В России продолжаются акции протеста водителей большегрузных автомобилей, недовольных "Платоном" – системой оплаты проезда по федеральным трассам. Председатель Комитета Госдумы России по транспорту Евгений Москвичев в понедельник вечером предложил перевести действие системы "Платон" в тестовый
режим. Об этом он сообщил журналистам в Смоленске – одном из ключевых для грузоперевозок регионов, транзитном пункте на пути из Европы в Россию. Дальнобойщиков временные послабления не устраивают – они требуют полной отмены нового дорожного налога.
Несмотря на то что после начала протестов власти согласились временно снизить тариф на проезд для грузовиков массой более 12 тонн с 3 рублей 73 копеек за километр до 1 рубля 53 копеек, дальнобойщики не отступают от требования полностью отменить новый налог и планируют отправиться из разных городов России маршем протеста на Москву. Среди участников протестов есть представители самых разных политических взглядов, в том числе и выразители антизападной позиции. К сравнениям с представителями "либерального лагеря" российской политики дальнобойщики относятся с иронией, называя себя "пятой автоколонной", но настроены они серьезно: если до конца недели власти не пойдут на уступки, протесты могут выйти на новый уровень.
Во вторник акции протеста дальнобойщиков продолжились в Санкт-Петербурге, Самаре, Тюмени, Ульяновске и других российских городах:
В понедельник протестующих дальнобойщиков частично поддержал глава Сбербанка России Герман Греф. Он выступал на съезде общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России", где заявил, что ввод в действие системы "Платон" с множеством "очевидных ошибок" является недопустимым. "В результате мы видим сегодня серьезное влияние и вообще в целом на логистику в стране, и на настроение. И в конечном итоге мы увидим это в ассортименте наших товаров, особенно накануне Нового года, и в ценах". По словам Грефа, новая система поднимет инфляцию в 2016 году на 1,5%. Греф, впрочем, тут же оговорился, что в целом введение платы за проезд фур по федеральным трассам поддерживает и считает его соответствующим европейской практике.
Сами дальнобойщики и лидеры профсоюзов водителей грузовиков в разных регионах России говорят не только о технических сбоях, из-за которых "Платоном" невозможно пользоваться, но и о необходимости вовсе отменить систему оплаты проезда. На сайте change.org опубликована петиция с таким требованием, в котором перечислены пять основных доводов в пользу отмены "Платона". Первая – это все та же инфляция. Вторая – вранье властей о размерах доходов, которые планируется получить с помощью налога. Эти доходы, по мнению дальнобойщиков, сильно занижены и составят не 30-50 миллиардов рублей в год, а 230-800 миллиардов. Третья причина – новую систему придумали и разработали в компании, подконтрольной Игорю Ротенбергу, сыну миллиардера Аркадия Ротенберга, друга Владимира Путина. Четвертая – некачественное строительство дорог Росавтодором, который несправедливо перекладывает ответственность за износ дорожного полотна на дальнобойщиков. И наконец, пятая причина отменить сбор за проезд по федеральным трассам – отсутствие прозрачного механизма распределения полученных в результате его введения средств.
Эта петиция пока собрала лишь чуть более 2 тысяч подписей. Есть на change.org и другая, авторы которой просят лишь отсрочить введение новой системы – под ней подписались уже более 6 тысяч человек. Действительно, единого мнения о том, стоит ли требовать полной отмены нового сбора или можно торговаться с властями за его уменьшение и отсрочку, среди самих водителей нет – об этом свидетельствует онлайн-опрос в одной из групп в социальной сети "ВКонтакте", согласно которому многие готовы и вовсе смириться с новым налогом.
Впрочем, большинство водителей настроены решительно и готовы протестовать "до победного", несмотря на чинимые властями препятствия. В Санкт-Петербурге во вторник состоится очередная акция под названием "улитка": во время нее колонна грузовиков движется по окружным автомагистралям со скоростью 10–20 километров в час. После предыдущей "улитки" многие водители были оштрафованы за нарушение правил дорожного движения. В воскресенье, 29 ноября, участники протестов планируют отправиться на своих фурах в Москву. Приехать на своих фурах к стенам Кремля грозятся и дальнобойщики Дагестана – российского региона, в котором в бизнес автомобильных грузоперевозок традиционно вовлечена значительная часть населения. Акции протеста дальнобойщиков в Махачкале не прекращаются уже 10 дней. В интернете стремительно набирают популярность видеоролики, снятые 21 ноября журналисткой местного сайта "Черновик" Барият Идрисовой на акции протеста дальнобойщиков – их посмотрели уже почти 200 тысяч человек. На одном из видео местный житель сравнивает Владимира Путина с последним российским императором: "Рабочие свернули власть Николая второго, потому что он не был с народом, мы можем свернуть и политику Путина и Медведева!":
Дагестан, по словам Барият Идрисовой, стал одним из эпицентров протестов дальнобойщиков по нескольким причинам: во-первых, здесь одна из самых высоких в России ставок транспортного налога, во-вторых, в республике автоперевозками занимаются порой целые села, жители которых теперь потеряют около половины годового дохода от этого бизнеса.
