Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: Я не допускаю возможности существования гражданской платформы „ДА” и политической партии „ДА”


Интервью с исполнительным директором Ассоциации за активную демократию ADEPT.

Свободная Европа: Первый вопрос касается названия нового формирования, позаимствованного у движения для всех, и партия сейчас собирает сливки этих усилий. Вы не могли бы нам объяснить, какие взаимоотношения сложатся между движением «ДА» и порожденным им формированием?

Игорь Боцан: „ Вопрос законный и, думаю, пояснения необходимы. Треть представителей гражданской платформы „Достоинство и правда” присоединились к политической партии и приняли это название – „Достоинство и правда”. На первый взгляд, определенная проблема в этом есть, но если внимательно посмотреть, надо признать, что в новую партию ушли те, кто был наиболее активным. Например, ушла молодежь, ушел бывший лидер движения „Молодежь Молдовы”, который начал протестное движение в январе, ушли два молодых человека, которые в феврале организовали акции протеста от имени малого и среднего бизнеса, продвигаемого молодыми предпринимателями, и ушел Андрей Нэстасе, который является, скажем так, связующим мостом между этими молодыми людьми, начавшими протесы в январе и феврале, и сегментами общества, которые в сентябре подхватили инициативу платформы ДА.

Свободная Европа: Давайте раскроем здесь скобки. Почему Андрей Нэстасе был катапультирован непосредственно с должности председателя? Чем доказал он свои особые заслуги?

Игорь Боцан
Игорь Боцан

Игорь Боцан: „ Андрей Нэстасе был лидером Совета Великого Национального собрания, в который вошли представители социальных сегментов, ветеранов, молодежи, участников войны в Афганистане и вооруженного конфликта на Днестре. За их плечами трехмесячный опыт протестов на Площади Великого Национального собрания, они организовали палаточный городок, так называемый „Городок достоинства”. Так что, с моей точки зрения, это вполне естественно. Я не участвовал в создании этой политической силы, потому что с самого начала заявил, что не буду участвовать в политическом проекте. Но радиослушателям очень важно понять, что, по сути, миссия гражданской платформы „Достоинство и правда” завершилась 7 июня. Так вот, был определенный период, с момента учреждения и до 7 июня, когда существовало это противопоставление с Либеральной партией, затем последовал период, когда молодежь, ушедшая в партию, провела практически все лето флэшмобы и проявила себя как наиболее активная часть протестного движения. После этого, осенью, начался другой этап, третий этап протестного движения, когда присоединились сегменты общества.”

Свободная Европа: В нескольких словах вы могли бы разъяснить, в чем отличие между платформой и созданной уже партией? Андрей Нэстасе недавно сказал в интервью Свободной Европе, что платформа будет функционировать в дальнейшем. Может, партия создает своеобразный питомник или, если угодно, некий опорный пункт, откуда могла бы черпать и молодые кадры, и идеи, и ресурсы. Что связывает эти два образования и в чем они отличаются?

Игорь Боцан: Те, кто протестовал в течение десяти месяцев, пришли к выводу, что дальнейший прогресс в протестном движении можно достичь только политическими усилиями. Кстати, не следует забывать, что внепарламентские партии являются элементами гражданского общества и призваны привести людей из гражданского общества в общество политическое. Во всяком случае, теоретически это так. Что касается взаимоотношений платформы с новой партией, я думаю, в этом много неясностей, никто не знает, как будут развиваться события, и никто не знает, какое будущее постигнет платформу „Достоинство и правда” после ухода наиболее активных ее представителей...

Свободная Европа: Например, Платформа сможет поставлять политиков-профессионалов другим партиям?

Игорь Боцан: „ Я не думаю, что платформа отвечает на этот вопрос. Достойные представители гражданского общество должны воспользоваться этим трамплином, каковым являются политические партии, для того, чтобы прийти в политическое общество.”

Свободная Европа: Я вас понял, спасибо. А партия с этим названием установит монополию над платформой?

Игорь Боцан: „ Я думаю, после того, как название перешло к партии, гражданской платформе придется выбрать себе другое имя во избежании путаницы.”

Свободная Европа: Значит, платформе следует поменять название?

Игорь Боцан: „ Так точно. Я считаю, что платформа уже не может называться „Достоинство и правда”. Те, кто остался на гражданской платформе, не могли поступить как собака на сене. Если в опросах выяснилось, что граждане, участвовавшие в акциях протеста, хотят, чтобы новая партия называлась – и признают ее как „Достоинство и правда”, было бы абсурдно и неправильно, чтобы те, кто не причастен к акциям протеста, стали выступать против и вели себя как собака на сене. Что касается меня, я не допускаю возможности существования гражданской платформы „Достоинство и правда” и политической партии „Достоинство и правда”…

Свободная Европа: Достоинство и правда рискует умереть как платформа?

