Linkuri accesibilitate

2005: Правосудие под гнетом политики


9 февраля 2005 года, протесты молодежного крыла Блока «Демократическая Молдова»
9 февраля 2005 года, протесты молодежного крыла Блока «Демократическая Молдова»

2005-й – год, в котором на молдавскую политическую сцену вышли бизнесмены Влад Плахотнюк и Петр Порошенко – последний в качестве акционера магазина Gemenii в самом центре исторической зоны Кишинева.

На выборах тогда победила Партия коммунистов, набравшая 46% голосов, затем следовал Блок «Демократическая Молдова» (БДМ) – 28,53% и Христианско-демократическая народная партия – 9,07%. Доставшихся коммунистам 56 мандатов было достаточно для формирования правительства и принятия органических законов, но не хватало для избрания главы государства.

«Чудовищной коалиции» пресса посвятила сотни статей и комментариев

Однако, 4 апреля Владимир Воронин был избран президентом, и за его кандидатуру проголосовали не только депутаты ПКРМ, но и фракция ХДНП, и группы парламентариев во главе с Думитру Дьяковым и Олегом Серебряном, отколовшиеся от БДМ. Бывший министр экономики Мариан Лупу стал председателем парламента, а во главе правительства остался Василий Тарлев.

«Чудовищной коалиции», как окрестили ее СМИ, пресса посвятила сотни статей и комментариев. Думитру Дьяков, Юрие Рошка и Олег Серебрян объяснили, что другого выхода не было, и что досрочные выборы парламента привели бы к тем же результатам. Они сказали, что выдвинули лидеру ПКРМ ряд условий, в том числе не допустить вмешательства политики в работу системы правосудия, обеспечить свободу выражения мнений на Teleradio-Moldova и провести разгосударствление правительственных газет – Moldova Suverană и «Независимой Молдовы».

2005 год в публикациях основных молдавских СМИ
2005 год в публикациях основных молдавских СМИ

«Голосование ХДНП шокировало многих, но не для меня», – заявил Владимир Воронин в прямом эфире Pro TV Chişinău. Спустя полгода Олег Серебрян выразил сожаление по поводу голосования 4 апреля, добавив, что сценарий был подготовлен заранее и был направлен на «моральное уничтожение оппозиции».

«Вор в законе» и прочие лица Григория Карамалака

Как христианские демократы, так и коммунисты утверждали, что предвыборный блок Серафима Урекяна открыто поддерживала Москва. «На этих выборах Молдова впервые столкнулась с беспрецедентным и циничным вмешательством в свои внутренние дела. Удар был нанесен в спину – и теми, кто представляет дружественную страну. Кандидаты ПКРМ оказались беззащитными перед потоком клеветы и лжи, который на них вылили в последние недели.

Нечестно предоставлять доступ к телеканалам «ворам в законе» и поддерживать сепаратистов в Молдове, при этом пытаясь разделаться с ними в Чечне», – заявил лидер Партии коммунистов после выборов в интервью Jurnal de Chişinău.

Воронин ссылался на Григория Карамалака, одного из лидеров преступных группировок 90-х годов, который в Кишиневе обвинялся в убийстве и вымогательстве денег, а в 1998 году бежал в Москву. Он появлялся на российских телеканалах и раздавал интервью СМИ, которые перепечатывало значительное число кишиневских изданий. Утверждал, в частности, что в 1996-2001 гг. финансировал Партию коммунистов, выделив наличными 500 тыс. долларов. Также Карамалак обвинял правительство в том, что у него, якобы, отняли сигаретный и алкогольный бизнес в пользу сына главы государства Олега Воронина. «Почему президент Воронин, сегодняшний ярый борец с преступностью, не постеснялся тогда взять денег у меня, «криминального авторитета?», – говорил Карамалак.

Со ссылкой на анонимные источники газета Ziarul de Gardă сообщала, что Григорий Карамалак в 1996 году финансировал и кампанию Петру Лучинского. С другой стороны, печатный орган ХДНП газета Flux отмечала, что в 2005 году он финансировал партию Серафима Урекяна.

Близкая к коммунистам газета «Кишиневские новости» сообщала, что Григорий Карамалак использовал фальшивые паспорта и разные фамилии, том числе, данные реальных людей.

Согласно «КН», у Карамалака были тесные связи с московской солнцевской группировкой, близкой к российским олигархическим кругам. По некоторому стечению обстоятельств, бизнесмен и политик Влад Плахотнюк также оказался связанным с этой группировкой, за что оказался под наблюдением римского бюро Интерпола.

«Конструктивный диалог во имя национальных интересов», сформулированный на выборах президента, длился недолго, всего несколько месяцев. 10 июня законодательный орган единогласно одобрил так называемый «план Ющенко» по урегулированию приднестровского конфликта. Газета Moldova Suverană приводила слова Воронина о том, что в плане Ющенко ничего не говорится о федерализации Республики Молдова.

«Из всех проектов, которые я когда-либо держал в руке, только этот план основывается на принципе демократизации Приднестровья», - говорил глава государства.

