СМИ 32-х стран, в том числе The Guardian и Südeutsche Zeitung опубликовали в понедельник результаты масштабных журналистских расследований о системе отмывания грязных денег из России через молдавские банки, – денег, которые были использованы, в том числе, в попытках повлиять на политику ряда западных стран. Причастность молдавских банков к этой афере, известной как «всемирная прачечная» или «всемирный ландромат» - тема интервью с Юрием Сэндуцэ, журналистом RISE Moldova (Ассоциация репортеров-расследователей), который активно участвовал в расследованиях совместно с OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности).
Юрие Сэндуцэ: В 2014 году мы представили общую схему «прачечных», через которые отмывались грязные российские деньги. Тогда мы указали российские компании, которые отмывали деньги, назвали судей, замешанных в этом мошенничестве, офшорные компании и подставных лиц в Молдове. Мы обрисовали общую картину произошедшего.
В некоторых странах деньги из офшоров поступили в учебные заведения, в счет оплаты учебы детей бизнесменов или политиков
Тогда же, в 2014 году, мы установили, что эти деньги поступили на многие банковские счета, и отследили, куда они ушли со счетов офшорных компаний, из Moldindconbank и латвийского банка. Мы проанализировали тысячи операций (работала большая группа журналистов из многих стран) и выяснили, что деньги ушли в ряд европейских стран. Часть денег вообще никуда не уходила из Молдовы, она осталась здесь, а другие деньги ушли в Китай, в США, разошлись по всему миру.
Свободная Европа: Оставшиеся в Молдове деньги, надо полагать, – это из тех грязных российских денег, отмытых через молдавские банки? Значит, кто-то в Молдове тоже отведал этого пирога?
Юрие Сэндуцэ: Из собранной информации нами установлено, что более 20 зарегистрированных в Кишиневе фирм, многие из которых – «однодневки», и раньше участвовали в махинациях разного рода. На счета этих компаний поступили сотни тысяч и даже миллионы долларов.
Судьба этих денег точно не известна, неясно, на что их использовали молдавские компании, но мы видели оформленные переводы, а в графе «Назначение платежа» указывалось приобретение стройматериалов… Или, например, есть компании, которые в графе «Род деятельности» указали «Строительство», но заключили контракты на поставки электроприборов для дома. Некоторые из них известны в Республике Молдова.
Свободная Европа: В прошлый раз вы писали о судьях и судебных исполнителях; а сейчас, я так понимаю, выявлены и другие чиновники, причастные к российской «прачечной»?
Расследование по этому делу ведется не только в России и Республике Молдова, цепочка тянется и в Латвию, и в Великобританию
Юрие Сэндуцэ: Сейчас мы отслеживали, в основном, в какие компании шли деньги с банковских счетов, иными словами, кто является их конечным бенефициаром. Именно по этому разделу мы сейчас и собрали информацию. В некоторых странах деньги из офшоров поступили в отдельные учебные заведения, в счет оплаты учебы детей бизнесменов или политиков в престижных вузах. В других случаях деньги вложены в недвижимость, в автомобили, в гостиницы.
Мы, журналисты Rise Moldova, приводим пример, когда деньги, отмытые через «прачечную», были инвестированы в автомобили класса люкс.
Свободная Европа: В Республике Молдова?
Юрие Сэндуцэ: Именно так.
Свободная Европа: «С мая 2014 года Молдова не участвует в так называемой российской схеме вывода денег», – заявляли представители Центра по борьбе с коррупцией в мае прошлого года. Это действительно так?
Юрие Сэндуцэ: По нашим данным, примерно тогда были вынесены последние судебные решения. После этого мы не выявляли других решений по легализации денег.
Свободная Европа: В какой степени расследование доказывает, что молдавские чиновники – более 25 человек, по данным молдавской стороны – действительно подверглись необоснованным допросам и обыскам в России из-за проводимого в Молдове расследования? Я имею в виду известную ноту протеста, переданную российскому послу в Кишиневе, в которой говорится, что причиной такого отношения к молдавским чиновникам со стороны России стало расследование дела об отмывании денег, в котором наметился некоторый сдвиг?
Юрие Сэндуцэ: Из наших бесед с молдавскими прокурорами стало ясно, что российская сторона не проявила особой готовности к сотрудничеству в расследовании дела об отмывании денег. Насколько мы поняли, Кишинев неоднократно передавал материалы дела в Россию, но ответной реакции не было. Известно, что в 2014 году два сотрудника ФСБ приехали в Республику Молдова чтобы ознакомиться с материалами дела. Российских коллег проинформировали о ходе расследования, после чего они вернулись в Москву, и никаких дальнейших действий с их стороны не последовало.
Расследование по этому делу ведется не только в России и Республике Молдова, цепочка тянется и в Латвию, и в Великобританию, насколько я слышал, прослеживаются и интересы ФБР, но только я деталей не знаю.
Свободная Европа: В какой мере информация, собранная вами и вашими коллегами из других стран, может помочь следствию?
Юрие Сэндуцэ: Мы, прежде всего, информируем читателей. В то же время, публикуемые нами расследования основаны на документах, в том числе из офшорных зон, где местные власти, возможно, не всегда имеют возможность получить такую информацию. Я думаю, наша информация может помочь следствию, но это уже дело соответствующих органов.
Могу сказать, что после публикации ряда статей нам звонили прокуроры и благодарили за ту или иную информацию, полезную для них. Но я еще раз подчеркну: мы пишем для читателей. Если при этом мы можем помочь и органам следствия – польза от этого двойная.