Игорь Боцан: „ Я не знаю, насколько реальна такая угроза, как не знаю, не умерла ли платформа после 7 июня. Потому что, как я уже говорил чуть выше, инициатива перешла на летний период к молодежной группе, которая протестовала в рамках флэшмобов, а с осени в течение трех месяцев проявляла себя… ”

Свободная Европа: Превращение личинки в бабочку… Какие у общества гарантии того, что новое политическое формирование не окажется в ситуации нынешнего правления, которое довело народ до нищеты?

Игорь Боцан: „ А кто в этой стране может что-то гарантировать, кроме гражданина? Активный гражданин может давать оценки, в том числе этому новому формированию, которое позаимствовало название „Достоинство и правда”. Я думаю, у них на это было полное право; как было и у нас, тех, кто согласился уступить им это название как наиболее активным. Но гарантий никто не может дать. Кроме наиболее активных граждан, тех, кто поверил в эту платформу, тех, кто участвовал в манифестациях, других граждан, которые могут быть и очень недовольными, и очень требовательными.”

Свободная Европа: Следовательно, гарантии может дать состязание. Вы можете утверждать, что сейчас начинается реальное политическое состязание, честное и без закулисных договоренностей?

Игорь Боцан: „Думаю, да, и очень на это надеюсь. Надеюсь, и Майя Санду начнет свой политический проект. Уверен, и партию Юрия Лянкэ и Оазу Нантоя можно рассматривать как надежду перемен, надежду на то, что удастся найти проевропейскую альтернативу в той ситуации, что сложилась в Республике Молдова. Надежду вселяет и тот факт, что – и это надо подчеркнуть – критика, которая звучала в адрес Платформы, не подтвердилась. Что, дескать, в новую партию войдут фронтисты – ни один бывший фронтист из числа тех, кто активно протестовал на площади, не вошел в новое формирование. Здесь нет людей с сомнительным прошлым. Более того, знаю, что лидеры, вошедшие в этот политический состав, обратились к журналистам-расследователям, к газете „Ziarul de Gardă” с просьбой провести их скрининг. То, что появилось затем в печати и было предано гласности, состоялось по инициативе этих лидеров, присоединившихся к Платформе.”.

Свободная Европа: Однако эти лидеры были не совсем довольны проведенным скринингом…

Игорь Боцан: „ Они могут быть недовольны. Но раз это была их инициатива, они должны были знать, на что идут. Они постоянно должны находиться под прессингом. Если то, что осталось от гражданской части платформы, выльется в новое формирование – есть инициативы со стороны молодежи в плане возрождения платформы под другим названием, думаю, иначе и быть не может, с моей точки зрения – тогда партия „Платформа Правда и достоинство” станет одним из многочисленных электоральных субъектов, которым придется пройти через этот скрининг.”

Свободная Европа: Вы один из тех, кто следил за историей создания политических формирований…

Игорь Боцан: „…всех.”

Свободная Европа: …без исключения. Тем не менее, некоторые задаются вопросом, а нет ли легкого коварства в методе кукушонка, который, к сожалению, практикуется в Республике Молдова – формирование, которое искренне намерено сделать серьезную политическую карьеру, с собственной биографией, должно начать с создания ячеек на местах. Тогда как партия во главе с Андреем Нэстасе предпочла позаимствовать скелет другого формирования, укрепить его, наполнить смыслом и мускулами, но, тем не менее, просматривается что-то подозрительное в этом политическим дриблинге.

Игорь Боцан: „Не думаю, что вы правы. Потому что одним из самых главных лидеров третьего этапа протестного движения был Александру Слусарь, который был вице-председателем партии „Народная сила”. Не случайно лидеры Гражданской платформы согласились на конвергенцию с партией „Народная сила”.”

Свободная Европа: Это точки соприкосновения. Но создание политического формирования должно начаться с приготовления раствора, установке строительных лесов

Игорь Боцан: „ Позвольте привести пример. В прошлом году партия „Patria” (Родина) была зарегистрирована Эмилем Чобу втихомолку. Никто не знает, как провел съезд г-н Чобу, но в один прекрасный день выяснилось, что за этой партией стоит Ренато Усатый. Мои коллеги, по сути, могли поступить так же. Если на митинги платформы выходят десятки тысяч граждан, которые считают, что должен существовать политический проект, который стал бы средоточием надежд, было бы крайне трудно следовать по классическому пути. Так не лучше ли, чтобы лидер, такой, как Александр Слусарь, который вывел на площадь фермеров, проявивших себя положительно со всех точек зрения, предложил этот симбиоз? Тем более, что об этом было сказано с самого начала.”

