Это был год между двумя избирательными кампаниями, и подавляющее большинство действий и власти, и оппозиции так или иначе были связаны с выборами. Обе стороны обвиняли друг друга в досрочном начале электоральных состязаний
Ряд лидеров оппозиции обвинили власть в шантаже уголовными делами. Газеты и интернет-порталы указывали на попытки ограничения свободы слова, что вызывало определенное беспокойство европейских чиновников.
Среди ограничительных решений, принятых в преддверии выборов, значилось повышение избирательного порога – с 4% до 6%, запрет на формирование предвыборных блоков, а также лишение граждан с двойным гражданством права занимать государственные и выборные должности.
Последнюю поправку обжаловали в Европейском суде по правам человека первый вице-председатель Либерально-демократической партии Александру Тэнасе и вице-председатель Либеральной партии Дорин Киртоакэ. 18 ноября ЕСПЧ удовлетворил их жалобу и рекомендовал пересмотреть законодательство, сообщал портал azi.md. ЕСПЧ признал принятую коммунистами поправку как дискриминационную.
«Суд отреагировал оперативно, посчитав, что этот закон опасен для хрупкой молдавской демократии. Всего через месяц после вступления закона в силу ЕСПЧ потребовал пояснений у правительства», – заявила адвокат Жанетта Хангану. По словам Александру Тэнасе, действия властей были продиктованы стремлением закрыть доступ в парламент неугодным политикам от оппозиции, – отмечала газета Timpul.
Власти не согласились с решением ЕСПВ и обжаловали его в Большой палате Европейского суда, которая, однако, единогласно решила, что нарушение права на свободные выборы имело место.
Среди иных действий предвыборного характера значилось и распределение бюджетных денег по городам и селам – в зависимости от партийной принадлежности мэров. Как сообщало агентство Infotag, около трети мэров, принявших участие в общенациональном собрании в первых числах февраля, выразили недовольство уровнем финансовой автономии. По их словам, центр выделяет средства, исходя из критерия «наши и не наши». То есть, населенным пунктам, где мэрами были коммунисты, выделялось больше средств. Эти обвинения отверг президент и председатель ПКРМ Владимир Воронин.
Плахотнюк в шаге от поста премьера
Многие утверждали, что отставка правительства Василия Тарлева 19 марта также была продиктована предвыборными интересами. Через несколько дней после съезда Партии коммунистов, где было объявлено о реструктуризации и «омоложении» политформирования, премьер-министр решил, что пора дать шанс проявить себя более молодым людям.
«Конечно, за семь лет премьерства Тарлев устал. Но, зная его амбициозность, было бы наивным полагать, что он действительно уходит в отставку по собственному желанию. Просто началась подготовка к грядущим парламентским выборам», – отмечала газета «Экономическое обозрение».
31 марта парламент утвердил новое правительство во главе с Зинаидой Гречаной, в котором две трети министров сохранили свои портфели. «Мы понимаем, что это предвыборный год. Наш кабинет – кабинет технократов, который должен изменить общество», – заявила Гречаная на пленарном заседании парламента.
Зинаида Гречаная – лучший выбор Воронина, это признавали даже лидеры оппозиции. Как писала газета «Молдавские ведомости», смена правительства должна была приостановить спад интереса избирателей к ПКРМ.
«Правительство Тарлева стало слабым, непоследовательным и малоэффективным. Тарлев стал неудобным даже для президента Воронина, который больше не мог объяснять западным партнерам отсутствие прогресса», – отмечал директор IDIS Viitorul, аналитик Игорь Мунтяну, которого цитирует портал Unimedia.
11апреля «Молдавские ведомости» сообщили, что бизнесмен Владимир Плахотнюк, которого называют «молдавским Абрамовичем» и считают близким к семье Воронина, числился среди кандидатов на должность премьер-министра, но в последний момент глава государства сделал выбор в пользу Зинаиды Гречаной.
Виорел Цопа – готовый президент Национального банка, Сергей Яралов – отличная кандидатура на должность главы Национальной комиссии по финансовому рынку, Виорика Кэраре, Владимир Межинский, Серджиу Дьякону...
Назначение Плахотнюка, по мнению газеты, «могло бы изменить и без того хрупкий баланс различных группировок, конкурирующих между собой за влияние на Воронина, и президент решил пока не склонять этот баланс в пользу Плахотнюка, который и так считается самым приближенным к Воронину бизнесменом. Возможно, даже более приближенным, чем его собственный сын Олег Владимирович», – отмечала газета.
Согласно источнику, люди, знакомые с бизнесом Плахотнюка, полагали, что он сумел бы стать весьма эффективным главой правительства, и не только благодаря исключительно тесным отношениям с президентом Владимиром Ворониным. «Когда кандидатура Плахотнюка рассматривалась в качестве возможного претендента на пост премьера, учитывались его, без преувеличения сказать, выдающиеся для Молдовы менеджерские качества. /…/ Во-первых, Плахотнюку-премьеру не нужно было бы заниматься коррупцией, брать взятки – у него и так все есть. Заработав состояние в смутные времена первичного накопления капитала, он, как и российские, и украинские, и румынские олигархи сегодня заинтересован в стабильности. Деньги и капитал любят тишину». /…/ Во-вторых, у Плахотнюка есть преданная команда компетентных специалистов-единомышленников. Виорел Цопа – готовый президент Национального банка, Сергей Яралов – отличная кандидатура на должность главы Национальной комиссии по финансовому рынку, Виорика Кэраре, Владимир Межинский, Серджиу Дьякону…».
«Молдавские ведомости» писали, что широкой общественности мало что известно о человеке, которого часто видели рядом с Ворониным. «Плахотнюк известен как реальный владелец компании «Петром-Молдова», имеющей разветвленную сеть автозаправочных станций, и закрытого элитного заведения «Нобил-клуб». За последним, насколько известно, числится частный самолет, на котором нередко вылетает за рубеж президент Владимир Воронин. В деловых кругах говорят, что сфера производственных, финансовых и коммерческих интересов Плахотнюка, кроме банковского сектора и рынка нефтепродуктов, включает импорт и транзит электроэнергии, авиацию, стекольную индустрию, хлебобулочную промышленность, торговлю мясными и табачными изделиями, страховой и рекламно-медийный бизнес», – утверждали «Молдавские ведомости».
Газета Timpul в журналистском расследовании «Воздушное такси класса люкс для Воронина» 5 декабря сообщила, что Владимир Воронин предпочитает совершать свои зарубежные турне на самолете Learjet 35 авиакомпании Nobil-Air – фирмы, корни которой уходят в офшоры. Учредитель компании – Вера Морозан, сестра Владимира Плахотнюка.
Сам Плахотнюк опровергал любые связи с авиакомпанией Nobil. «У меня уже больше ничего нет с Nobil, я все продал», – заявлял он журналистам Timpul. Однако, его слова не соответствовали действительности, по данным Rise Moldova, через подставных лиц он являлся владельцем Nobil Club и в 2016 году.
Героиновый скандал
20 марта 2008 года в центре Кишинева два офицера Дорожной полиции остановили автомобиль, загруженный мешками с фасолью, в которых находились брикеты героина общим весом около 200 килограммов. Это был самый крупный улов правоохранительных органов в истории Молдовы. Некоторые СМИ предположили, что столь огромная партия героина не могла поступить в Молдову без покровителей в полиции. Сотрудники МВД сообщили прессе на условиях анонимности, что операцией руководил – или, по крайней мере, был в курсе происходящего – министр внутренних дел Георгий Папук.
На тот же день была назначена пресс-конференция Георгия Папука. «Вместо Папука пришел его заместитель Валентин Зубку. После 20 марта Папук не делал вообще никаких заявлений. СМИ сообщали, что он находится под домашним арестом в связи с «героиновым делом», по подозрению в том, что руководит одним из крупнейших в Европе наркокартелей», – информировала 3 апреля газета Ziarul de gardă.
Не только оппозиция обвиняла полицию в коррупции, но и глава государства. Владимир Воронин говорил также о судьях, называя конкретные имена, которые, наряду с банковскими работниками и адвокатами, были причастны к деятельности криминальной группировки», – рассказывала газета Timpul.
В деле было слишком много неизвестных, что, естественно, вызывало критику и обвинения в адрес власти.
Предполагалось, что Папуку не нашлось место в кабинете Гречаной именно по этой причине. Депутаты от оппозиции потребовали провести расследование в отношении министра внутренних дел. Впоследствии прокуратура опровергла причастность Георгия Папука к героиновому скандалу, но он проходил по делу в качестве свидетеля.
В то лето президент выступил в защиту Папука, заявив, что не было конкретных доказательств его участия в контрабанде героина. 28 октября Воронин вновь назначил его министром внутренних дел. Георгий Папук заявил для Pro TV Chişinău, что он «свободен, честен и не имеет никаких проблем с законом».
Касаясь другого случая, газета Moldova Suverană, близкая к ПКРМ, писала, что судьи и чиновники высокого ранга помогают «извлекать баснословные прибыли великому комбинатору», мастеру закулисных игр Вячеславу Платону. «Финансовая империя Вячеслава Платона […] созрела и начала приносить прибыль. Только судебные разбирательства с иностранными компаниями принесут ему около 400 млн долларов. Эти деньги он получит, ничего не отдавая взамен», писала Moldova Suverană.
«Задержаны лишь осел да свинья»
В коррупционных действиях подозревались как сотрудники МВД, занимавшиеся торговлей живым товаром, так и некоторые судьи, - сообщала газета Ziarul de Gardă. В свою очередь, газета «Экономическое обозрение» утверждала, что Республика Молдова фигурировала в «черном списке» Госдепа США, потому что власть не боролась с этими явлениями. В результате, Молдова рисковала остаться без гранта в 300 млн долларов в рамках Программы «Вызовы тысячелетия».
Гостиница Codru была продана кипрской офшорной фирме за 3,5 млн евро, тогда как ее рыночная цена составляла порядка 20 млн евро
Отчуждение Республиканского стадиона и гостиничного комплекса Codru газета Jurnal de Chişinău расценила как «аферы, пагубные для государства», ответственность за которые несут околовластные круги. «Гостиница Codru была продана кипрской офшорной фирме за 3,5 млн евро, тогда как ее рыночная цена составляла порядка 20 млн евро», - отмечало издание. Недавно портал RISE Moldova сообщил, что впоследствии гостиничный комплекс перешел к компании Finpar Invest SRL, известной как «фирма семьи Плахотнюка».
В конце 2008 года на приватизацию был выставлен ряд объектов, принадлежащих государству. Как отмечали отдельные депутаты от оппозиции, власти хотели приватизировать, в том числе, и компанию Air Moldova. «Все признают, что эти объекты необходимо приватизировать, но не понимают, к чему такая спешка именно сейчас. Представители оппозиции утверждают, что спешка с рассмотрением этого проекта подозрительна: возможно, уже известны будущие владельцы, или же власть хочет все прибрать к рукам до выборов», – писала газета Timpul.
Намерение приватизировать Air Moldova вызывало много вопросов, учитывая, что в 2002 году коммунистическая власть национализировала компанию, а немецкий инвестор обратился с жалобой в ЕСПЧ. 9 декабря 2008 года Европейский суд удовлетворил иск против Республики Молдова и обязал ответчика выплатить истцу рекордную сумму в 6,7 млн евро, сообщали СМИ.
Несмотря на то, что весь год звучало множество обвинений в коррупции, Jurnal de Chişinău не без иронии сообщил, что правоохранительные органы «арестовали» в итоге елку, установленную мэром Кишинева, а также осла и свинью – с ними протестовал эксцентричный активист Анатол Мэтэсару.
Результаты без результатов
Говоря о приднестровском урегулировании, в начале года Владимир Воронин заверял, что до весенних выборов 2009 года вопрос будет решен. Однако, международное признание Косово и война в Грузии испортили все планы Воронина, которого Запад подозревал в чрезмерном сближении с Москвой. «Сегодня мы являемся заложниками геополитических интересов великих держав», – заявил Воронин в интервью газете Moldova Suverană.
В первые месяцы года лидер коммунистов выступал за подписание посредниками и наблюдателями в формате «5+2» документа о международном признании нейтралитета Республики Молдова, что считалось одним из условий российской стороны.
«Условия Москвы унизительны не только для Республики Молдова, но и для Запада, которого таким образом заставляют поклясться, что … он не оккупирует Республику Молдова и не примет ее в НАТО. Вашингтон и Брюссель оказались в ситуации, неловкой вдвойне: их считают потенциальным агрессорами и вынуждают принять решение вместо народа Молдовы», – комментировала ситуацию газета Jurnal de Chişinău.
«В экономике отмечаются удовлетворительные результаты», – заявляла в конце года премьер-министр Зинаида Гречаная. «Парадоксально, но факт: Республику Молдова финансовый кризис действительно обходит пока стороной. Однако это не означает, что его пагубные последствия Молдова не почувствует в перспективе», – уточнил региональный директор ЕБРР Оливье Декамп, сообщила Moldova Suverană.
Некоторые эксперты полагали, что кризис не слишком затронул Молдову благодаря большому объему денежных переводов, которые в этом году достигли 1,9 млрд долларов. Также, как сообщали «Молдавские ведомости», власть прилагала определенные усилия по оптимизации государственных расходов. Так, 29 февраля газета сообщала, что министр экономики и торговли Игорь Додон предложил сократить количество работников бюджетной сферы.
Он подчеркнул необходимость реорганизации и оптимизации всех секторов, а также необходимость более радикальных реформ. По его словам, в некоторых секторах – в сельском хозяйстве, здравоохранении, просвещении – реформы нужно проводить незамедлительно. Додон предлагал сократить в 2008 году количество рабочих мест в бюджетной сфере на 3 тыс., в 2009-м – на 4 тыс., в 2010 году – уже на 8-9 тыс. За эти и другие меры молдавское правительство удостоилось похвалы внешних партнеров, отмечали СМИ.
«В 2008 году в Республике Молдова отмечен регресс в таких областях, как соблюдение прав человека и свобода слова. Активизировались действия Службы информации и безопасности и министерства внутренних дел, а юстиция и прокуратура по-прежнему используются как инструменты политического давления» – к таким выводам пришли 19 независимых экспертов, объединившихся на платформе Euroforum, сообщала газета Timpul 23 декабря.
Как отмечала бывшая правительственная газета Moldova Suverană, оценки Брюсселя были практически идентичны: необходимы усилия по реформированию полиции, юстиции, прокуратуры, по обеспечению основных прав и свобод человека, свободы печати, в том числе в контексте парламентских выборов, нужно усиление борьбы с коррупцией и улучшение инвестиционного климата.