к преступной группировке, организованной преступности и отмыванию денег». В интернете публиковались выдержки из специального доклада Интерпола, в котором описывались связи молдавского депутата с российской солнцевской ОПГ, причастной к незаконным сделкам с недвижимостью в Италии.

XS
SM
MD
LG