В Соединенных Штатах Америки вышел в свет румынский перевод книги политического аналитика Роберта Каплана „В тени Европы”. Автор анализирует ситуацию в Румынии и Республике Молдова с геополитической точки зрения. С американским публицистом беседует корреспондент Свободной Европы Еуджен Томюк:
Свободная Европа: В последней вашей книге „В тени Европы: Две холодные войны и три десятилетия путешествий по Румынии и за ее пределами” есть глава „Понтийский разлом”, посвященная региону от Карпат до Черного моря и включает, в том числе, Республику Молдова, которую вы описываете как „приграничную страну на границе”. Почему?
Роберт Каплан: В Молдове, где проживают представители самых разных национальностей – русские, украинцы, гагаузы и, естественно, румыны, которые составляют большинство – чувство национального самосознания сильно размыто. Исторически эта территория, известная под названием Бессарабия, которая отошла от царской России и перешла к Румынии, затем к Советскому Союзу, по-настоящему независимой не была до 1991 года, когда распался Советский Союз.
В силу этих обстоятельств чувство национальной идентичности здесь очень расплывчато, а различные этнические группы тяготеют к той или иной стране: этнические румыны – к Румынии, этнические украинцы и русские – к Украине и России, этнические турки – к Турции. Молдова – это, образно говоря, достаточно слабый пока „проект на этапе становления”. И в этой слабости, этой размытой духовной идентичности кроется, по моему мнению, причина слабости и государственных институтов. Что способствует процветанию коррупции и делает страну уязвимой перед определенными внешними факторами, в частности, Россией.
Свободная Европа: В вашей книге вы пишете, что по мере того, как восточно-европейские страны вступали в НАТО и Европейский Союз, на Молдову смотрели как на „буферную зону” между Западом и Россией. Но после вмешательства президента Путина в Украине – другое буферное государство, но гораздо больше – Молдова и ее западный сосед, Румыния, стали „прифронтовыми странами” в новой холодной войне. Чем это чревато для Молдовы?
Роберт Каплан: Политика Путина в отношении Украины именно к этому и привела – вернула Молдову на первую линию, там, где она не была с момента распада Советского Союза, когда Приднестровье, ее восточная часть на левом берегу Днестра, фактически отделилась и превратилась, не без помощи России, в черную дыру контрабанды. Сегодня, если России удастся закрепить свое влияние в Украине, что совсем не обязательно, Молдова и Румыния окажутся под большой угрозой. Их ситуация сильно осложнится. Если Румыния присоединит к себе Молдову или ее часть с мажоритарно румынским населением, Россия в ответ может официально аннексировать Приднестровье, что еще больше накалит обстановку в регионе.
Свободная Европа: Как Республика Молдова может обеспечить свою безопасность и мир? Присоединившись к НАТО и Евросоюзу? Объединившись с Румынией? Или, напротив, сохранив нейтралитет, который отвечает и стратегическим интересам России – так, как поступила Финляндия в период Холодной войны?
Роберт Каплан: Не вижу, как Молдова могла бы объединиться с Румынией. Это практически равнозначно „объявлению войны” путинской России. Что может сделать Молдова? Прежде всего, и это действительно и для Румынии, укреплять свои институты, делать их максимально сильными и транспарентными, менее коррумпированными. Независимо от того, сколько у нее внешних врагов, лучшая защита для любой страны – это наличие сильных государственных институтов. Молдове следует углублять и активизировать усилия по сближению с Европейским Союзом и искать ту или иную форму сближения с НАТО, но интегрироваться в эти структуры она не может, не спровоцировав Россию. История и географическое расположение, к сожалению, отвели Молдове роль амортизатора, нейтрального буферного государства, которое не может… которому лучше на данный момент воздержаться от вхождения в те или иные альянсы.