Linkuri accesibilitate

Александру Тэнасе: «У нас не Кодекс о выборах, а сплошной винегрет. И люди недовольны»


Председатель Конституционного суда Александру Тэнасе возобновил свои критические высказывания по поводу вовлечения церкви в политику. В интервью Свободной Европе он заявил, что пренебрежение светским характером государства путем вмешательства религиозных культов в избирательные кампании необходимо наказывать – «вплоть до приостановления деятельности». В декабре Конституционный суд назвал участие священников в предвыборной кампании упущением законодательства о выборах, которые следует исправить парламенту. Более подробно об этом – в интервью Свободной Европе на полях конференции на тему президентских выборов, организаторами которой выступили Центральная избирательная комиссия и Совет Европы.

Свободная Европа: Г-н Тэнасе, прошло достаточно много времени для того, чтобы на ваши замечания и рекомендации отреагировали. Сегодня мы вновь слышим о том, что парламент лишь «обеспокоен», и что он тоже не против свободных и корректных выборов. Вы надеетесь, что какие-то действия все-таки последуют?

Александру Тэнасе: Парламент обязан внести эти поправки. Это не зависит от желания или нежелания парламента исполнять обращения Конституционного суда. И должен сказать, что за все эти годы, во всяком случае, за все время моего пребывания в Конституционном суде, не было случая, чтобы обращения инстанции остались без внимания, за исключением частных ситуаций с явно политическим зарядом.

Если считать, что нами управляют мошенники, то эту страну надо закрыть, а всем нам – отсюда уезжать

В целом же парламент учитывает и вносит требуемые изменения. Я думаю, они пересмотрят законодательство, потому что действующий Кодекс о выборах явно устарел. Слишком много аналогий, слишком много неопределенностей и слишком много конъюнктурных изменений. Глава Центризбиркома отметила, что Кодекс меняется после каждой избирательной кампании. Но она не сказала, что он подвергается изменениям и перед каждой кампанией. Каждый пытается перекроить правила игры под себя, максимально выгодно и благоприятно – в зависимости от позиции, которую он занимает на момент проведения выборов.

Свободная Европа: А сейчас почему должно быть иначе? Ведь для политиков новый Кодекс о выборах, корректный и справедливый, значит рубить сук, на котором они сидят…

Александру Тэнасе: Г-н Ботнару, мы исходим из того, что люди, которые руководят Республикой Молдова, честные и порядочные. Если же считать, что нами управляют мошенники, которые постоянно манипулируют правилами игры исключительно для того, чтобы обеспечить себе доминирующие или более комфортабельные позиции, то эту страну надо закрыть, а всем нам – отсюда уезжать.

Я исхожу из того, что в парламенте достаточно много трезвых и ясных голов, которые понимают, что общество нуждается в примирении. Даже в том случае, когда выигрывает одна партия и проигрывает другая, побеждает один кандидат в президенты и терпит поражение другой – проигравший должен принять результат. Без этого признания результата – разумеется, при условии, что выборы были честными – спокойствия в обществе, уверен, у нас никогда не будет.

Будут говорить о стабильности с телеэкрана, но в действительности общество окажется расколотым, и сплотить его никогда не удастся.

Свободная Европа: Своими обращениями КС начал войну как минимум с тремя весомыми категориями избирателей. Прежде всего, с верующими, которые привыкли голосовать за тех или иных кандидатов по указанию своих духовных наставников. Вы им советуете воздерживаться от такого рода действий. Как они отреагировали на ваши рекомендации?

Александру Тэнасе: Я бы не стал так категорично утверждать, что больше всех «обидятся» на КС верующие. Знаете, точно так, как Исламское государство не представляет ислам, как Ку-клукс-клан не представляет христианство, так и те индивидуумы, которые продвигали расистские, сексистские и даже фашистские месседжи в этой избирательной кампании не имеют ничего общего с христианством, по моему мнению.

Свободная Европа: Но почему церковные руководители не отмежевались от этого?

Александру Тэнасе: Всем известно, что между церковью и политикой действует принцип deal – «по рукам»: политика финансирует церковь, церковь взамен занимается агитпромом в избирательных кампаниях, что совершенно недопустимо. В юриспруденции Конституционного суда светский характер государства отмечался и подчеркивался неоднократно, но, увы, политический фактор на это не реагирует.

Мы живем в XXI веке, поэтому я далек от мысли, что людьми можно манипулировать, как стадом

Надеюсь, хоть министерство юстиции – ведь эта структура обязана по закону контролировать, чтобы религиозные культы действовали в правовых рамках – примет определенные меры, вплоть до приостановления деятельности того или иного культа. Это станет хорошим уроком и ясным сигналом для всех, кто пожелает вмешиваться в избирательные кампании.

Свободная Европа: Почему колеблются политики? Боятся отлучения и анафемы?

Александру Тэнасе: Я думаю, политики преувеличивают роль церкви в избирательных кампаниях. Это некий страх перед тем, что представители клира могут передать неблагоприятные для политиков посылы в ходе предвыборных кампаний. Но исходя из собственного опыта, как бывший политик, я склонен думать, что роль церкви сильно преувеличивают.

Мы живем в XXI веке, поэтому я далек от мысли, что людьми можно манипулировать, как стадом, завлекать их каким-то красивыми сказками, которые хорошо звучат для определенной категории населения, но которые, тем не менее, относятся к миру догм, а не действительности.

Свободная Европа: Вы просто «белая ворона», ведь большинство политиков предпочитают на Пасху мелькнуть со свечкой у амвона…

Александру Тэнасе: Больше всего меня беспокоит то, что после решения Конституционного суда, в котором ясно говорилось, что нарушения со стороны духовенства имели место, буквально на второй же день президент Молдовы совершил какой-то непонятный, даже вызывающий визит с совершенно неясными целями, – встретился с представителями духовенства, чтобы однозначно показать свои предпочтения.

В чем суть светского государства? Ты можешь быть верующим дома, но в общественных местах, особенно, если ты официальное лицо, государственный чиновник, ты обязан проявлять сдержанность и беспристрастность.

Свободная Европа: Тем более, когда в государстве есть граждане и других вероисповеданий…

Александру Тэнасе: Дело даже не в этом. Даже если бы все наше общество было однородным, все равно есть люди, которые ни во что не верят, – и у них тоже есть свои права.

В чем проблема, если молдаване смогут проголосовать не только в субботу, но и в воскресенье?

В Российской Федерации недавно ввели очень любопытное изменение в Уголовный кодекс – ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих. Хорошо, но как быть тем, кто ни во что не верит, но вынужден присутствовать при всех этих проявлениях? Ведь их чувства тоже подвергаются оскорблению. Конституция на этот счет никаких различий не делает, самый набожный верующий и атеист – оба они платят одинаковые налоги…

Свободная Европа: Вы затронули и тему выборов за рубежом. И в некотором роде дали понять, что государство не обязано идти к избирателям, которые находятся за границей. Чувствую себя обязанным выступить в роли их адвоката и уточнить, что нет таких государств, четверть или даже треть населения которых пребывают за пределами страны. Как быть с этой статистикой?

Александру Тэнасе: Г-н Ботнару, вам незачем быть их адвокатом, потому что я их не обвиняю – защищать их не от кого. Существуют государства с такой же впечатляющей диаспорой, как у Республики Молдова, например, Литва или Латвия. Если взять в процентном отношении, то литовцев или латвийцев на Западе больше, чем молдаван.

Но и граждане этих стран могут голосовать только при условии предварительной регистрации – это один вариант. Невозможно организовать за рубежом выборы, которые проводятся дома. Понадобится уйма электоральных агентов, огромное количество электоральных чиновников, судебная инстанция для решения всех возникающих спорных моментов…

Например, нарушение, которое можно оспорить только в день выборов, которое имело место в США – как его обжаловать в кишиневской Апелляционной палате в тот же день? Это априори невозможно. Наши граждане не зарегистрированы, так или иначе, точная статистика отсутствует, так что невозможно знать, где размещать урны для голосования.

Я думаю, решение можно найти, но в любом случае к выборам за пределами страны наивно предъявлять такие же требования, как и к выборам дома. Парламент и Центризбирком имеют в своем распоряжении полтора года до следующих выборов, почему бы не протестировать электронное голосование? Благо в последнее время очень даже эффективно используются технологии, мы следили в режиме онлайн за подсчетом голосов. Значит, база данных имеется, и матрица есть.

