Бывший посол Соединенных Штатов Америки в Украине, глава Евразийского центра им. Дину Патричиу Атлантического совета США Джон Хёрбст в эксклюзивном интервью Свободной Европе рассказал о недавнем визите в Вашингтон молдавской делегации во главе с министром экономики Октавианом Калмыком, в состав которой входил и первый вице-председатель Демократической партии Влад Плахотнюк. Присутствие последнего вызвало в Молдове бурную реакцию и противоречивые интерпретации.
Свободная Европа: Хотелось бы поговорить о том, как первого заместителя председателя Демократической партии Владимира Плахотнюка и делегацию принимали в Соединенных Штатах Америки и, в частности, в Атлантическом совете. Этот визит вызвал сильный резонанс здесь, в Кишиневе. Многие задаются вопросом, не стал ли Плахотнюк в одночасье авторитетным для США партнером. И еще: считает ли Запад, что правительство, в котором доминируют демократы, внушает надежду на улучшение ситуации в стране?
Джон Хербст: Думаю, в Вашингтоне считают, что у Молдовы много проблем и что дела идут не так хорошо, как следовало бы. Мы были рады принять прибывшую к нам делегацию, так как мы очень заинтересованы в диалоге с влиятельными людьми Молдовы. В последние годы было много встреч с разными людьми. Поэтому мы подумали, что полезно встретиться и с этой группой, которая побывала у нас в начале мая.
Свободная Европа: Граждане недоумевают, почему именно Влад Плахотнюк вошел в состав делегации. Значит ли это, что Соединенные Штаты теперь доверяют ему больше?
Джон Хербст: Он приехал в Вашингтон не потому, что мы выразили желание видеть его здесь, в Совете. Он прибыл в США по другим делам. Думаю, надо спросить у него о причинах визита. Мы сочли возможным с ним встретиться, так как считаем, что Молдова заслуживает демократического будущего. Члены делегации, включая г-на Плахотнюка, люди влиятельные, которые играют определенную роль в создании этого будущего.
Свободная Европа: В этом смысле, появилась ли в Соединенных Штатах и в Атлантическом совете уверенность в том, что демократы и, в частности, Плахотнюк готовы отдать свои силы ради благополучия Молдовы?
Джон Хербст: Думаю, люди, которые входили в состав делегации – авторитетные люди. В ходе беседы мы убедились, что у них правильные взгляды на Молдову, на происходящие события, и существует понимание того, что неизбежный путь Молдовы – демократический, включающий борьбу с коррупцией, повышение эффективности и прозрачности экономики.
Свободная Европа: В Молдове люди опасаются, что в один прекрасный день радикально изменится внешнеполитический вектор страны, что демократы – Плахотнюк или партийные боссы – вдруг решат вновь приблизить Молдову к России, привести страну под полное влияние Москвы…
Джон Хербст: Здесь, в Атлантическом совете, мы верим в европейскую перспективу Молдовы. Разумеется, страна вправе сама выбирать свое будущее. Тем не менее, мы знаем, что Молдова выбирает демократию. Уверены, путь в Европу лежит через демократию и прозрачную экономику. Бесспорно, мы поддерживаем Молдову на этом пути. Мы встречаемся с молдавскими официальными лицами, с влиятельными людьми, которые не занимают государственных постов – встречаемся именно для того, чтобы поддержать этот курс. Мы с радостью их поддерживаем и выражаем свою позицию. Конечно, мы будем критиковать тех, кто стремится в сторону тоталитарного режима, кем бы они ни были.
Свободная Европа: В Молдове существуют опасения в том, что если реформы правительство имитирует, то только "майдан" сможет ускорить их реализацию. Это действительно альтернатива, как вы считаете?
Джон Хербст: Понимаю, чем были вызваны массовые протесты в Молдове в прошлом году. Скандал в банковской системе – позор для всех тех, кто находился тогда во власти. Осуждения и порицания заслуживают действия преступников, ограбивших страну, а также представителей власти, которые должны были предотвратить махинации. Считаем, что справедливо будет вернуть украденные деньги, а воры должны оказаться за решеткой.
Свободная Европа: Украинский кризис усилил ощущение уязвимости Молдовы. Очевидно, что сейчас Россия намерена – и у нее есть все возможности для этого – распространить свое влияние на соседей. Нельзя сбрасывать со счетов и Приднестровье, которое видит свое будущее рядом с Россией. Какие, по вашему мнению, варианты есть у Республики Молдова? Что можно сделать в этом смысле?
