Linkuri accesibilitate

В Кремле не будут


Алиса Харчева – одна из женщин, фигурирующих в расследовании агентства Reuters
Алиса Харчева – одна из женщин, фигурирующих в расследовании агентства Reuters

Александр Морозов – о расследовании Reuters в отношении Владимира Путина и реакции на него Кремля

В Кремле не будут расследовать изложенные в статье агентства Reuters сведения о передаче бизнесменом Григорием Баевским недвижимости женщинам, имеющим отношение к президенту России Владимиру Путину. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков назвал публикацию частью "информационного вброса", о котором он предупреждал на днях.

Согласно расследованию, петербургский предприниматель Григорий Баевский передавал дорогостоящую недвижимость четырем женщинам: младшей дочери Путина Катерине Тихоновой, двум близким родственницам бывшей гимнастки Алины Кабаевой, которую российские СМИ называли "девушкой Путина", хотя подтвержденной информации об этом нет, а также студентке Алисе Харчевой, которая в 2012 году снялась для календаря, выпущенного в честь дня рождения российского президента.

В трех случаях речь идет о престижных объектах недвижимости, которые Баевский продал или передал в собственность, а в случае с дочерью Путина – она зарегистрировала новую компанию на адрес прежней квартиры Баевского, который указала как свой собственный.

В 2013 году Баевский передал право собственности на дом и участок в подмосковном населенном пункте Успенское бабушке Алины Кабаевой – 81-летней Анне Зацепиной, в 2009-м квартиру сестре Алины Кабаевой – Ляйсан Кабаевой. Затем перевел на имя Алисы Харчевой квартиру в небольшом московском коттеджном комплексе. О цене сделки информации нет.

Григорий Баевский работает помощником старого друга Путина – предпринимателя Аркадия Ротенберга. Согласно официальным данным, только за последние 2 года компании, совладельцем которых является Баевский, заработали на государственных строительных подрядах не менее шести миллиардов рублей (89 миллионов долларов).

В статье приводится ответ пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова на запрос Reuters о Баевском: "Мы ничего не знаем о том, кто это такой. Президент также с ним не знаком".

28 марта Песков заявил готовящемся "информационном вбросе", касающемся лично президента, его семьи и друзей.

Александр Морозов
Александр Морозов

Политолог Александр Морозов подчеркивает значение того, что расследование опубликовало Reuters – большое международное агентство, публикации которого заметны по всему миру:

– Что происходит? В течение последнего года Владимиру Путину делают новую биографию, как говорится. Если до этого он был каким-то партнером для всех западных лидеров, то в последний год отчетливо развивается такая долгоиграющая, длинная тема, что он такой "крестный отец мафии". Он либо нечто вроде Берлускони – это мягкий сценарий, либо нечто еще худшее и более тяжелое, более тяжелый криминальный король, чем Берлускони. И нынешние разоблачения, на мой взгляд, направлены на формирование такого Путина. Это для него не смертельно, конечно, – в общем, подобные сообщения Кремль всегда умел поворачивать в свою пользу. Путин имеет репутацию брутального мужчины, его любят женщины, и эти данные о том, что передана недвижимость не только дочери, но и двум женщинам, с которыми он, возможно, был связан в последние годы, будет работать в России на него. А в мировом контексте его репутация, его имидж будет, конечно, неуклонно ухудшаться из-за таких сообщений.

После Крыма вопрос, кто такой Путин, встал заново

– Вы сказали – делают биографию, формируют образ Путина на Западе. Вы считаете, что это действительно некая кампания, как это представляют в Кремле?

– Это не кампания в том смысле, в котором понимает это Кремль. Не следствие сговора правительства или медиа. Просто до Крыма, до третьего срока Путина значительная часть мировых экспертов, международных журналистов, политический истеблишмент – считали, что Россия – это страна, у которой стакан демократии наполовину пуст, наполовину полон, это переходный режим, у него есть недостатки, но с ним надо работать, и так далее. Но после Крыма для этого же мирового истеблишмента вопрос, кто такой Путин, встал заново, и они сейчас отвечают для себя на этот вопрос заново. Поэтому все стали внимательно присматриваться, а что у Путина с личными финансами, а что у него с мировоззрением, почему стал возможен Крым, а как мы понимали его раньше и как понимаем сейчас. Все это вместе образует новую линию, и вырисовывается достаточно консолидированная картина, что Путин – это все-таки такой мафиозный, безыдейный, достаточно опасный политический игрок, целью которого является укрепление и обогащение собственной камарильи, приближенной к нему верхушки. Эта схема вырисовывается отчетливо и делается доминирующей.

