Linkuri accesibilitate

Владимир Сокор: „Усилия Штайнмайера направлены на легализацию отделения Приднестровья от Молдовы”


Комментарии западного аналитика по итогам визита в Молдову действующего председателя ОБСЕ, министра иностранных дел Германии.

Министр иностранных дел Германии Франк Вальтер-Штайнмайер во время визита в Кишинев и Тирасполь убеждал стороны реализовывать положения Берлинского протокола, подписанного в первых числах июня, когда после двухлетнего перерыва возобновились переговоры в формате 5+2 по урегулированию приднестровского конфликта. Согласно протоколу, Кишинев должен признать приднестровские дипломы об образовании и автомобильные номера. Западный аналитик Владимир Сокор комментирует итоги визита немецкого дипломата.

Свободная Европа: На фоне возобновленных усилий по приднестровскому урегулированию состоялся визит в Молдову министра иностранных дел Германии, которая председательствует в ОБСЕ. Итоги визита положительно расценивают власти страны, но крайне скептически восприняли те, кто хорошо владеет приднестровской проблематикой. У вас какое мнение сложилось насчет динамики в этом направлении?

Владимир Сокор: Усилия г-на Штайнмайера направлены не на урегулирование российско-молдавского конфликта, который существует на территории Республики Молдова, а на легализацию отделения Приднестровья от Республики Молдова…

Свободная Европа: Но как это возможно?

Владимир Сокор: …благодаря дальнейшему присутствию российских войск на этой территории. Г-н Штайнмайер оказывает давление на Республику Молдова с тем, чтобы она перешла к выработке особого статуса для Приднестровья. Об этом особом статусе разговоры идут не один год. Кишинев практически вынудили взять на себя обязательство в определенный момент предоставить особый статус. Понятие „особый статус” специфично для бывшего советского пространства, это не европейский термин. Нигде в Европе не стоит вопрос об „особом статусе”. Это изобретение России, которому скоро уже четверть века.

Свободная Европа: Г-н Сокор, но регион может рассчитывать на какой-то статус?

Владимир Сокор
Владимир Сокор

Владимир Сокор: Проблема, которая нас сейчас волнует, — это особый статус, ради которого Россия при поддержке г-на Штайнмайера и французского правительства, не канцлера Меркель, давят на Украину в попытках вынудить ее принять особый статус для областей, оккупированных Россией на территории Украины. Если Республика Молдова уступит и перейдет к выработке особого статуса, усилится и давление на Киев, будет создан прецедент для того, чтобы и Украина пошла на уступки, которым президент Порошенко и большинство украинского парламента противятся. И напротив, если президент Порошенко и Верховная рада Украины уступят давлению, то тем труднее будет Молдове противостоять прессингу. Эти два вопроса нужно рассматривать во взаимосвязи. Необходимо, чтобы Кишинев консультировался с Киевом и вместе выдержать натиск со стороны России. Лично я совсем не доверяю г-ну Штайнмайеру. Я внимательно наблюдаю за его действиями с того самого момента, когда он стал министром иностранных дел, видел его позицию в российско-грузинском конфликте в Абхазии, в российско-украинском в Донбассе, в приднестровском конфликте в Республике Молдова. Он пытается не решать эти конфликты, а легализовать сепаратистские образования, который на данный момент являются незаконными.

Свободная Европа: Но как это возможно, ведь налицо явное сопротивление, да и Кишинев не готов завтра-послезавтра предложить проект особого статуса Приднестровью?

Владимир Сокор: Республику Молдова на данном этапе раздирают внутренние противоречия. Это полностью дезорганизованное государство. В Республике Молдова государственные институты рухнули. Кишинев никоим образом не способен сейчас управлять процессом реинтеграции Приднестровья. В этом случае, при таком сценарии мы станет свидетелями транснистризации и правого берега Днестра. Настолько недееспособной стала Республика Молдова, что она не в состоянии поддержать такой процесс. С другой стороны, и международный престиж молдавского правительства ниже всякой критики. Запад потерял доверие к Республике Молдова. Сегодня мало кто из государственных мужей на Западе стал бы отстаивать интересы государства, так как само государство, руководство настолько глубоко скомпрометированы, в том числе правительство и проевропейские премьер-министры. Поэтому тем более важно, чтобы гражданское общество, эксперты от гражданского общества высказались в этом плане. В шаге от федерализации — так называлось это тогда — мы были и в 2002-2005 гг.. Тогда Молдова еще не пошла по пути европейской интеграции, только готовилась к этому. В конце концов, президент Воронин, после долгих колебаний, отверг федерализацию; большую активность стал проявлять и Европейский Союз, началось движение в сторону Европы. Это движение недавно забуксовало. Европейский Союз перестал быть важным фактором, который защищает интересы Республики Молдова. Необходимо мобилизовать внутренние ресурсы. И еще одно. Особый статус понятие опасное не только из-за корреляции с Украиной. Особый статус для Приднестровья может привести к цепной реакции на территории Республики Молдова. Руководство гагаузской автономии не раз публично заявляло, что в случае предоставления Приднестровью особого статуса и Комрат потребует аналогичных прав. Что касается Тараклии, известно, что год назад парламентское большинство Молдовы под руководством г-на Плахотнюка приняло в первом чтении проект закона об особом правовом статусе Тараклии. Есть угроза аналогичных поползновений со стороны Бельц. Цепная реакция…