"Акции дальнобойщиков в Дагестане продолжаются одновременно в нескольких районах – в Хасавюрте, Манасе к протестующим присоединяются их коллеги из Чечни, где никакие акции протеста невозможны по умолчанию, это около 20 человек. Протестующие настроены решительно, но пока ситуация спокойная, они не перекрывают движение, так как надеются на конструктивный диалог. На сегодняшний день этот "диалог" состоит в том, что к ним наведываются сотрудники полиции, оформляют какие-то административные штрафы, увозят в отделение. 30 ноября, если не будет принято никаких решений, они планируют марш на Москву. Они хотят перекрыть МКАД и – передаю с их слов – "стоять напротив окна Путина и добиваться своего до последнего". Дагестанские водители требуют полной отмены системы "Платон".
В Дагестане за счет этого бизнеса живут целые села
Приведу пример: для дагестанского дальнобойщика рейс в Москву и обратно, с учетом нового сбора, обходится на 15 тысяч рублей дороже, чем раньше. При минимальных двух рейсах в Москву в месяц получается 30 тысяч рублей, в год – более 300 тысяч. Это притом что в Дагестане – очень высокий транспортный налог, за последнее время он увеличился в два раза, он в два раза выше, чем в соседней Чечне. Это для многих дальнобойщиков почти половина годового дохода. При таких сборах заниматься этим становится невыгодно. Если сбор останется в силе, многие планируют вообще уйти из профессии. В Дагестане за счет этого бизнеса живут целые села. Например, село Губден, там почти каждая семья живет этим. Там официально зарегистрировано около 2 тысяч грузовиков (население Губдена составляет чуть меньше 8 тысяч человек. – РС). И таких сел немало. Если ситуация не изменится, непонятно, как там люди будут существовать".
Еще один ключевой для грузовых перевозок регион России – Смоленская область, через которую в Москву и другие области идет поток грузов из Европы и Белоруссии. Несмотря на то что трасса М1 Москва – Минск является одной из самых обустроенных в России и лидирует по качеству дорожного покрытия, сохранность которого призвана обеспечивать система "Платон", местные перевозчики сейчас вынуждены простаивать – рамки для считывания данных установленных в грузовиках бортовых устройств здесь не работают, самих устройств в Смоленском офисе "Платона" нет. По словам Сергея, водителя грузовика и владельца небольшой транспортной фирмы, без движения стоят и фуры из других стран, объемы перевозок после введения системы оплаты проезда сократились на две трети:
"В понедельник мы подадим заявку на проведение санкционированного митинга. В нем будут участвовать как минимум 500 человек – это те, кто нам уже позвонил и подтвердил. Мы выступаем за полную отмену платы. Смысла переносить действие системы нет – тогда в конечном итоге все равно придется платить, и это скажется на конечном потребителе. Я такой же перевозчик, как и все. На данный момент мы стоим и не работаем, потому что не можем оплатить проезд. Бортовых устройств в Смоленске нет. Звонишь в Москву – говорят, что есть. Приходишь в офис в Смоленске – говорят, что нету и объявление висит, что выдача бортовых устройств приостановлена. Сайты все висят у них, оплатить невозможно. Кроме того, чтобы составить маршрут, мне теперь надо нанимать отдельного сотрудника.
Нам все равно – если даже топливо будет стоить 100 рублей за литр, а проезд – 100 рублей за километр. Мы просто включим это в стоимость своих услуг
Мы стоим по большей части в знак протеста, но даже если ехать куда-то, это сделать практически невозможно. Это занимает очень много времени – чтобы составить маршрут, оплатить его. На трассе М1 система не работает. Когда ее ввели, на границе в сторону Минска была пробка 17 километров. Зарубежные компании, которые везут к нам груз, тоже не могли оплатить проезд. Со стороны Витебска стояли около 150 машин по той же самой причине – не могли составить маршрутные карты, оплатить их. Если система заработает, мы, конечно, сможем ездить, просто поднимем стоимость своих услуг. Нам, по идее, все равно – если даже топливо будет стоить 100 рублей за литр, а проезд – 100 рублей за километр. Мы просто включим это в стоимость своих услуг, а отвечать будут все, весь народ. В самом Смоленске пока нехватки каких-то товаров не чувствуется, но машин на дорогах стало заметно меньше, по трассе М1 фур стало ездить меньше в три раза".
