Linkuri accesibilitate

Леонид Литра: „Молдова невольно выигрывает от этого конфликта, так как появился еще один рейс Кишинев-Киев”


Эксперт Леонид Литра
Эксперт Леонид Литра

Интервью эксперта киевского Института мировой политики Леонида Литры на тему обострения российско-украинских отношений в последние дни.

После аннексии Крыма и начала конфликта на востоке Украины сегодня обозначился новый виток напряжения между Киевом и Москвой. На прошлой неделе, после разрушения высоковольтных линий электропередач, Крым погрузился во тьму. Украина в среду закрыла свое небо для российских авиакомпаний, Россия, в свою очередь, в тот же день приостановила поставки природного газа на Украину, мотивируя тем, что от Киева не поступило предоплаты за голубое топливо. Очередное обострение отношений между Киевом и Москвой комментирует эксперт киевского Института мировой политики Леонид Литра.

Свободная Европа: Г-н Литра, как вы считаете, отключение электричества – это провокация или банальное хулиганство?

Леонид Литра: Я думаю, что люди, которые устроили эту провокацию – назовем ее условно провокацией – хотели привлечь внимание к аннексии Крыма. Потому что неоднократно те, кто устроил блокаду Крыма, пытались обратить внимание на тот факт, что власти не уделяют должного внимания крымскому вопросу. Особенно если учесть, что украинцы и крымские татары подвергаются преследованиям, а Украина погрязла в проблемах на востоке страны и почти забыла о Крыме. Поэтому лично я усматриваю в этом попытку привлечь внимание к проблематике аннексии Крыма, косвенный призыв заняться этим вопросом.

Свободная Европа: Радиослушателям, думаю, нелишне напомнить, что еще в сентябре активисты „Правого сектора” при поддержке организаций крымских татар решили устроить торгово-экономическую блокаду Крыма и перекрыли все дороги на полуостров - туда не может пройти ни один грузовик, ни одно транспортное средство. Но, г-н Литра, сегодняшнее решение Газпрома приостановить поставки природного газа на Украину как-то связано с отключением полуострова от электроснабжения?

Леонид Литра: Трудно утверждать это, потому что украинцы рассчитываются за газ по предоплате, в отличие от других стран. Украинцы должны были внести предоплату за газ, они этого не сделали и украинский премьер достаточно ясно объяснил, что это решение не России, это решение Украины – отказаться от российского газа. Соответственно, Украина не покупает и Россия не продает, поскольку Украина не покупает. Поэтому на Украине данную проблему рассматривают совершенно с иной точки зрения.

Свободная Европа: Но существуют альтернативные источники снабжения полуострова электричеством?

Леонид Литра: До этого инцидента Украина обеспечивала около 60-65% потребностей Крыма в электроэнергии, остальное вырабатывалось на месте. Россия сейчас пытается проложить кабель через пролив, который связывает Крым с Россией, но потребуется некоторое время, пока этот энергомост станет функциональным и Крым, возможно, будет обеспечен электроэнергией.

Но, должен сказать, в этой блокаде было несколько этапов. После аннексии была первой водная блокада – Крым остался без питьевой воды, которую Украина перекрыла с целью доказать, что полуостров фактически зависит от Украины. Затем последовала продуктовая блокада, инициаторами которой стали татары и „Правый сектор” – эта акция, по моему мнению, была в некотором роде оправданной, так как существовал экспорт продовольствия из Украины в Россию через Крым. Поэтому, я считаю, это были правильные действия.

И, в-третьих, сейчас вот произошел этот инцидент с подрывом опор линий электропередач. Этот процесс разрастался, охватил практически все секторы и сейчас налицо, скорее, гражданская инициатива, а не согласованные действия правительства. В этом контексте правительство уже не может закрывать глаза на эти действия и официальному Киеву нужно принять какие-то конкретные меры, что-то делать.

Потому что в украинском обществе все громче говорят о том, что Украина должна более внятно и решительно поднять крымский вопрос на международном уровне. Пока Украина этого не сделает, она дает возможность оппозиционным партиям включить этот вопрос в свой диалог с обществом. Поэтому украинской власти, отчасти из опасения политических проектов по крымской проблематике, которые могут стать крайне популярными, придется заняться этим вопросом.

Свободная Европа: Как раз об этом я собиралась спросить. Вы считаете действия крымских активистов достаточно убедительными?

Леонид Литра: Они не убедительные, они указывают на необходимость. Если активисты не сумели посредством диалога убедить украинскую власть принять меры, то это было сделано с помощью протеста, блокадных действий. И это вынуждает украинские власти быть более осмотрительными, более внимательными и не замалчивать проблему, говорить о ней.

Свободная Европа: Но Россия может воспользоваться этой реакцией активистов и заявить, что за определенными провокациями стоит Украина…?

Леонид Литра: Россия это и говорит, хотя очень трудно доказать, что активисты действовали с согласия или даже по призыву власти. Из того, что я видел, могу сказать, что диалог между активистами и властью… Напротив, мне кажется, между ними нет согласия, они действуют по собственной инициативе. А Россия воспользуется сложившейся ситуацией и развяжет новую истерию в Крыму, утверждая: „Вот видите, ваша бывшая родина-мать вас не любит, оставила вас без воды, без электричества, сейчас вот продовольствия лишила. Поэтому хорошо, что вы с нами, мы о вас будем заботиться”. Этим обстоятельством Россия обязательно воспользуется, а Украине ответить в принципе нечем. Поэтому они и попытались акцентировать такие вот моменты в надежде вновь вернуть крымский вопрос на повестку дня.

