С 1 февраля депутат ПСРМ и бывший посол Молдовы в Москве Андрей Негуца будет работать советником по внешнеполитическим вопросам президента Игоря Додона. Негуца войдет в состав молдавской делегации, которая 17-18 января посетит Москву. В повестке дня запланирована встреча с российским президентом Владимиром Путиным.
Андрей Негуца: Бывали периоды, когда политическое, экономическое, культурное сотрудничество было более тесным. Сейчас у нас период заявлений – мы утверждаем, что взаимодействие существует, что в этом плане никакого спада нет, но реально это не так. Это ощущают на себе граждане, которые работают в Российской Федерации, это чувствуют фермеры и сельхозпроизводители. Все они страдают от того, что от былого прогресса в отношениях между Молдовой и Россией остались лишь слова.
Свободная Европа: Почему политический фактор оказал столь пагубное воздействие на экономические отношения?
Андрей Негуца: Когда Кишинев начал акцентировать – и, наверное, хорошо, что мы осознали, что наши перспективы – в Европе, в Евросоюзе – вот тогда нашим дипломатам, экономистам и руководству страны следовало больше работать с Российской Федерацией, с российскими политиками, чтобы не возникла несовместимость между европейским вектором Молдовы и нашими отношениями с СНГ и с Россией, в частности. Такая возможность была упущена.
Не следует утверждать, что мы стопроцентно правы, что Россия необоснованно ввела ограничения
Свободная Европа: Но сближение Республики Молдова с Евросоюзом означает достижение стандартов, которых требует и Россия. Почему Москва так недовольна европейским курсом Молдовы?
Андрей Негуца: Мы говорим о введении эмбарго на товары – российская сторона говорит о таможенных пошлинах, о защите своего рынка от реэкспорта через Молдову товаров из других стран, скажем, яблок из Польши или другой продукции. Поэтому я и говорю, что мы упустили период, когда должны были ответить, это 2012-2014 годы, когда в Брюсселе готовилось к подписанию Соглашение об ассоциации, ну, а все, что исходило из Москвы, здесь предпочитали не замечать.
Не следует утверждать, что мы стопроцентно правы, что Россия необоснованно ввела эти ограничения, ударив по нашей репутации. В конечном счете, это мы больше нуждаемся в Российской Федерации. И не надо терять время в поисках виновного, необходимо обсудить упущения, допущенные в 2012-2014 гг., и устранить их. В результате мы только выиграем.
Свободная Европа: Но складывается парадоксальная ситуация: молдавское вино, которое экспортируется на Запад, вряд ли изменит свой вкус и параметры качества, если его поставлять на российский рынок…
Андрей Негуца: Процедура определения качества вина, его соответствия стандартам длится некоторое время. В отдельных случаях к ней примешивается и политика. Кроме того, совершенно естественно, что по инерции на одни рынки выходить проще, а на другие сложнее. Это тем более касается возвращения на прежние рынки. Ответ на этот вопрос прояснится, надеюсь, после визита президента Игоря Додона в Российскую Федерацию.
Свободная Европа: Какие основные вопросы будут там обсуждаться?
Андрей Негуца: Могу сказать, на чем концентрируется молдавская сторона. Разумеется, кроме наших вопросов, у российской стороны будут и свои. Какие именно – мы можем только предположить.
Но мы – и президент Додон говорил об этом и до своей инаугурации, и после – ставим акцент на вопросах, связанных с экспортом молдавской продукции, на условиях возврата на российский рынок, на гарантиях недопущения реэкспорта продукции из третьих стран.
Второй момент касается молдавских мигрантов и их статуса. Около 40 тыс. наших соотечественников, которые находятся дома, не могут купить билет на поезд, на самолет, потому что их вернут назад. Значительная часть наших граждан, которые находятся в Российской Федерации, давно нарушили правила Федеральной миграционной службы, которые предписывают им по истечение 90 дней пребывания вернуться домой. И они серьезно опасаются, что домой-то они вернутся, но обратно в Москву их больше не пропустят.
Сейчас необходимы некоторые оценки со стороны глав государств, и мы сможем двигаться вперед, независимо от каких-то частных позиций
И еще один момент связан с их социальной защитой. Они там работают, но никто не засчитывает этот период в их трудовой стаж для пенсии, никаких социальных отчислений они не осуществляют. Вот весь этот блок проблем мигрантов мы и намерены предложить к обсуждению.