Свободная Европа: Германия не скрывала, что в качестве председателя ОБСЕ стремится сдвинуть дело с мертвой точки. За этим стремлением Берлина что кроется на самом деле?

Владимир Сокор: Нельзя говорить о намерении Берлина, так как власть в Германии коалиционная. Г-н Штайнмайер в этой коалиции представляет Социал-демократическую партию, и у него есть серьезные разногласия с канцлером Меркель, разногласия, которые обостряются по мере приближения в следующем году парламентских выборов в Германии. Например, г-н Штайнмайер недавно раскритиковал НАТО за военные учения, которые он назвал нагнетанием милитаристских настроений и бряцаньем оружием. И это довольно ясно говорит об отношении г-на Штайнмайера к России. Что касается канцлера Меркель, подобные заявления с ее стороны просто немыслимы. Также, проблема российско-молдавского конфликта перешла из ведения службы канцлера, то есть г-жи Меркель, в ведении министерства иностранных дел. Поскольку г-н Штайнмайер сейчас не просто министр, но и действующий председатель ОБСЕ. Приближается традиционная встреча ОБСЕ в конце года, и г-н Штайнмайер отчаянно ищет какого-то успеха, пусть и на бумаге. Так иногда измеряют успех дипломаты — документами на бумаге.

Свободная Европа: Г-н Штайнмайер съездил на несколько часов и в Тирасполь. Его визит на левый берег о чем говорит?

Владимир Сокор: Вероятно, часть приднестровского руководства действительно выступает за окончательное отделение от Республики Молдова. Россия занимает иную позицию, как и в Донбассе — Россия хочет втиснуть обратно контролируемые ею регионы, вернуть их в политическую и институциональную систему Республики Молдова и, соответственно, Украины. Потому что таким образом Москва сможет дополнительно контролировать Кишинев и, соответственно, Киев. Следовательно, Россия не ведет сецессионной политики, или политики на отделение. Россия выступает за реинтеграцию Донбасса и, соответственно, Приднестровья на принципах и на основании ею же навязанных правил, призванных обеспечить ее влияние в соответствующих системах.

Свободная Европа: Немецкий дипломат говорил о той самой дорожной карте, составленной также в Германии, и о необходимости реализации требований этой дорожной карты. Кишиневу рекомендуют продолжать политику малых шагов в урегулировании приднестровского конфликта. По мнению экспертов, Молдову подталкивают к односторонним уступкам. Как следует поступить официальному Кишиневу?

Владимир Сокор: Официальный Кишинев находится в крайне уязвимом, даже опасном положении. В отличие от предыдущих правительств, даже в отличие от мандата г-на Воронина, нынешняя власть дискредитирована, скомпрометирована на Западе.

Свободная Европа: Но председатель ОБСЕ выразил благодарность молдавскому правительству за усилия по возобновлению консультаций в этом переговорном формате 5+2…

Владимир Сокор: ОБСЕ никакого значения не имеет, в ОБСЕ ничего не решается. ОБСЕ — не более чем место встречи, некий дискуссионный клуб, где встречаются те, кто обладает реальной властью. ОБСЕ абсолютно ничего не решает. Евросоюз реальной властью уже не обладает. В Кишинев г-н Штайнмайер прибыл продвигать линию Германии, а не Европейского Союза. Он приехал как министр иностранных дел Германии и как действующий председатель ОБСЕ, организации, которая пляшет под дудку России. Г-н Штайнмайер не приехал как представитель Евросоюза. Мы видим, что ЕС слаб, он ретируется, предпочитает не вмешиваться. И я прекрасно понимаю, почему. Потому что правительство Республики Молдова не внушает доверия. Вот почему тем более важно, чтобы проевропейские партии, гражданское общество и эксперты заняли четкую позицию в этом вопросе.

Свободная Европа: Чего следует ожидать и что может произойти до конца этого года, за время председательства Германии в ОБСЕ?