Джон Хербст: Молдова должна решать свои внутренние проблемы, в том числе приднестровский вопрос. Да, у вас есть контактная группа, которая занимается своим делом и помогает находить решения. Но дело в том, что нужно найти решение, которое поддержали бы все граждане страны или хотя бы большинство населения. Что касается выбора между Европейским Союзом и Россией, мы здесь, в Атлантическом совете, однозначно считаем, что Молдова, Грузия, Украина, Беларусь, Армения и Азербайджан должны выбирать самостоятельно. Не надо указывать им из Москвы, как поступать. Тем более, что у всех перед глазами пример Украины, где Россия развязала войну, или Грузии, где Москва спровоцировала войну, а также Молдовы, где Россия оказывает военную поддержку приднестровскому региону. Это, конечно, проблема для вашего суверенитета.
Свободная Европа: Украина, по крайней мере, оставила двери открытыми для НАТО, Молдова же выбрала нейтралитет – статус, определенный Конституцией. Что могло бы побудить партии власти, включая демократов, укрепить национальную безопасность?
Джон Хербст: Вы абсолютно правы. Есть много разных шагов, которые можно предпринять в этом смысле, начиная с очистки всей системы безопасности и силовых ведомств Молдовы. Нужна уверенность в том, что силовые структуры следуют лишь директивам молдавских властей. Это было бы важным шагом вперед.
Свободная Европа: Системы ПРО в Румынии и Польше многие аналитики в Москве рассматривают как вызов. Известно, что Россия подвергла жесткой критике размещение этих противоракетных щитов. Готовы ли США гарантировать безопасность соседей России, которые не станут членами НАТО в ближайшей перспективе?
Джон Хербст: Если и в Молдове есть аналитики, которые рассматривают развертывание этих ракет как вызов в адрес в России, то это слабые и пристрастные аналитики, и если они не критикуют вторжение России в Украину. Значит, они просто агенты российской пропаганды. Мы уверенно гарантируем безопасность всех государств-членов НАТО. Что касается других стран – Грузии, Украины и Молдовы, мы настроены сделать все, что в наших силах, чтобы помочь им укрепить свою безопасность. Мы не вправе давать им гарантий в этом смысле. Мы можем гарантировать лишь безопасность членов Альянса. Но можем сделать многое другое для того, чтобы помочь этим странам укрепить свой оборонный потенциал.
Существенную военную поддержку мы оказываем Украине. Вместе с европейцами мы первыми реагируем, когда заходит речь о введении санкций против России за агрессию в Украине. Лично я считаю, что надо помочь Украине с оружием, с помощью которого они смогли бы уничтожать российские танки. Белый дом не принял пока такого решения, но, думаю, новая администрация пойдет на это. Считаю, что будет крайне полезно для всех стран региона подстраховаться и быть уверенными в том, что их силовые и оборонные ведомства вполне надежны и смогут противостоять возможным попыткам проникновения ФСБ.
Свободная Европа: Россия постоянно ссылается на договор о ликвидации ракет средней дальности 1987 года. Москва утверждает, что размещая ПРО на восточном фланге НАТО, Соединенные Штаты нарушают соглашение. Этот документ еще в силе?
Джон Хербст: Уверен, что именно Кремль развернул ракеты в нарушение этого договора.
Свободная Европа: В этом случае, противоракетные системы, установленные в Румынии или Польше, нарушают договор, как утверждает Москва, или нет?
Джон Хербст: Мы считаем, что нет. Эти ракеты направлены против развития ядерного потенциала Ирана, который, к несчастью, поддерживала Россия.
Свободная Европа: Румыния и Болгария выступают за постоянное присутствие сил НАТО в регионе и создание совместного флота с Турцией. Насколько реален такой шаг, учитывая, опять же, позицию Москвы?
Джон Хербст: Причина, по которой НАТО решило увеличить свой численный состав и вооружение в странах Балтии, Польше и Румынии – прямое следствие агрессии Москвы в отношении Украины, которой предшествовала агрессия в Грузии. Если Кремль хочет положить конец этому процессу, Россия должна прекратить интервенцию в Украину. Что же касается растущего присутствия НАТО в Черном море, лично я считаю, это оправданным до тех пор, пока Россия не откажется от политики агрессии и устрашения.