«Вместе осуществим Объединение» – с этим слоганом проводит предвыборную кампанию Анна Гуцу, которая занимает 11 строчку в бюллетене для голосования. Согласно соцопросам, за кандидата – представителя унионистов готовы проголосовать лишь 4% избирателей. Некоторые аналитики считают, что унионисты, включившись в предвыборную гонку, лишь оттягивают часть голосов у правоцентристского кандидата с более весомыми шансами.
Анна Гуцу: Эти президентские выборы должны стать переломным моментом в истории электоральной демократии Республики Молдова. Эти выборы, по сути, должны положить начало институционализации унионизма, четкой коагуляции унионистской и прорумынской идеи вокруг сильной унионистской партии. Это и есть цель Партии унионистов «Правые» (Dreapta).
Мы очень хотим, чтобы в будущем законодательном органе сложилась парламентская группа унионистов, которая сможет использовать парламентский инструментарий для продвижения идеи объединения и для придания ей, прежде всего, экономического содержания. Наше участие в президентских выборах – это проба сил. Мы дадим старт идеалам объединения Республики Молдова с Румынией, а показателем станут проценты, которые мы наберем.
Никто не говорит, что пару месяцев назад созданная партия должна блистать в опросах и показывать внушительные проценты. Но любая предвыборная гонка – это соревнование между кандидатами. В рамках этой предвыборной кампании граждане должны быть правильно информированы, потому что решать-то им. Многопартийность и плюрализм мнений – отличительные черты демократии, а стремление пожертвовать тем или иным кандидатом, или, еще хуже, одним выбором в пользу другого, представляется мне абсолютно неправильным подходом. Поэтому мы до конца пройдем через первый тур выборов. У нас есть четко сформулированная цель и идея. И мы все будем работать во имя достижения этой цели.
Свободная Европа: Когда вы говорите об объединении, вы учитываете мнение жителей Гагаузии и левобережья Днестра? Они, как известно, предпочитают другой вектор и выступают за сближение с Российской Федерацией…
Анна Гуцу: Объединение Республики Молдова с Румынией принесет благосостояние и более высокий уровень жизни не только мажоритарной части населения, но и национальным меньшинствам. Потому что в Румынии действует европейское законодательство, и строго соблюдаются права меньшинств.
Свободная Европа: Вы говорите, что могли бы способствовать скорейшему созданию единого фонда в размере десяти миллиардов евро на последующие три года, из которого будут выплачиваться пенсии и зарплаты на уровне румынских, будут построены дороги, как в Европе и в Румынии, отремонтированы школы, детсады, больницы. Откуда деньги-то?
Анна Гуцу: Этот фонд может быть создан, прежде всего, на европейские деньги, потому что Румыния на данный момент осваивает лишь 75% европейских фондов, остальные 25% страна пока не в состоянии «переработать». Эти 25% уже могли бы стать хорошим отправным пунктом для фонда объединения, которые можно было бы инвестировать непосредственно в инфраструктуру и экономику Молдовы, благо – территория наша небольшая, и население меньше трех миллионов. Разумеется, на аккумулирование средств в фонде объединения уйдет какое-то время, но, думаю, не слишком продолжительное.
Уверена, как только мы развернем этот процесс, произойдет концентрация сил и со стороны Румынии, и со стороны других институтов. Это более чем реальный процесс, который будет продуман и структурирован логически, пошагово, со сметой расходов, разделенной по годам и т.д. Все это осуществимо, нужна лишь политическая воля.
Свободная Европа: В бюллетене для голосования – два кандидата-униониста. Голоса не распыляются?
Анна Гуцу: Победит тот, кто лучше. Михай Гимпу – кандидат власти, не кандидат-унионист. Г-н Гимпу является частью правящей коалиции. Его ассоциируют со всеми коррупционными схемами, которые происходили у нас в последние два года, особенно, если учесть, что последние два года не принесли ничего в плане прогресса и развития Республики Молдова. Это были годы непрерывного политического кризиса.
Мы упустили время и не выполнили меры, включенные в План по внедрению Соглашения об ассоциации с Европейским союзом – и именно из-за политических капризов. В том числе, г-н Гимпу виновен во многих политических кризисах 2015 года. Уверена, граждане по заслугам оценят действия г-на Гимпу, по сравнению с моими действиями.
Свободная Европа: Вы сказали, что будете настаивать на унификации армии Румынии и Республики Молдова, чтобы увеличить уровень защиты населения на случай военного конфликта в регионе. Румыния – член НАТО. Молдова – нейтральное государство. Как вообще возможна унификация армий?
Анна Гуцу: Юридическая часть унификации армий, или хотя бы начала этого процесса, заложена в договоре, заключенном между Республикой Молдова и Румынией, договоре о военном сотрудничестве, подписанном в 2012 году и ратифицированном в 2013-м.
Именно я продвигала этот документ в качестве председателя комиссии по внешней политике и европейской интеграции. В 2013 году этот договор был ратифицирован и парламентом Республики Молдова, и парламентом Румынии. По сути, это тесное сотрудничество между двумя армиями, возможно, вплоть до унификации системы безопасности.
Я не вижу в этом ничего плохого, потому что мы прекрасно знаем: потенциал армии Молдовы более чем ограничен, и в случае, упаси Господи, военного конфликта армия не справится. Военные эксперты изучали ситуацию, моделировали различные сценарии, и это было доказано неоднократно.
Техника у нас устаревшая, не способная противостоять в случае возможного военного кризиса в регионе. Надеемся, что до этого не дойдет. Но это не значит, что не следует укреплять свою систему безопасности. И это возможно совместными усилиями двух национальных армий.
Свободная Европа: Вы говорили также, что Молдове нужен президент-унионист, который пойдет против всей олигархической системы. Что произойдет с этой олигархической системой, если у власти останутся те же?
Анна Гуцу: Пока Республика Молдова существует как независимое государство, здесь всегда будут предъявлять свои права то левые олигархи, то правоцентристские. Если Молдова продолжит существовать как независимое государство, мы никогда не избавимся от этого чиновничьего бремени, которое существует на сегодняшний день, потому что 60% публичного бюджета съедает центральная и местная публичная администрация.
У нас 32 района, это самая громоздкая территориально-административная структура в бывшем Советском Союзе. В Молдове 900 мэрий – в три раза больше, чем в Великобритании. И даже при таком обилии мэрий гражданин недоволен, потому что его вопросы не решаются, потому что нет реальной децентрализации. Можно создать и 2000 мэрий на территории Молдовы, но если у мэрии не будет поступлений в бюджет для удовлетворения инфраструктурных потребностей, для обеспечения села энергией и питьевой водой, – мы ничего не добьемся.
У нас политические партии превратились в бюро трудоустройства. Приходит одна партия и назначает своих людей на всевозможные должности. Приходит другая – увольняет их и выдвигает своих, независимо от того, какое у них образование. Республика Молдова за четверть века так и не узнала, что это такое – элементарная преемственность в публичной политике.
Партия уступила бразды правления – и ушла вместе со всеми своими людьми, словно все стерла из компьютера, все взяла с собой. А следом идут другие, которые вынуждены все начинать сначала. Кадровой преемственности у нас не было, потому что Республика Молдова – захваченное государство, ее институты не просто политизированы – они партийные до мозга костей. И чиновников много, и они трусливы, всего боятся. Ради должности и ради зарплаты они готовы за ночь отказаться от членства в своей партии и переметнуться к другим. Не может такое государство мечтать о реформах, реформированию оно практически не подлежит.
Мегареформа в Молдове означает одно: унификация с Румынией и гармонизация всех систем Республики Молдова – политической, социальной, экономической, финансово-банковской системы, законодательства, судебной системы – с Румынией. Только это позволит нам развиваться. И это будет на благо и для молдаван, которые считают себя румынами, и для молдаван, которые называют себя молдаванами, и для гагаузов, и русских, и украинцев.
Многие из них, кстати, отдают себе в этом отчет, потому что унионистское предложение рассматривается сейчас как строго прагматичный, экономический вариант, который принесет, прежде всего, пенсии и зарплаты гражданам Республики Молдова.
Свободная Европа: Если вы не пройдете во второй тур, то кого намерены поддержать?
Анна Гуцу: Никого – если во второй тур пройдут левые кандидаты. Если же встретятся левый кандидат и правоцентристский, мы примем соответствующее решение и выступим с заявлением, в зависимости от результатов голосования.