Linkuri accesibilitate

Кишинев-Тирасполь: контакты, „прощупывание почвы”, но не переговоры


Встреча в формате 1+1, прошедшая в кишиневском офисе Миссии ОБСЕ, не дала ответа на вопрос о том, когда будут разблокированы переговоры в формате 5+2.

Вице-премьер по реинтеграции Георге Балан впервые встретился с политическим представителем Тирасполя, главой внешнеполитического ведомства региона Виталием Игнатьевым. Встреча прошла в кишиневском офисе Миссии ОБСЕ через несколько дней после того, как молдавская сторона выразила надежду на возобновление переговоров в формате 5+2 уже в апреле. Но Игнатьев заявил в четверг, что Тирасполь к этому не готов.

Политический представитель Тирасполя Виталий Игнатьев настроен менее оптимистично, чем молдавский вице-премьер Георге Балан, по мнению которого возобновление официальных переговоров в формате 5+2 возможно этой весной. Игнатьев отказался называть какие-либо сроки и дал понять, что проблемы, из-за которых официальные переговоры были заблокированы в июне 2014 года, преодолеть пока не удалось. Одной из причин он назвал уголовные дела, открытые официальным Кишиневом в отношении приднестровских чиновников.

„Нельзя представителям Приднестровья, на которых заведены уголовные дела, просто принимать участие на равных с представителями Молдовы в заседаниях экспертных рабочих групп. Надо отказываться от мер давления и не выталкивать Приднестровье за пределы переговорного пространства. Тем более, существуют договорно-правовые основания, которые также нарушаются односторонними и дискриминационными мерами. Поэтому готовность к предметной работе обусловлена тем, как быстро молдавская сторона сможет отказаться от мер давления, и как скоро мы наработаем конкретные предложения в рамках переговорного пространства”.

Кишинев настойчиво отрицает политический характер уголовных дел, в том числе сегодня, когда приднестровская сторона подтвердила свою позицию; никаких конкретных имен и цифр при этом не приводилось. Вице-премьер по реинтеграции Георге Балан:

„Таких уголовных дел, политически мотивированных, у нас не существует. Лучшее доказательство отсутствия политической составляющей – то, что эти уголовные дела заведены не в отношении лиц, занимающих ту или иную должность. Уголовные дела возбуждены по фактам нарушения прав и свобод человека”.

Виталий Игнатьев подчеркнул, что необходимо сперва развивать прямой диалог между политическими представителями и на уровне экспертных рабочих групп для решения проблем, накопившихся за пять месяцев с момента последней встречи сторон:

„На данный момент есть целый ряд односторонних предложений, проектов решений приднестровской стороны, но они не обсуждались в существующем формате на уровне профильных экспертных групп. Поэтому встреча представителей 5+2 будет, наверное, тогда целесообразна, когда у нас появятся конкретные предложения, одобренные всеми сторонами”.

Кишинев, который утверждает, что он больше других заинтересован в решении проблем, выразил готовность рассмотреть предложения Тирасполя, которые касаются, в частности, взаимного признания документов и свободного передвижения граждан и транспортных средств.

Стороны обвиняют друг друга в ограничении свободного передвижения граждан. Игнатьев выразил возмущение чрезмерными проверками в кишиневском аэропорту, которым подвергаются жители левобережья Днестра. Георге Балан уверил, что это обычные проверки и заявил о проблемах с передвижением в зоне безопасности.

Решение проблем стороны по-прежнему видят по-разному. Различный подход проявляется, в частности, к вопросу школ с преподаванием на латинской графике на левом берегу Днестра, доступа фермеров Дубоссарского района к сельскохозяйственным участкам, а также переформатированию миротворческой операции на Днестре.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG