Linkuri accesibilitate

Игорь Боцан: «Они оставили все на последнюю стометровку, а сейчас выступают в роли спасителей»


Президентские выборы в Молдове и последствия для госбюджета после спорного решения правительства принять под свою ответственность пакет финансовых законов – темы диалога журналиста Василе Ботнару и исполнительного директора ADEPT Игоря Боцана.

Свободная Европа: Те, кто критикуют кабинет министров за принятие под свою ответственность пакета из семи законов, говорят, что там есть, что скрывать… Или, как минимум, речь там идет о том, чего лучше не знать избирателям в период предвыборной кампании. Так ли это?

Игорь Боцан: Да, это так. И это сказал сам премьер Павел Филип, он именно так обосновал решение кабинета. Не хочется давать парламентской оппозиции предлог для ликования по поводу ряда очень сложных решений. Речь о пакете из семи законов, касающимся трех направлений. Первое – преобразование украденного миллиарда в государственный долг.

Пакет следовало утвердить до конца июля. И соглашение с МВФ должно было быть подписано тогда же

Свободная Европа: Закон говорит не совсем так, но суть именно в этом.

Игорь Боцан: Второй закон касается корректировки бюджета в сторону урезания расходов на сумму около двух миллиардов леев. И остальные пять законов посвящены реформе банковского сектора, чтобы не допустить больше подобного беспредела, который обошелся гражданам страны в миллиард долларов.

Свободная Европа: Национальный банк отныне наделен более широкими рычагами для вмешательства и обладает более высокой ответственностью?

Игорь Боцан: Так точно. В этом суть пакета. Проблема в том, что правительство должно было принять законы, касающиеся финансового сектора в рамках «дорожной карты». Правительство поторопилось раструбить на весь мир об успешном ее выполнении. Но приятие под свою ответственность пакета из семи законов доказывает обратное, потому что, согласно «дорожной карте», пакет следовало утвердить до конца июля. И соглашение с Международным валютным фондом должно было быть подписано тогда же.

Свободная Европа: Многие говорят про обжалование законов в Конституционном суде. Есть такой риск?

Игорь Боцан: Это экзамен для Конституционного суда, который в 2011 году принял постановление о механизме принятия правительством под свою ответственность пакета законов по недопущению рейдерских атак в банковском секторе. И Конституционный суд указал на нарушение процедуры. Сейчас процедура нарушена, и это известно, потому что в 2011 году КС ясно заявил: ответственность перед законодательным органом принимается не перед зданием парламента, а на пленарном заседании.

Созвали заседание, но не явились на него именно для того, чтобы спровоцировать отсутствие кворума

Свободная Европа: Иными словами, с уважением к законодателям?

Игорь Боцан: Безусловно. Следовательно, должно было состояться заседание парламента, а не уловки, к которым прибегли представители парламентского большинства. Они созвали заседание, но не явились на него именно для того, чтобы спровоцировать отсутствие кворума и, соответственно, дать правительству и президенту возможность принять и промульгировать эти законы.

Свободная Европа: Спикер Андриан Канду и премьер Павел Филип заявили, что дополнительное бремя, возложенное на бюджет, дает и очевидные преимущества, так как позволяет перезапустить линию финансирования. Министр финансов даже уточнил, какие деньги получит официальный Кишинев. Что именно «подкорректировано» в бюджете?

Игорь Боцан: Это извращенная логика власти, потому что Республика Молдова получила бы международную помощь со стороны партнеров по развитию в любом случае, если бы не кража миллиарда и последующее блокирование финансирования.

Известно, что Европейская комиссия разрабатывает бюджет на семь лет. Известно, что этот бюджет принят, и что с 2013 до 2020 года Республика Молдова финансировалась по принципу «больше за большее» – more for more – вернее, должна была получать финансирование по этому принципу.

Известно, что с 2013 года Республика Молдова противится, или противилась, подписанию соглашения с Международным валютным фондом, потому что молдавская власть предпочитала заниматься предвыборным популизмом. Сейчас они говорят, что кража миллиарда, по сути, – благая вещь для молдавских граждан… На них возлагается дополнительное бремя, но, несмотря на это, Запад или партнеры по развитию решили выделять финансирование Молдовы.

Свободная Европа: Не совсем так. Власть говорит: «Это они украли миллиард, а мы же спасаем ситуацию, как можем».

Игорь Боцан: Это, как я уже говорил, извращенная логика, потому что те, на кого они возлагают вину, были их партнерами по коалиции в течение шести лет, как минимум.

С 2013 года Молдова противилась подписанию соглашения с МВФ, потому что молдавская власть предпочитала заниматься предвыборным популизмом

Они вместе подписывали секретные договоренности о разделении правовых и регулирующих институтов по политическим критериям. Очень выгодно превращать бывшего партнера в козла отпущения. Но, думаю, граждане прекрасно понимают, что к чему.

Свободная Европа: Что именно сокращается в бюджете?

Игорь Боцан: Расходы уменьшены на два миллиарда леев. И граждане должны понять, почему.

Свободная Европа: Какие именно статьи пострадают?

Игорь Боцан: Социальная сфера, здравоохранение, поддержка системы образования. Урезано финансирование инвестиционных проектов, которые и без того не отличались особой щедростью.

Свободная Европа: Иными словами, небольшое упражнение на последующие 25 лет, чтобы люди поняли, как будем возмещать миллиард?

Игорь Боцан: Яснее ясного. Но чем объясняется необходимость сокращений расходов, учитывая перспективу получения международной поддержки после подписания соглашения с МВФ? Статистика за первое полугодие показывает, что в бюджет поступила лишь треть запланированных доходов. За полгода – треть.

Можно предположить, что за второе полугодие, учитывая климатические условия, в бюджет поступит еще треть – всего две трети за год. В любом случае одну треть бюджет недополучит. Одна треть в нашем случае означает десять миллиардов леев. А сокращены два миллиарда.

Правительство рассчитывает примерно на 100-120 млн евро плюс уже полученные от Румынии 60 млн. Если произвести самый простой расчет, становится ясно, что и эти средства, которые, возможно, поступят, не в состоянии покрыть бюджетный дефицит.

Поэтому сначала урезали два миллиарда, пошли на все уступки, лишь бы понравиться Международному валютному фонду, хотя идти на эти уступки должны были еще в прошлом году, еще два года назад – в рамках «дорожной карты»… Оставили все на последнюю стометровку, а сейчас выступают в роли спасителей, ответственных руководителей, радеющих за благосостояние граждан. И это после того, как они сами участвовали во всей истории, с созданием условий для вывода миллиарда.

Свободная Европа: Когда мы узнаем, что содержат условия МВФ?

Игорь Боцан: Пока известно лишь, что условий 16. Какие именно – можно лишь гадать.

Свободная Европа: Некоторые из них озвучил сам Канду.

Игорь Боцан: Да, но, с другой стороны, в рамках своей предвыборной кампании Мариан Лупу говорит гражданам: «Не волнуйтесь, пенсионный ценз поднимать не будем, мы позаботимся о ваших интересах». Надо дождаться этого соглашения, посмотреть, что оно собой представляет. Его следует обнародовать, чтобы граждане знали, на какие уступки пошла власть.

Свободная Европа: Политики, разумеется, рассчитывают, что у всех у нас девичья память…

Игорь Боцан: Да, это так. К этому методу прибегают не только молдавские политики. Во всем мире происходит такое. Но ситуация в Республике Молдова совершенно особая. Далеко не все европейские страны слывут самыми бедными на континенте, как Молдова.

XS
SM
MD
LG