Пока фуры простаивают, в интернете появился сайт "Антиплатон" с интерактивной картой протестов водителей большегрузных автомобилей по всей России. Эти акции обсуждают и на профильных сайтах – например, на форуме "Автотрансинфо". Его участники намерены отправить в прокуратуры каждого региона России письма с требованием проверить создателей "Платона", вместе с юристами обсуждается подача коллективных исков в суды.
Действие системы "Платон" распространяется более чем на 50 тысяч километров российских дорог. В августе 2014 года по распоряжению правительства России было заключено концессионное соглашение (текст, .pdf) между "владельцем" "Платона" – Федеральным дорожным агентством (Росавтодором) и ООО "РТ-Инвест Транспортные системы" (РТИТС). Таким образом, частная компания стала оператором системы. Согласно договору, за операторские услуги РТИТС будет получать более 10 млн рублей в год. Общий срок реализации проекта, как написано на сайте компании, – 13 лет с даты подписания концессионного соглашения.
По данным газеты "Ведомости", изначально компания "РТ-Инвест Транспортные системы" принадлежала госкорпорации "Ростех" и инвестиционному фонду "РТ-Инвест" (который был создан в 2012 году при участии того же "Ростеха" и компании "Царицын капитал", возглавляемой Андреем Шипеловым и его тестем, нижегородским депутатом Вадимом Агафоновым). В 2013-м компания стала известна своей деятельностью в сфере переработки мусора. Однако, с конца 2014 года "Ростех" начал продавать свои акции в РТИТСе "РТ-Инвесту", который, в свою очередь, продал их бизнесмену Игорю Ротенбергу, сыну бизнесмена Аркадия Ротенберга. Ротенберг-младший находится на 166-м месте в списке богатейших бизнесменов России журнала Forbes, его состояние оценивается в 500 миллионов долларов. К весне 2015 года, по данным "Ведомостей", Игорь Ротенберг получил 50% акций РТИТСа, а "Ростех" полностью ушел из проекта. Впрочем, именно благодаря госкорпорации "Ростех" и ее президенту Сергею Чемезову, РТИТС стал оператором системы взимания платы с грузовиков без конкурса: первоначально Росавтодор планировал выбрать оператора "Платона" на конкурсной основе, с участием иностранных компаний, но летом 2014 года конкурс отменили. Это произошло после того, как Сергей Чемезов обратился к правительству с предложением построить систему на основе отечественных комплектующих и хранить данные о передвижении грузовиков исключительно на территории России.
И Сергей Чемезов, и Аркадий Ротенберг внесены изданием Forbes в список "ключевых фигур путинской вертикали". Оба знакомы с президентом давно. Чемезов – с 80-х годов, со времен службы в ГДР, где нынешний глава "Ростеха" и президент России были соседями. Ротенберг познакомился с Путиным еще раньше, в середине 60-х, когда вместе со своим братом Борисом занимался борьбой в одной группе с будущим главой государства. И Чемезов, и братья Ротенберги в 2014 году попали в список чиновников, на которых США и Евросоюз наложили визовые и финансовые санкции в ответ на аннексию Крыма. По сообщениям СМИ, в 2014 году братья Ротенберги стали переписывать свои активы на детей, которые под санкции не попали.
К фонду "РТ-Инвест" оказался косвенно причастен фигурант еще одного санкционного списка – "списка Магнитского". Это бывший подполковник Управления по налоговым преступлениям ГУВД Москвы Артем Кузнецов. По сведениям "Новой газеты", Кузнецов – одна из ключевых фигур "дела Магнитского", и именно он, по сути, сфабриковал его, чтобы скрыть следы хищения 5,4 миллиона рублей российскими силовиками. В начале 2012 года Кузнецов стал генеральным директором компании "РТ-Мединтегратор", которая занималась поставками американского медицинского оборудования (УЗИ-сканеров, томографов) и на 100% принадлежала все тому же фонду "РТ-Инвест". Позднее, в 2012-м, Кузнецова на посту гендиректора сменил Валерий Битаев (по данным "Новой", сын заместителя правительства Волгоградской области Валерия Битаева), который выписал Артему Кузнецову доверенность на право представлять интересы фирмы в аукционах по выбору поставщиков для госучреждений. Сейчас на сайте фонда "РТ-Инвест" в списке активов отсутствует компания "РТ-Мединтегратор", однако она по-прежнему есть в государственном реестре юридических лиц, а ее генеральным директором все еще является Валерий Битаев.
Росавтодор пока никак не отреагировал на акции протеста дальнобойщиков. В конце прошлой недели ведомство лишь отчиталось о первых итогах работы системы "Платон" – если верить опубликованной на сайте Росавтодора информации, за первые пять дней работы "Платона" в федеральный дорожный бюджет был собран 191 миллион рублей.