Свободная Европа: Ответ один: проще не было бы. И он вытекает из выступления Андрея Нэстасе, который дает понять, что формирование не пошло по долгому пути классического восхождения, потому что действующая власть там могла бы с легкостью ему, кавычки, ноги переломать различными методами. В этом смысле я лично готов признать правоту нового формирования: пойти кратчайшим путем, чтобы быть более уверенным в том, что удастся вступить в состязание и что Министерство юстиции не сможет ни к чему придраться.

Игорь Боцан: „ Думаю, этот аргумент не самый сильный, потому что Ренато Усатый – если идет речь о сравнениях, параллелях – также пытался перенять Республиканскую партию и ему отказали. Так что, если говорить о придирках, их найти не сложно.”

Свободная Европа: Уязвим перед министерством юстиции?

Игорь Боцан: „ Если есть намерение отклонить регистрацию этой партии и внесенные изменения, я думаю, предлоги – не проблема: их запросто преподнесут на блюдечке с золотой каемочкой”.

Свободная Европа: Следующий политический тест, который придется пройти платформе „Достоинство и правда” в ипостаси политической партии – в чем он может состоять?

Игорь Боцан: В краткосрочный период это именно то, о чем сказали вы – если есть способности, пусть идет в массы и заручится поддержкой, симпатией граждан. Речь идет о сборе подписей, около 400 тысяч подписей для…

Свободная Европа: заявленного референдума.

Игорь Боцан: Сейчас представьте себе: если формирование задается целью собрать 400 тысяч подписей, неужели не сможет собрать 4 тысяч подписей, необходимых для регистрации новой партии? Так что не страх перед министерством юстиции, не мысль о том, что не удастся собрать эти подписи, побудили пойти на слияние с движением. Второй момент касается глубинного преобразования этого формирования. Я имею в виду проблемы доктринерского порядка, партнерство с европейскими партиями, а также способность обеспечить выполнение резолюций, принятых на собраниях.”

Свободная Европа: И коль зашла речь о европейских партиях, каких результатов, по вашему мнению, должен показать референдум, выборы – этот первый Рубикон, который придется пройти формированию для того, чтобы его признали и в самой Молдове, и за рубежом?

Игорь Боцан: „Думаю, это связано не только с достижениями, но и с ожиданиями достижений. Например, партия Юрия Лянкэ очень тесно связана с ЕНП.”

Свободная Европа: Это так, но Юрие Лянкэ занимал и какие-то должности, в отличие от Андрея Нэстасе.

Игорь Боцан: „Да, но Платформа „ Достоинство и правда ” протестует вот уже десять месяцев и …”

Свободная Европа: Значит, это достижение, своеобразная визитная карточка?

Игорь Боцан: „Это достижение, потому что протестное движение было заглушено после 7 апреля и вот сейчас…”

Свободная Европа: Я понял, это заслуга Платформы „Достоинство и правда”. В качестве политической партии, какой порог придется пройти – этап, тест, называйте как угодно – чтобы формирование получило „паспорт” партии, признанной и за рубежом, и в самой Молдове?

Игорь Боцан: „По моему мнению, если формированию, вознамерившемуся собрать 400 тысяч подписей, удастся это сделать – этот козырь побить будет трудно.”

Свободная Европа: Значит, первый тест – сбор подписей?

Игорь Боцан: „Бесспорно. Это совершенно очевидно. И, думаю, если удастся выдержать этот экзамен, то все будет выглядеть по-другому. И второй тест – опросы общественного мнения, самые различные опросы для того, чтобы исключить любые спекуляции. Потому что, надо признать, эта политическая платформа, презентация которой состоялась вчера, находится, образно говоря, в состоянии медийной войны с сильнейшим в Республике Молдова медиахолдингом. Так что перед новым формированием стоит достаточно много вызовов и ему есть в чем попытаться проявить себя.”

Свободная Европа: И следующим этапом могут стать выборы президента?

Игорь Боцан: „Посмотрим, через какую брешь это новое формирование сможет включиться в борьбу за избрание главы государства.”

Свободная Европа: Такой брешью могут оказаться досрочные выборы.

Игорь Боцан: „Да. Имеется в виду, насколько я понимаю, что требования, которые сформулировал Андрей Нэстасе и те, кто 14 октября принял участие в так называемом Гражданском форуме и которые были доведены до сведения руководящих органов Республики Молдова – эти требования необходимо шаг за шагом реализовывать политическими методами, так как мы все убедились в том, что протесты свой потенциал исчерпали. Нельзя десять месяцев стоять на улице и не достичь осязаемых результатов, но нельзя и обмануть ожидания и надежда граждан, которые присоединились к этим протестам.”