Песков заволновался

– Мы наблюдали реакцию Кремля, и она была очень странной. Большинство людей, может быть, и не узнали бы про эти разоблачения, но сейчас все готовятся и ждут. Кремль может бояться именно этой публикации или ждать еще чего-то другого?

– Нет, я думаю, именно по этой линии все будет развиваться – теневые финансы, связи с международными криминальными кругами ближайших к Путину людей, может быть, не его самого, но его соратников, запутанные связи между торговлей нефтью и торговлей кокаином, и так далее. Мне кажется, у предварительной реакции Пескова могут быть разные интерпретации, но, на мой взгляд, если бы Кремль получил журналистские вопросы от газеты Bild, он даже не стал бы говорить об этом, но, получив вопросы от Reuters, касающиеся господина Баевского и дочерей Путина, Песков заволновался, потому что подумал, что Владимир Владимирович будет как-то огорчен, когда все это произойдет. Поэтому он предпринял такую попытку предупредить не только нас, но и самого Владимира Путина о том, что эти вопросы, возможно, очень опасны. Но пока они не очень опасны, а дальше посмотрим, что будет.

Предупреждения Пескова работают

– Но это расследование само по себе могло бы так взволновать пресс-секретаря Владимира Путина?

– Могло бы. Он же не знал, какая будет итоговая публикация, какими документами располагает Reuters касательно этих операций с недвижимостью. Но возможно, там были какие-то более масштабные вопросы, и трудно предположить, чего может опасаться Песков. Но предупреждал он, конечно, очень основательно, это факт. Это удивительная история. Я думаю, что для российского общества эти предупреждения Пескова выполняют свою роль, потому что население смотрит телевизор и знает, что Запад ненавидит Путина и постоянно про него сообщает новые ужасы, которые не являются правдой. И в этом смысле предупреждения Пескова работают. Потому что сейчас депутаты и кремлевские медиакритики выйдут на сцену и скажут: ну, вот, очередные разоблачения, ничем не подтвержденные, и следующие будут такими же... И так будет размываться в целом представление о том, где реальные данные о состоянии Путина и его окружения, а где просто фантазии.

Предположим, завтра будут опубликованы данные о том, что Путин является сотрудником ЦРУ

– Насколько вообще какое-нибудь расследование о Путине может потрясти российское общество?

– При том тренде, который существует, после того, как Путин консолидировал вокруг себя общество, – история таких режимов показывает, что не существует никаких решительно разоблачений, которые могли бы повлиять на общество. Можно взять крайний пример. Предположим, что завтра будут опубликованы данные о том, что Путин является сотрудником ЦРУ, это максимальный предел того, что могло бы потрясти российское общество, потому что речь бы шла о каком-то фантасмагорическом гигантском предательстве. Но и это было бы развернуто в пользу Путина. Нам бы, телезрителям, сказали, что это была сложная оперативная игра, и ничего за этим не стоит. Существуют исторические моменты, когда даже слабая информация оказывается катастрофической для политического режима, и существуют такие моменты, как сейчас, когда никакая информация не является убийственной.

Политическая система Путина все больше напоминает латиноамериканскую хунту

– Но при этом все равно Кремль почему-то нервничает. Или Песков, на самом деле, грамотно выполнил свою работу?

– Да, на мой взгляд, здесь Песков вполне справился с ситуацией. Он как раз не нервничал, он просто и Путину дал понять и о масштабе, и о том, что он держит ситуацию под контролем, и общество подготовил. Ну, и сейчас, мне кажется, все скажут: ну, что ж там такого, ничего пока особенно нет. И будут дальше ждать. Здесь нет пока ничего смертельного или резко обостряющего ситуацию для Путина. Но при всем при этом, если смотреть все-таки не глазами российского потребителя, а глазами мирового зрителя всей этой российской драмы, то надо сказать, все это медленно точит камень и образ Путина ухудшается: это он сбил "Боинг", это он аннексировал Крым и очень плохо себя ведет в условиях минского урегулирования, и это у него теневые операции и странные друзья, о которых уже много написано, которые не только завязаны с криминалом, но и постоянно являются победителями государственных тендеров, забирают гигантские госзаказы. Политическая система Путина, таким образом, все больше и больше напоминает такую латиноамериканскую хунту 70-х годов.

– Но которую не разоблачения сваливают?

– Да, не разоблачения. Даже когда образ этой хунты совершенно ясен, обрисован и документально подтвержден, это еще не основание для того, чтобы она под давлением этих разоблачений рухнула.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG