Выставка «NO SILENCE», подготовленная молодым фотодокументалистом Каролиной Дутка, рассказывающая о жизни представителей ЛГБТ-сообщества в Приднестровье, и Научпоп «Почему "пропаганда" не сделает вашего сына геем», намеченные на 2 октября в Клубе 19 в Тирасполе были отменены. Как указано в релизе Клуба, «в связи с личными причинами автора». После этого 2 ноября в Клубе 19 был объявлен «День тишины». О выставке и ее непредвиденных последствиях мы поговорили с автором фоторабот “NO SILENCE” Каролиной Дутка.
Свободная Европа: Каролина, почему вы решили уделить внимание теме ЛГБТ-сообщества в Приднестровье и рассказать об этом людям через фото?
Каролина Дутка: Я хотела показать проблему именно в Приднестровье, потому что мне казалось, что она обозначена наиболее остро. Изначально я думала показать Молдову и Приднестровье, но потом поняла, что поскольку в Молдове есть организация «Гендердок-М», люди там гораздо защищеннее.
Я была знакома с некоторыми историями дискриминации, знала, с какими люди стакиваются проблемами. И тогда подумала, раз этим нескольким настолько непросто, значит, и остальные стакиваются с чем-то подобным. Поэтому я решила попробовать узнать.
Я пообщалась более чем со ста пятидесятью людьми, а согласились на съемку только шестнадцать. Отказ – 90%. Люди боялись даже встретиться со мной, открыться мне. Люди очень запуганные.
В том-то была и суть, во-первых, рассказать о наличии ЛГБТ-сообщества в Приднестровье, а во-вторых, обозначить проблему. Цель – показать, что они такие же люди, как и мы, зачем принижать их?
Я пообщалась более чем со ста пятидесятью людьми, а согласились на съемку только шестнадцать
Свободная Европа: Вы предполагали, что дело примет именно такой оборот, на вас будет оказываться давление, и выставка так и не откроется?
Каролина Дутка: Я готова была к каким-то экстремистским выходкам на открытии от людей, но я не думала, что на меня будут давить в такой форме. Я предполагала, что меня вызовут куда следует после открытия. Но все произошло иначе.
Сначала мне дважды звонили с неизвестного номера, потом позвонили с известного и попросили встретиться с ними в два часа для уточнения информации.
В спецчасти университета меня завели в пустой кабинет, где сидел сотрудник комитета госбезопасности. Конструктивного диалога у нас не получилось, и в итоге мне сказали подписать бумагу о неразглашении, я не стала подписывать, последовали угрозы, что меня могут заставить это сделать. Я ответила, что не могут.
После моего отказа подписать бумаги мне сообщили, что разговор заканчивается, но настоятельно порекомендовали отменить выставку, потому что ЛГБТ-сообщества и гомофобии у нас нет. Я не согласилась с таким поворотом событий, поскольку я усердно работала над выставкой полтора месяца, и сейчас перечеркивать всю свою работу – это, по меньшей мере, странно. Я считаю это искусством, а в искусстве человек, мне кажется, способен поднимать какие угодно темы.
В спецчасти университета меня завели в пустой кабинет, где сидел сотрудник комитета госбезопасности
Тогда мне начали прозрачно намекать о том, не боюсь ли я за свою безопасность, я уточнила: жизни и здоровья? Мне ответили: «в том числе». Потом я ушла, и после с консультации с юристами было принято непростое решение отменить выставку.
Свободная Европа: Вообще, можно ли в Приднестровье публично обсуждать любые темы?
Каролина Дутка: Я думаю, что обсуждать можно, вопрос только в том, какими будут последствия. Понятно, что человек сам себя ограничивает, но он идет на эти ограничения, понимая последствия.