Владимир Сокор: Германия окажет максимальное давление с целью добиться результата на бумаге к итоговой конференции в конце года. Ради бумаги, на которой будет зафиксировано, что Молдова пошла на те уступки, которых г-н Штайнмайер не может добиться ни от Москвы, ни от Тирасполя. И это будет преподнесено как успех, как историческое наследие г-на Штайнмайера. Он, вероятно, не будет министром иностранных дел, такова договоренность между берлинскими партиями, г-н Штайнмайер может стать президентом. Значит, он отойдет от активной политики, ему необходимо некое историческое наследие. Этим соображением руководствуются многие западные дипломаты, западные политики, министры. Руководствуются соображением, крайне важным для них.

Свободная Европа: К чему сведется политика малых шагов в приднестровском урегулировании? Имею в виду те семь пунктов, включенных в дорожную карту. Будут признаны на международном уровне дипломы об образовании, выданные на левом берегу Днестра, номерные знаки автомобилей, зарегистрированных в приднестровском регионе?

Владимир Сокор: Будут признаны, если их признает Республика Молдова. Без признания Республики Молдова никто их не признает, независимо от давления, которое оказывает на Кишинев Германия, в данном случае, и, естественно, Россия. Германия и Россия совместными усилиями. Если Молдова их не признает, никто в Европе и мире не признает эти так называемые малые шаги. Эти малые шаги означают, по сути, признание Республикой Молдова, шаг за шагом, существования Приднестровья — отдельного, по сути, но на бумаге входящего в Республику Молдова и оказывающего изнутри влияние на ее политику.

Свободная Европа: Учитывая события на Украине, как сможет развиваться Приднестровье?

Владимир Сокор: Не сможет развиваться, пока Украина остается независимой. Приднестровье практически вынуждено сотрудничать ради собственного выживания, выбора у Тирасполя нет. Поэтому тем более абсурдно для Кишинева упустить этот шанс и именно сейчас легализовать, по сути, отделение Приднестровья от Республики Молдова. Это опасно, потому что Приднестровье на словах будет объединено с Республикой Молдова, но на деле будет продвигать политическое влияние России внутри Молдовы.

Свободная Европа: Но лично вы допускаете объединение двух берегов Днестра в обозримом будущем?

Владимир Сокор: Нет, в обозримом будущем нет. Республика Молдова неспособна осуществить это в настоящий момент. Молдова — государство-банкрот с финансовой точки зрения, нравственный банкрот с разрушенными институтами власти. В этой ситуации для Республики Молдова смертельно опасно начинать этот процесс.

Свободная Европа: Кто окажется в сиюминутном выигрыше: Москва или Запад, если все-таки будет достигнуто урегулирование приднестровской проблемы?

Владимир Сокор: Запад пока не вовлечен в этот процесс, г-н Штайнмайер „исполняет” сольную партию. Возможно, правильнее было бы сказать „исполняет партию в дуэте с Россией”, но, с точки зрения Запада, г-н Штайнмайер сейчас выступает „солистом”. Мы видели недавние переговоры в формате 5+2, совершенно правы те, кто подметил, что представители Евросоюза и Соединенных Штатов Америки не выступили в защиту Республики Молдова.

Свободная Европа: Как раз собиралась спросить об этих двух важных наблюдателях — Соединенных Штатах Америки и Европейском Союзе — и роли, которая отводится им при сложившихся обстоятельствах…

Владимир Сокор: В недавних переговорах в формате 5+2 представители Евросоюза и Соединенных Штатов Америки не поддержали Республику Молдова, которая подвергалась явному давлению со стороны России и Тирасполя. Американский представитель и европейский представитель держались, скорее, в стороне. Тому есть объяснение. Как Европейский Союз, так и Соединенные Штаты Америки переживают беспрецедентные внутренние потрясения, они сосредоточены на внутренних проблемах. И, как я уже сказал, молдавская власть перестала быть привлекательной, перестала внушать Западу чувство солидарности.

Свободная Европа: И как поступят Вашингтон и Брюссель в будущем?

Владимир Сокор: В Соединенных Штатах Америки очень скоро пройдут президентские выборы, неизвестно, кто победит, внутреннее положение сложное, новой администрации, независимо от того, кто придет к власти, понадобятся месяцы для того, чтобы внутренне организоваться и провести необходимые назначения. Это что касается США. С другой стороны, Европейский Союз бурлит, нет единой внешнеполитической линии. Для России это золотой шанс, возможность расширить экспансию в Украину и Республику Молдова. Золотой шанс. В Республике Молдова нет правительства, способного выстоять. Мне известна позиция Георге Бэлана, это очень хорошая позиция в интересах государства Республика Молдова, позиция, которую я поддерживаю. И предшественник г-на Бэлана, Еуджен Карпов, также занимал решительную позицию в защиту государственных интересов Республики Молдова. Сейчас хорошо бы г-ну Карпову и г-ну Бэлану объединиться, хотя партия г-на Карпова торгуется с правящим альянсом. Гражданское общество, эксперты должны зашевелиться.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG