Георге Кожокару: Президент Игорь Додон хочет навязать новый стиль работы президентского аппарата, и более того, отвести ему новую роль в рамках политической системы. Близкая связь с прессой, непосредственное и систематическое общение с массмедиа, а через СМИ – со всем обществом, формирование вокруг президента различных специализированных структур по экономическим, социальным, образовательным вопросам призваны обеспечить информационное сопровождение серии инициатив, с помощью которых президент Додон станет все более заметной фигурой в общественной жизни, укрепит свой имидж и заручится народной поддержкой – для консолидации и расширения своей власти, которая сейчас далеко не отвечает его претензиям.
Свободная Европа: Видно, что Игорь Додон стремится обойти своего предшественника и стать заметным и сильным президентом. Каковы для этого предпосылки?
Георге Кожокару: Прежде всего, явное преимущество нового президента состоит в том, что его избрал народ прямым голосованием, и это – дополнительный аргумент легитимности его требований о расширении президентских полномочий. Следует отметить, что в предвыборной кампании кандидат-социалист этот вопрос практически не поднимал.
Однако его полномочия нельзя расширять просто так, это можно сделать за счет остальных ветвей власти и, прежде всего, за счет законодательной власти.
Другое преимущество Игоря Додона по сравнению с его предшественником Николае Тимофти – то, что в его распоряжении имеется такой рычаг, как Партия социалистов, с весомым представительством в парламенте и на местах, а это обеспечивает ему необходимую политическую власть.
И, не в последнюю очередь, есть еще и его молодость, его амбициозность, желание доминировать на политической сцене, где его соперниками являются либо скомпрометировавшие себя люди, либо политики, которые пока еще не дотягивают до роли боеспособных лидеров.
Свободная Европа: На первой пресс-конференции, задуманной «а-ля Путин», Игорь Додон заявил о намерении добиться референдума о расширении президентских полномочий, включая право на роспуск парламента. К чему может привести возможное сосредоточение власти в его руках?
Георге Кожокару: Очевидно, что Игорь Додон хочет навязать собственную повестку, которой руководствовались бы все игроки политической сцены, что уже вызвало мощную негативную реакцию, которая проявилась сразу же после его инаугурационной речи и первых его шагов в качестве главы государства.
Все более ясным становится то, что тактика президента Додона не имеет ничего общего с концепцией сосуществования с остальными ветвями власти, она направлена на обострение отношений, на конфронтацию. С этой точки зрения тактика «все или ничего», даже если она и принесет какие-то сиюминутные выгоды, на самом деле разрушает все достигнутое прежде, хорошее или плохое, и на внутреннем, и на внешнем плане, до бесконечности будоража политическую сцену, а также отношения с соседними странами.
Свободная Европа: Пренебрежительная реакция правительства – это адекватный ответ?
Георге Кожокару: Неадекватный, ведь ее могут расценить как слабость, а такая позиция свидетельствует, скорее, о непонимании тенденций, которые вырисовываются после избрания Игоря Додона президентом.