Свободная Европа: Украина заявила о введении запрета на транзитные перелеты для российских авиакомпаний. Украинский премьер Арсений Яценюк сказал, что запрет введен исходя из возможного использования Россией украинского воздушного пространства для осуществления провокаций, а также с учетом враждебных действий по стороны России. Как может отразиться это решение на Республике Молдова, г-н Литра?

Леонид Литра: Мне пока не ясно, например, будут ли молдавские компании совершать полеты в Россию. Мне кажется, проблем с перелетом через Украину у них не будет. Разве что между ним действует код-шеринг - когда, к примеру, два авиаперевозчика обслуживают один маршрут – в этом случае не знаю, какие шаги необходимо будет предпринять. Но знаю, что когда эта проблема только вырисовывалась, она началась с прекращения воздушного сообщения между Украиной и Россией под предлогом того, что Россия осуществляла полеты в незаконно аннексированный ею Крым. Со стороны Украины это был своего рода протест с целью не допустить подобного впредь. Сейчас ясно, что дело пошло еще дальше, то есть, запрещен даже транзит через воздушное пространство Украины.

Несомненно, Кишинев, с одной стороны, выиграет от этого конфликта, потому что появился еще один рейс Кишинев-Киев – если раньше ежедневно был только один рейс, то сейчас их два. Есть пассажиры, которые транзитом через Кишинев летят в Москву. Больше других от этого конфликта выигрывает Минск, который в два и даже три раза увеличил свои рейсы на Москву на фоне прекращения воздушного сообщения между Украиной и Россией.

Свободная Европа: Складывается впечатление, что Запад немного смягчился по отношению к России после ее участия в операции против боевиков Исламского государства в Сирии. Значит ли это, г-н Литра, что, несмотря на аннексию Крыма и конфликт на востоке Украины, Запад станет меньше внимания уделять вопросам безопасности на востоке?

Леонид Литра: Уверен, Запад не станет меньше заниматься этими проблемами. Пока мы реально видим, что Запад настроен – и, в принципе, существует предварительная договоренность на этот счет – продлить санкции против России. Но бытует также мнение, что Россия вмешалась в Сирию единственно для того, чтобы убедить Запад: „Мы не будем больше ввязываться в Сирию, а вы прекратите лезть в Украину”. Я излагаю суть примитивно, но посыл был именно этот. Нельзя сказать, что в тот момент Запад уступил Украину России в пользу участия в Сирии. Но такой риск существует. Посмотрим, как будут дальше развиваться события. Во всяком случае, я пока не вижу, чтобы запад изменил свою позицию по отношению к Украине. В отношении Сирии - возможно.

Свободная Европа: А какие могут быть последствия пониженного внимания Запада в этом регионе?

Леонид Литра: Последствиями могут быть, во-первых, несоответствующее выполнение минского соглашения. Поскольку, согласно этому договору, есть очень много действий, которые должна выполнить украинская сторона. Но, с другой стороны, предусмотрен ряд мер, которые зависят от России. Потому что эти мятежники на востоке Украины – они действуют не сами по себе, их вооружает Россия, подтверждением служат арестованные российские военнослужащие, которые сегодня находятся в тюрьме на Украине. Доказательств причастности России предостаточно.

Если Запад начнет меньше внимания уделять конфликту на востоке Украины, эти соглашения, возможно, вообще перестанут выполняться, и в конечном итоге Украина может не восстановить свой контроль на границе с Россией. Это большая угроза безопасности. Потому что таким образом конфликт даже заморозить нельзя, он может вспыхнуть в любой момент.

Это огромная угроза безопасности, ведь Украина – сосед Евросоюза. Поэтому, думаю, ЕС отлично понимает, что не имеет права интересоваться не так активно, как прежде, этим конфликтом, который касается, так или иначе, и Европейского Союза. И если вспомнить о том, каким образом участвовал до настоящего момента Запад в урегулировании этого конфликта, то совершенно ясно, что минские соглашения и в целом стабилизация ситуации на востоке Украины возможны только при поддержке Запада.

Свободная Европа: В интервью нашей радиостанции европарламентарий Ребекка Хармс сказала, что для того, чтобы Киев смог успешно противостоять Кремлю, он должен выиграть, прежде всего, внутреннюю борьбу с коррупцией. Вы разделяете эту точку зрения?

Леонид Литра: Частично да. Но мне бы хотелось обратить внимание на тот факт, что Соглашение об ассоциации подписано между Украиной и Евросоюзом, и в этом контексте Евросоюзу отводится очень важная роль. Потому что, если не будет выполняться Соглашение об ассоциации, это будет не только по вине Украины, хотя на Украине лежит большая ответственность за внедрение этого договора, в том числе по разделу борьбы с коррупцией. Определенная доля ответственности ляжет и на Евросоюз как партнера в этом процессе. И, конечно же, на Украине в некоторых случаях наблюдается внутренняя оппозиция, попытка воспротивиться реформам по определенным секторам, в том числе реформе прокуратуры, как, кстати, и в Республике Молдова.

Но украинцы отлично понимают, что они в некоторой степени зависят от поддержки Евросоюза как в отношениях с Россией, так и в вопросах финансовой поддержки на краткосрочный и среднесрочный период. Поэтому они более осторожны с определением приоритетов. Действительно, борьба с коррупцией – это практический символ реформ на Украине, но, я бы сказал, крайне важно добиться успеха и по другим направлениям. И в некоторых успех налицо. Началась реформа полиции, например, и если сравнить с Молдовой, то, мне кажется, на Украине она прошла более успешно. Энергетическая эффективность – расход газа сократился за год на 20%...

Так что изменения к лучшему есть. Но борьба с коррупцией является символом победы на постсоветском пространстве. И когда эта борьба увенчается успехом, это станет действительно победой над советским прошлым.

XS
SM
MD
LG