Свободная Европа: Кстати, Андрей Нэстасе как-то еще отвечает за эти протесты? Потому что на вопрос о том, будут ли продолжаться протесты, сколько еще проведут люди в палатках, он ответил: „Это уже не мое дело”. Сказал, что в действие вводится другой ресурс – сбор подписей. Значит, уже административная составляющая, не только протестная. Действительно это уже не дело Нэстасе?

Игорь Боцан: „Думаю, да, потому что наиболее активные члены гражданской платформы вошли в новую партию.”

Свободная Европа: И этот городок чей – партии или платформы?

Игорь Боцан: „Это городок Совета Великого Национального собрания, который был переходной структурой, золотым, я бы сказал, этапом деятельности Платформы „ДА”, который охватывает период с 24 февраля по 7 июня.”

Свободная Европа: После этого появился Совет Великого Национального собрания.

Игорь Боцан: „До Совета был этап, который вызвал критику в свой адрес за то, что платформа якобы не была активной – но это не правда. Это был этап флэшмобов, в ходе которых проявила себя молодежь, начавшая протесты в январе и феврале, до платформы. После этого появился Совет Великого Национального собрания, который полностью взял инициативу в свои руки. Платформе и названию „платформа” отдали предпочтение потому, что именно платформа проявила себя с самого начала. Но инициатива уже принадлежала Совету, и именно совет с социальными сегментами и решили вопрос о политической перспективе платформы.”

Свободная Европа: Так, значит, чей этот городок сейчас?

Игорь Боцан: „Совета Великого национального собрания и лидеров, сформировавших партию.”

Свободная Европа: И они вправе ставить задачи? Каверзный вопрос, который часто задают радиослушатели: Андрей Нэстасе дал понять, что одна из целей может состоять в изменение Конституции. Но насколько законны притязания партии с более чем скромной биографией замахнуться на Конституцию, на вещи, которые делаются как-то по-другому, в условиях максимального общественного консенсуса?

Игорь Боцан: „Я не вижу проблемы в том, что этому формированию без году неделя. Формирование устоялось в ходе и в результате протестов граждан. Десятки тысяч людей вышли на улицу.”

Свободная Европа: Реплика исходит от людей, которые говорят, что не все три миллиона или сколько еще граждан осталось в стране, два миллиона с правом голоса…

Игорь Боцан: „Я могу ответить на этот вопрос: пусть общепризнанные партии, за плечами которых внушительный стаж политической деятельности, попытаются организовать хотя бы один митинг, в котором примут участие тысяча, две тысячи граждан.”

Свободная Европа: Но Конституция должна быть продуктом консенсуса, верно?

Игорь Боцан: „Думаю, да. И требование изменить Конституцию вытекает из результатов опросов, из результатов референдума от 5 сентября 2010 года.”

Свободная Европа: Иными словами, новая конституция, за которую выступает и либерал Михай Гимпу, не может быть принята поднятием рук на Площади Великого Национального собрания?

Игорь Боцан: „Но есть закон, который предусматривает возможность инициирования референдума, но референдум в конечном итоге назначает парламент. Граждане могут только запустить эту процедуру, если удастся собрать 400 тысяч подписей и эти подписи будут признаны действительными. Но это еще не решение вопроса. Парламент принимает решение о назначении референдума.”

Свободная Европа: Иными словами, тем, кто опасаются, что „господи, Боже мой, новое формирование полностью развалит общество” нет причин волноваться раньше времени?

Игорь Боцан: „Разумеется, нет, особенно если учесть, как я уже говорил, результаты референдума от 5 сентября 2010 года: 90% проголосовали „за”. Тогда коммунисты были против. Но эманация коммунистов – Игорь Додон – поддерживает идею референдума. Эманация коммунистов Ренато Усатый тоже выступает за референдум.”

Свободная Европа: Вы имеете в виду референдум о прямых выборах президента?

Игорь Боцан: „Да. Также, те три партии, которые сегодня пытаются воссоздать альянс, высказались за снятие иммунитета …”

Свободная Европа: …но у них это прошло…

Игорь Боцан: „ Да, прошло, но это не значит, что прошло и у граждан. Так что, насколько я могу судить, резолюции митингов протеста находят поддержку со стороны граждан и для нового формирования было бы огромной ошибкой не воспользоваться этой народной поддержкой.”

Свободная Европа: Еще большей ошибкой было бы, если руководители протестного движения поведут себя так же, как те, кто уже имеет печальный опыт так называемого проевропейского правления…

Игорь Боцан: „Однозначно да. И поскольку я протестовал на протяжении десяти месяцев, хочу сказать моим коллегам, создавшим партию, что они не имеют право разочаровать народ. Если и на этот раз разочаруют, на них ляжет ответственность за социальную апатию, которая может воцариться в Республике Молдова.”

XS
SM
MD
LG