Свободная Европа: Парламентское большинство в Республике Молдова и президентский институт, по всем показателям, по-разному видят стратегию управления приднестровским конфликтом. Существование разных мнений способствует или мешает тому, чтобы молдавско-российские отношения развивались в интересах обоих государств?
Андрей Негуца: Что ни говори, а некоторое сближение налицо. Наконец, по всем признакам, преодолена большая пауза в работе смешанной межправительственной комиссии. В конце ноября в Москве состоялось заседание межправительственной комиссии. Ее материалы также будут обсуждаться на встрече глав двух государств. По моему мнению, эта негативная ситуация, этот затянувшийся перерыв остался в прошлом.
Сейчас необходимы некоторые оценки со стороны глав государств, и мы сможем двигаться вперед, независимо от каких-то частных позиций. Что касается России, это несомненно, потому что там президентский режим правления и слово президента – закон. Ну, а что касается Молдовы, то если мы вернемся домой с положительными результатами в экономической сфере, думаю, здравый смысл восторжествует. Пока, по моему мнению, достаточно, чтобы прозвучали уточнения двух глав государств относительно материалов заседания межправительственной комиссии от 29 ноября, и тогда мы сможем работать в экономической сфере лучше.
Свободная Европа: Но чем можно объяснить тот факт, что член правительства не входит в состав президентской делегации?
Андрей Негуца: Сейчас эти моменты уточняются. Состоялась встреча, президент Игорь Додон принял Павла Филипа. Я не могу рассказать подробности об этой встрече, но по ее окончанию мы предложили кандидатуры членов правительства, – однако, правительство со своими предложениями не вышло. Поэтому мы посчитали целесообразным включить в состав делегации двух наших дипломатов – посла Думитру Брагиша и министра-советника в посольстве в Москве Николая Мыйня, которые будут выступать в качестве представителей государства и правительства.
Свободная Европа: Какое место займет урегулирование приднестровского конфликта на встрече Игоря Додона и Владимира Путина?
Андрей Негуца: Этот вопрос мы так же планируем обсудить. Уверены, что и российская сторона это предложит. Неслучайно в состав делегации был включен и советник президента по вопросам реинтеграции Василий Шова, известный специалист в этой области.
Разумеется, в этом вопросе мы исходим из того, что Россия нуждается в некоторых уточнениях. Имеется в виду уровень российско-американского диалога, связанного с приходом нового президента, первые телефонные разговоры. Такие встречи нужны Российской Федерации, чтобы понять, какие геополитические изменения могут произойти в нашем регионе. Здесь имеется в виду, прежде всего, приближение или, наоборот, остановка дальнейшего продвижения НАТО к границам России. Это очень важные моменты для приднестровского урегулирования.
Если мы все свое внимание сосредоточим на решении проблем между Кишиневом и Тирасполем, то никаких представительств не понадобится
Свободная Европа: Вы даете понять, что решение приднестровского конфликта можно найти, если удастся прийти к компромиссу Москве и Вашингтону?
Андрей Негуца: Да. Это может ускорить решение приднестровской проблемы, это – составная часть процесса урегулирования. Второй момент, разумеется, внутреннего порядка, это касается наших отношений с Москвой, отношений между Кишиневом и Тирасполем.
Всеми раскритикованная встреча стала первым шагом в этом направлении, однако те, кто считает, что мы должны разрубить этот узел, должны объединить два берега Днестра – они понимают, что без таких встреч сделать это невозможно.
Свободная Европа: Открытие представительства Приднестровья в Москве, некоего приднестровского консульства – такое возможно?
Андрей Негуца: Нет. Я бы не стал оперировать международными терминами, терминами Венской конвенции.
Свободная Европа: Идут разговоры о готовящемся в Москве открытии так называемого «представительства президента Приднестровья».
Андрей Негуца: Мы не считаем этот вопрос уместным. Если мы все свое внимание сосредоточим на решении проблем между Кишиневом и Тирасполем, то никаких представительств не понадобится. Открытие представительства отдаляет нас и не ставит акцента на необходимости взаимодействия – в целях определения статуса Приднестровья в составе Республики Молдова.