Зато газета Timpul информировала, что одобренный депутатами проект предполагал для Приднестровья статус республики с чрезвычайно широкими полномочиями. Региону предоставлялось право на собственную конституцию, собственные законы, а все имущество, находящееся на левом берегу Днестра, и природные ресурсы должны были стать «экономической основной» региона.

Как христианские демократы, так и коммунисты утверждали, что предвыборный блок Серафима Урекяна открыто поддерживала Москва

Достигнутый летом национальный консенсус, говорил в конце года глава государства, позволил ввести миссию Евросоюза по мониторингу молдавско-украинской границы EUBAM. В этой же связи следует отметить, что в 2005 году США и Евросоюз активно участвовали в переговорном процессе по приднестровскому урегулированию в качестве наблюдателей. «Привлечение США и ЕС к переговорному процессу свидетельствует о том, что Республику Молдова не оставили в одиночестве перед более сильными оппонентами, которые вчера еще делали все что им заблагорассудится», отмечала газета Moldova Suverană.

Чистка судебного корпуса

Ряд юристов заявляло, что власть подчинила себе всю систему правосудия, начиная от этапа расследования и до вынесения приговора в суде. Газета Ziarul de Gardă сообщала, что 11 февраля в ходе «круглого стола» около 30 бывших судей заявили, что с 2001 года служители закона назначаются по идеологическим критериям и за большие деньги. Служба президента отказалась комментировать демарш бывших судей.

Массовая чистка судей, как отмечал председатель Ассоциации судей Николае Тимофти, была произведена как в Высшем совете магистратуры, так и в Высшей судебной палате. В последнее время власть все больше говорит об интеграции в Евросоюз, но я не думаю, что Европа примет Молдову – страну, судебная система которой не является независимой.

Некоторые компетентные с и высокопрофессиональные судьи месяцами и даже годами ждут назначения в должности, тогда как другие проходят конкурс в срочном режиме. Очевидно, что в этом случае поступили особые указания», – отмечала газета Jurnal de Chişinău со ссылкой на слова председателя Ассоциации судей.

Молдавские фирмы, связанные со знаменитым торговцем оружием Виктором Бутом, неожиданно возникли среди акционеров Victoriabank

Арест и осуждение бывшего министра обороны Валерия Пасата по делу о продаже в 1997 году самолетов МиГ и реактивных систем залпового огня «Ураган» его адвокаты расценили как политический заказ. Бывшего министра обвиняли в связях с предыдущим руководством Республики Молдова. На момент задержания Пасат был советником по внешнеэкономическим связям председателя правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Чубайса. В 2009 году бывший министр обороны и экс-директор Службы информации и безопасности был полностью оправдан.

Избранное правосудие

Если дело Пасата по обвинению в незаконной сделке по продаже самолетов дошло до суда, то другие случаи по подозрению в торговле оружием, фигурировавшие в докладах ООН, Госдепартамента США и министерства обороны Великобритании постигла иная участь.

Более того, молдавские фирмы, связанные со знаменитым торговцем оружием Виктором Бутом, неожиданно возникли среди акционеров Victoriabank, сообщали газеты Ziarul de Gardă и «Молдавские ведомости». Речь о компаниях Aerocom и Renan, обвиняемых в поставках оружия на африканский континент и в страны Азии, от Балкан до Ирака. Также подозревали их и в перевозке кокаина.

В начале 2005 года 28,6% акций банка Victoriabank приобрел консорциум из пяти анонимных фирм, которые не занимались никакой деятельностью и не располагали собственным капиталом. Более того, некоторые из них были созданы за несколько месяцев до сделок в офшорных зонах Великобритании и Белиза.

Среди покупателей фигурировали и два известных в Восточной Европе банка; сам банк также выразил желание выкупить свои акции.

12 октября был арестован председатель Victoriabank Виктор Цуркану по обвинению в получении взятки при выдаче кредита. Его адвокаты Георге Амихалакиоае и Александру Тэнасе сообщили на пресс-конференции, что после зимней сделки между акционерами начались разногласия. Через своих адвокатов Цуркану передал, что его задержанию предшествовали неоднократные угрозы, и что так называемая передача взятки была инсценирована.

Газета Timpul опубликовала часть ходатайства Виктора Цуркану, адресованного еще в феврале директору СИБа Иону Урсу. «Пришел Владимир Плахотнюк, директор Petrom-Moldova, и заявил, что он является владельцем этого пакета. При этом, он предупредил меня, что намеревается приобрести 51% акций банка, и что я не должен пытаться чинить ему препятствия. (…) После моего отказа последовали угрозы типа: «Я тебя уничтожу, устрою обвинения тебя в получении взяток, хранении наркотиков, оружия», говорилось в обращении председателя Victoriabank.

Виктор Цуркану рассказал журналистам, что впоследствии его представляли Виорел Цопа и Виктор Цопа. Плахотнюк стал первым вице-председателем совета банка, затем – председателем, отстранив Виктора Цуркану от руководства. В новый административный совет банка входил министр информационных технологий и связи Василе Ботнарь, бывший коммерческий директор Nobil Air, который в последние годы был и генеральным директором Air Moldova, и министром транспорта. СМИ считают его одним из приближенных Плахотнюка.

Из пяти фирм холдинга одной была компания Victoria Invest Ltd, писали газеты. Осенью 2003 года Victoria Invest Ltd приобрела 35% акций румынского филиала Petrom-Moldova, которую с 2001 года контролировал Плахотнюк.

И в этом случае Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией обвинялся в том, что его превратили в инструмент борьбы с оппонентами режима Воронина, инструмент террора и подчинения. Как отмечал аналитик Нику Попеску, дела Цуркану и Пасата вызвали серьезные вопросы в Брюсселе о состоянии правосудия и инвестиционном климате в Республике Молдова. В 2007 году ЕСПЧ удовлетворил жалобу Цуркану и решил, что его арест и тюремное заключение были незаконными.

Одновременно со скандалом в Victoriabank Координационный совет по телевидению и радио отозвал лицензию на вещание фирмы Кирилла Лучинского – Analitic Media Group, которая ретранслировала российский Первый канал, сообщала газета Timpul. Право использовать освободившуюся частоту с национальным покрытием была предоставлено неизвестной фирме Media Satelit SRL с анонимным директором.

Впоследствии стало известно, что новым владельцем через подставных лиц стал известный уже Влад Плахотнюк. Бизнесмен официально задекларировал свои телеканалы, включая Prime TV, лишь осенью 2015 года. Газеты «Молдавские ведомости» и «Экономическое обозревание» высказывали предположение, что первые два года ретрансляция осуществлялась без согласия московского вещателя, «вне правовых рамок».

Бизнес «пана Порошенко» в Молдове

«Пан из Киева с магазином в Кишиневе» – под таким заголовком 27 октября в газете Moldova Suverană вышла статья, в которой сообщалось, что у Петра Порошенко в офшорах скрыты значительные доли (от 33 до 40%) в АО Gemenii, АО Bucuria и кишиневском стекольном заводе. Газета «Украинская правда» приводила слова Порошенко о том, что владельцем был его погибший брат Николай. После смерти брата акции перешли по наследству к его несовершеннолетней дочери, которая находилась на попечении Петра Порошенко.

Года через три СМИ сообщили, что партнером Порошенко в торговом центре Gemenii стал Плахотнюк

Газета Ziarul de Gardă информировала, что в Киеве Петр Порошенко оказался в центре скандала. Его отстранили от должности главы Службы безопасности Украины, он проходил по ряду уголовных дел. Украинские блюстители закона, утверждала газета, направили запрос в Кишинев, поинтересовавшись, какой собственностью владеет Порошенко в Кишиневе. Они заявили, что не могут завершить уголовное расследование, пока не получат ответ из Молдовы.

В Кишиневе братья Порошенко появились в начале 90-х годов, продолжала газета, внедрив своих людей в руководство нескольких приватизационных фондов. Этот факт обнаружился лишь летом 2005 года. Газета Ziarul de Gardă, известная журналистскими расследованиями, сообщала, что группа акционеров обвинила Петра Порошенко в намерении незаконно взять под свой контроль торговый центр Gemenii. Когда дело находилось в стадии расследования, высокопоставленные должностные лица в молдавском руководстве предоставили поддержку украинскому олигарху, утверждал позже представитель группы акционеров Илья Ротару.

Года через три СМИ сообщили, что партнером Порошенко в торговом центре Gemenii стал Плахотнюк – через офшорную фирму OTIV Prime Real Estate B.V. Порошенко и Плахотнюк владели, как минимум, до зимы 2015 года равными пакетами акций – по 47,87%.

Имя Плахотнюка нередко связывали с именем Олега Воронина, сына президента, а процветание его бизнеса объясняли привилегированными отношениями с лидером ПКРМ. И накануне парламентских выборов, и после СМИ сообщали, что Олег Воронин был владельцем банка Fincombank, и что после прихода к власти Владимира Воронина ряд государственных учреждений перевели свои счета в этот банк, без проведения какого-либо тендера.

Власть не выполнила условий Евросоюза и испортила отношения с Россией

Кроме того, Олег Воронин контролировал фирмы Metal-Market, Construct-market, Transline Moldova-Ucraina, фирму Zahăr и несколько предприятий, зарегистрированных в Румынии. В 2004 году, согласно газетам Jurnal de Chişinău и Timpul, правительство предложило вести поставки зерновых за рубеж посредством нескольких фирм, в числе которых оказалась и Transline во главе с Олегом Ворониным.

«Молдавские ведомости» пришли к выводу, что 2005 год стал «годом большой лжи» – начиная с переизбрания президента – и до «сказок про европейскую интеграцию». Издание отмечало также, что власть не выполнила условий Евросоюза, и более того – испортила отношения с Россией.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG