В среду, 4 января, состоялся визит нового президента Республики Молдова в Приднестровье – впервые после 2008 года. Игорь Додон встретился в Бендерах с новым главой Приднестровья Вадимом Красносельским, который затем выразил удовлетворение тем, что наконец-то кишиневский лидер – Додон – не настаивает на выводе группы российских войск из Приднестровья. Снискавший похвалу на левом берегу Днестра и в Москве, Додон, однако, вернулся в молдавскую столицу менее воодушевленный мнимыми «переменами» в отношениях с Тирасполем.
В оперативном порядке отреагировал на встречу Игоря Додона с приднестровским лидером российский вице-премьер, спецпредставитель Кремля по приднестровской проблематике Дмитрий Рогозин, известный своим едким стилем в отношении Кишинева. Рогозин написал в среду в Twitter: «Важно, чтобы на таких встречах решались конкретные вопросы, от которых зависят безопасность и благополучие жителей обоих берегов Днестра».
В Кишиневе инициативу Игоря Додона восприняли с осторожностью, а некоторые даже встретили ее «в штыки». Партия «Действие и солидарность», которую возглавляет Майя Санду, считает, что позиция молдавского президента по отношению к Красносельскому противоречит Конституции.
В сообщении для прессы Постоянное национальное бюро Партии «Действие и солидарности» констатирует: «Безответственным образом Додон объявляет ложные решения для проблем, которые не входит в компетенцию президента. Примером является обещание о признании конституционными органами дипломов, выданных вузами на левом берегу Днестра. В любой уважающей себя образовательной системе признание дипломов определённого учреждения осуществляется только после оценки качества программ».
На встрече в среду Додон и Красносельский обсудили, в частности, вопросы свободного передвижения граждан, признания документов, железнодорожного сообщения и телефонной связи между двумя берегами Днестра – проблемы, с которыми сталкиваются граждане в условиях затяжного конфликта.
Эксперт в области конституционного права Александр Арсени считает, что урегулирование приднестровского конфликта не входит в компетенцию президента, и расценивает обещания Додона как «аберрации и популизм».
«Учитывая, что ни одно государство мира не признало тираспольский режим, визит главы государства противоречит положениям Конституции. Он мог обсуждать проблемы простых людей когда находился в парламенте, когда был депутатом… Своими действиями он способствует приднестровизации Республики Молдова, то есть созданию российской колонии в XXI веке».
А вот комментарий политического аналитика Оазу Нантоя:
«В предвыборной кампании г-н Додон сознательно эксплуатировал про-советскую ностальгию этого сегмента электората Республики Молдова, которым манипулирует российская пропаганда. Г-н Додон поздравляет Красносельского, относится к нему как к легитимному представителю этого антиконституционного режима, поэтому г-н Додон ведет себя как российский агент, а не как президент Республики Молдова».
Действия Додона на фоне полного паралича парламента свидетельствуют о том, что Республика Молдова является незащищенным государством, - считает Нантой.
Депутат парламента по спискам Демократической партии Думитру Дьяков полагает, что диалог между Кишиневом и Тирасполем однозначно необходим, но, говорит он, Додон слишком щедр на обещания и заявления.
«Важно сделать те шаги, в которых нуждается Республика Молдова – сесть за стол, вынести на обсуждение стоящие перед нами проблемы и решать их на принципах единого и независимого государства, как предусматривает закон».
Свободная Европа: Но, г-н Дьяков, не значит ли это, что г-н Додон косвенно легитимирует приднестровское руководство?
«Нет. Все президенты встречались. Снегур, Лучински, Воронин… Кишинев и Тирасполь должны заложить основы договоренностей, остальные готовы подключиться, и это мы слышали не раз и от европейцев, и от американцев. Но этот популизм, эти чрезмерно оптимистичные заявления – они создают пространство для спекуляций».
Депутат-демократ Думитру Дьяков считает, что разговаривать с Тирасполем нелегко, но, тем не менее, любой диалог можно только приветствовать.