Все кандидаты будут пытаться обмануть систему, манипулировать, преувеличивать, прибегать к незаконному финансированию, к недозволенным приемам

Пусть они дадут людям возможность проголосовать в электронном режиме, пусть отведут на это два дня. В чем проблема, если молдаване смогут проголосовать не только в субботу, но и в воскресенье? Есть государства, где голосование начинается за шесть дней до выборов. Что случится? Или что случится, если, например, в распоряжении посла будет не 3 тыс. бюллетеней для голосования, а еще 5 тыс. дополнительных?

Свободная Европа: Юрий Чокан давно говорил, что просто нет политической воли…

Александру Тэнасе: Не думаю, что можно говорить об отсутствии политической воли на президентских выборах прошлого года. Те, кто контролирует на данный момент власть в государстве, очень даже рассчитывали на голоса диаспоры. Они прекрасно знали, что здесь, дома, ничего хорошего их не ждет. В конечном счете, и на выборах 2009 года, и в 2010-м, и в 2014 году диаспора голосовала за демократические силы.

По моему мнению, и увеличение числа избирательных участков в 2014-2015 гг. преследовало ту же цель. Определенные проблемы были, но не такие уж большие. Никто этого не говорит, в 97-ми избирательных участках из 100 открытых голосование прошло как положено, проблемы были лишь в некоторых. И если бы победил другой кандидат, возможно… Как известно, победители решают, что является военным преступлением, и что – нет. Вот как-то так.

Свободная Европа: Вы предлагаете создать специализированные инстанции.

Александру Тэнасе: Это один из вариантов.

Свободная Европа: Значит, вы не верите в то, что не будет жалоб и споров, иными словами, вы, в принципе, – пессимист. Вы считаете, что выборы всегда будут порождать конфликты?

Александру Тэнасе: Однозначно. Поверьте мне, все конкуренты на выборах, все кандидаты будут пытаться – и это происходит во всем мире – обмануть систему, манипулировать, преувеличивать, прибегать к незаконному финансированию, к недозволенным приемам в ходе предвыборной борьбы.

Не хочу я больше баллотироваться, хватит. Я свое уже отбаллотировал

Нужно иметь возможность эффективно оспорить все действия подобного рода. И в этой кампании мы столкнулись с теми же проблемами. Я не думаю, что ситуация когда-либо изменится – и не только в Молдове, но и где-либо вообще. Отсюда и долг государства – предоставить простой, но эффективный инструмент, чтобы люди не ходили с жалобами в Центризбирком, откуда их отсылали бы в Апелляционную палату, а та инстанция приходила бы с жалобами ко мне, а я возвращал бы их обратно в ЦИК…

Полная неразбериха, никто не знал, что делать, и все лишь потому, что у нас не Кодекс о выборах, а сплошной винегрет, который не позволяет точно следовать определенной процедуре. И люди недовольны.

Недовольны те, кто проголосовал, – у них осталось ощущение, что их обманули. В чем-то они правы. Поэтому парламент обязан – и я рекомендовал это и в неофициальных беседах, даже с г-ном Канду обсуждал этот вопрос после выборов – парламент обязан не пытаться реанимировать Кодекс о выборах, а принять новый, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии, современной практики в организации выборов. И ввести правила, которые могли бы прослужить, как минимум, лет десять без изменений.

Свободная Европа: На это отводятся какие-то конкретные сроки?

Александру Тэнасе: Три месяца. Но, думаю, это произойдет на следующей сессии, не станет парламент строго придерживаться этих сроков, это же не исполнительный орган, те более точны. Как правило, парламент превышает сроки. Так что, скорее всего, на следующей сессии парламент внесет поправки. Насчет избирательной системы – не знаю, как они поступят, есть разные предположения. Не исключены поправки в пакете, или что-то более масштабное.

Свободная Европа: Вы высказали предположение, которое может вызвать кривотолки. Кто-то сказал, что вам выгодно изменение избирательной системы…

Александру Тэнасе: Мне? С какой это стати? Я не политик, и в кампаниях не участвую. У меня совершено иной род занятий. Не вижу, с чего бы…

Свободная Европа: Но, может, вы захотите выставить свою кандидатуру?..

Александру Тэнасе: Не хочу я больше баллотироваться, хватит. Я свое уже отбаллотировал…

XS
SM
MD
LG