Linkuri accesibilitate

Думитру Алайба: «Наши коррупционеры на шаг опережают румынских»


Эксперты Центра политик и реформ Республики Молдова призвали спикера парламента Андриана Канду отозвать проект закона об амнистии капитала, принятый в первом чтении в конце прошлого года. Законодательная инициатива, утвержденная без консультаций с общественностью, подверглась критике, в том числе, со стороны МВФ и Всемирного банка, которые посчитали, что скандальный проект ставит под угрозу борьбу с коррупцией. Новый закон вселяет в коррумпированных чиновников надежду на безнаказанность и ставит под сомнение принципы равенства перед законом, заявил в интервью Свободной Европе программный директор Центра Думиту Алайба.

Думитру Алайба: Во-первых, название законопроекта не отражает его сути, оно просто-напросто обманчиво. Мы считаем, что у этого документа одна цель – легализация денег, полученных сомнительным, нечестных путем.

Не думаю, что имеет смысл обсуждать по пунктам отдельные положения закона, потому что мы рискуем оказаться в ловушках, расставленных авторами законопроекта. Порядок вынесения документа на обсуждение – непрозрачен, все случилось быстро, как снег на голову – и это указывает на наличие огромной политической воли, в данном случае – отрицательной, направленной на продвижение этого закона.

Наша страна уже завоевала репутацию прачечной по отмыванию трансграничных денег

Если пуститься в дебаты по тому или иному пункту документа, то мы просто позволим его разработчикам проставить галочку и сымитировать консультации с общественностью, они поменяют пару-другую запятых в законопроекте и дадут ему ход. Само обоснование проекта, аргументы и последствия крайне пагубны для общества, поэтому мы считаем, что единственное, что заслуживает этот проект, – это отказ от него, нужно от него полностью и безоговорочно отказаться – и никогда не возвращаться к таким предложениям.

Свободная Европа: Ваш демарш как-то связан с событиями в Бухаресте, где толчком для акций протеста стала другая амнистия?

Думитру Алайба: Разумеется, определенное созвучие есть, но одно не вытекает из другого, так как идея данного законопроекта возникла задолго до всплеска массового возмущения в Бухаресте. Представители гражданского общества, СМИ, доноры, партнеры по развитию выразили серьезные замечания по этому проекту – но делают они это потому, что они дипломаты. Мы же должны понимать, что такие трюки не должны проходить. Поэтому мы решили, что вопрос нужно ставить именно так – не обсуждать вопрос, а отклонить проект безоговорочно, чтобы вообще не осталось места для толкований.

Свободная Европа: Но в том, что касается активизация общества, события в соседней Румынии как-то повлияли на вас?

Думитру Алайба: Да. Я даже прокомментировал в Facebook этот факт, отметил, что если коррумпированные чиновники в Бухаресте готовят почву для того, чтобы красть и дальше, то наши на шаг их опережают – они уже разворовали все, что только было можно, и сейчас пытаются легализовать украденное путем корректировки законодательства.

Так развивается не экономика, так стимулируется коррупция

Так что определенная согласованность с тем, что происходит в Бухаресте, просматривается, но – не в нашей тактике. Налицо печальная аналогия между событиями в двух странах, но на этот раз наши оказались проворнее.

Свободная Европа: Г-н Алайба, вы выступаете с серьезными обвинениями, но расследование банковского скандала еще не доведено до конца…

Думитру Алайба: Расследование банковского мошенничества не то что не доведено до конца – оно стоит на месте. И дело здесь не в обвинениях. Речь, если угодно, о довольно расхожих в нашем обществе мнениях, просто мы называем вещи своими именами.

Банковский скандал, который мы называем кражей, – потому что это самая настоящая кража, «скандал» куда более завуалированное слово – вот уже два половиной года мы топчемся на месте. Ясно, что эта власть не намерена завершать расследование. Мы не видим эффективного диалога с общественностью, с донорами, с партнерами по развитию – диалога о том, что произошло на самом деле. Этот вопрос окутан густой дымовой завесой, а власти ввели табу на эту тему, они говорят обо всем, но только не о банковской краже.

Свободная Европа: Как бы вы прокомментировали тот факт, что банки в последнее время ужесточили правила перевода денег из-за рубежа – как для экономических агентов, так и для физических лиц. С другой стороны, предпринимаются попытки провести закон, который открывает дорогу «сомнительным деньгам»?

Думитру Алайба: Я бы предположил, что эти два момента не являются частью одной стратегии. Существуют условия МВФ и так далее; с другой стороны, налицо желание открыть хотя бы небольшую форточку для обеспечения доступа к деньгам, нажитым не совсем честным путем.

Наша страна уже завоевала репутацию прачечной по отмыванию трансграничных денег. Шутка ли – более 20 млрд долларов были отмыты через нашу банковскую систему! Так что наша Молдова имеет полное право называться региональным центром по отмыванию денег. И эта идея с амнистией капитала просто увековечит такой имидж нашей страны за рубежом. Не думаю, что это та страна, которую мы хотим видеть глазами СМИ. Это просто аморально: населению придется целых 25 лет расплачиваться за кражу, а тем временем деньги будут легализованы безо всяких проблем за символические комиссионные.

Мы требуем отвергнуть этот проект, не отодвинуть его в сторону, не отложить, а отклонить – официально и бесповоротно

Свободная Европа: Вы упомянули реакцию Всемирного банка и МВФ. Думаете, власть проигнорирует их позицию?

Думитру Алайба: Власть не торопится афишировать заявления наших спонсоров и партнеров, и как только кто-то высказывает замечания, в ответ раздается: «Мы консультируемся», или «Они еще не высказались»…

Свободная Европа: Как вы считаете, может, имеет смысл детально проанализировать все, что произошло в 2007 году, во время первой амнистии капитала? Тогда эксперты тоже говорили о потоках сомнительных денег – и о том, что это было выгодно лишь определенному кругу лиц…

Думитру Алайба: Можно сделать подробный анализ того, что произошло в 2007 году, или просто взглянуть на нашу страну сегодня, десять лет спустя. Мы увидим, что эта амнистия не привела ни к налоговой дисциплине, ни к росту инвестиций, ни к более чистой, более цивилизованной экономике. Так развивается не экономика, так стимулируется коррупция, поощряются те, кто разбогател нечестным путем, – это как бы сигнал им дождаться момента, когда можно будет легализовать свое имущество.

А честные люди всегда страдают. Человек, который платит налоги и работает, крайне разочарован теми сигналами, которые передаются в нашем обществе. В то же время, зная, что наш парламент может делать очень резкие и очень непредсказуемые движения, мы, общество в целом, ничуть не удивимся, если в 9.00 или 10.00, или как-то ночью, в течение трех минут этот проект будет принят во втором чтении и станет законом. Поэтому мы требуем отвергнуть этот проект, не отодвинуть его в сторону, не отложить, а отклонить – официально и бесповоротно.

XS
SM
MD
LG