3 сентября 1991 года президент Мирча Снегур подписал указ о создании Национальной армии. Армия – естественный атрибут государства, она призвана стоять на страже независимости государства. «Армия была и остается одним из основополагающих институтов государства, который защищает ее ценности, интересы и территориальную неприкосновенность», – заявил госсекретарь минобороны Аурел Фондос по случаю 26-летия создания молдавских вооруженных сил.
Свободная Европа: Как вы считаете, почему сегодня, 26 лет спустя, все еще стоит вопрос: нужна или нет Республике Молдова своя армия?
Аурел Фондос: Мне сложно говорить от имени той незначительной части общества, которая сомневается в целесообразности армии, потому что основная часть населения и мысли подобной не допускает. Начиная с 1992 года, с событий на Днестре, переросших в военное противостояние с серьезными потерями для нас, вопрос – нужна или не нужна армия – для подавляющего большинства получил немного другой оттенок: армия рассматривалась как гарантия государственности, гарантия нашего будущего и будущего наших детей, гарантия стремления к тем европейским ценностям, за которые не один год наше общество, наша страна боролась, борется и будет бороться.
Свободная Европа: Насколько престижно представлять Национальную армию? Кадровые военные, связавшие свою судьбу с армией, испытывают гордость?
Аурел Фондос: Национальная армия, ее состав – офицеры, прапорщики, солдаты –гордятся тем, что причастны к военной структуре государства. Если судить не по тому, кто и что говорит на улице или на кухне, а по опросам, то где находится Национальная армия?
Свободная Европа: Она фигурирует в рейтинге доверия граждан, которые надеются и рассчитывают на то, что армия сможет их защитить.
Аурел Фондос: Не забудем об апрельских сюрпризах погоды, о том, что творилось тогда в Кишиневе, и кто среди первых пришел на помощь населению.
Отношение детей формируется в значительной степени под воздействием родителей
Свободная Европа: Полиция и армия. Или – армия и полиция?
Аурел Фондос: Армия и полиция. Так что есть много моментов, которые показывают, что армия для государства – надежный инструмент и в беде, при разгуле стихии, не говоря уже о какой-то агрессии. Она очень нужна на случай каких-то внезапных событий, когда страна нуждается в оперативном и эффективном вмешательстве.
Возьмем 2008 год – наводнения на Днестре и Пруте, или 2010 год – другие стихийные бедствия... Армия всегда приходила и приходит на помощь людям, когда это было необходимо. И граждане отвечают взаимностью. Я знаю не один пример, когда родители приводили своих взрослых сыновей, 24-х, 25-ти лет, женатых уже, приводили в армию служить, считая, что это поможет им стать мужчинами, хорошими отцами, воспитать в себе силу воли и другие качества, которыми должен обладать настоящий мужчина. Таких примеров много.
Свободная Европа: Нередко говорят и о проблемах армии, говорят, что даже питание далеко не самого лучшего качества, что не хватает обмундирования, да и условия в казармах оставляет желать много лучшего. Так ли это?
Аурел Фондос: Несмотря на более чем скромный бюджет для армии, самые элементарные потребности покрываются. Да, мы не можем развиваться, мы не всегда можем себе позволить современную технику и т.д. Вам отлично известно, какая у нас боевая техника.
Но что касается содержания Национальной армии – обмундирование, питание – правительство полностью обеспечивает этот сегмент. Более того, у нас есть солдаты в зоне безопасности, многие остаются служить по контракту. И трехразовое питание им обеспечено.
Свободная Европа: Я нередко беседую с ребятами призывного возраста и нередко замечаю, что на вопрос о том, мечтают ли они служить в армии, они пытаются уклониться от ответа.
Аурел Фондос: Отношение детей формируется в значительной степени под воздействием родителей, они зависимы от советов старших; тем не менее, я бы не сказал, что у нас есть проблемы с призывом, во всяком случае, не сравнить с призывом в советские годы, когда в армию набиралось по 100 тыс. человек.
На 2017 год выделено около 0,37% ВВП, что покрывает элементарные потребности
Сейчас у нас на службу призываются порядка 3 -4 тыс. человек в год, конечно, цифры не сопоставимые, нам есть из кого выбирать, есть возможности для пополнения рядов нашей армии. Проблем практически нет. Да, попытки уклонения имеются; кроме того, здесь присутствует и медицинский фактор, так как новобранцы проходят тщательное освидетельствование – и не все признаются годными к строевой службе. Это тоже серьезная проблема.
Мы взаимодействуем с местными органами власти, смотрим, что надо делать, чем можем в этом плане помочь. Не надо забывать о том, что срочная воинская служба длится всего лишь год, но для того, чтобы устроиться на работу в любую военизированную структуру, например, в охранные агентства, необходим опыт службы в армии или в карабинерских войсках, потому что только там можно пройти срочную службу.
Свободная Европа: Современная армия по европейским стандартам – это сложно с финансовой точки зрения для Республики Молдова?
Аурел Фондос: Да. Армия – атрибут государства, гарант национальной безопасности и защиты, который на самом деле требует много финансовых средств. Потому что те опасности, те угрозы, которые существуют сегодня не только в регионе, но и на международном уровне, те замысловатые приемы ведения войны, разумеется, ставят особые задачи перед оборонными структурами, требуют особого оснащения и особой подготовки для противодействия угрозам.
Свободная Европа: Какой процент ВВП идет на нужды Нацармии?
Аурел Фондос: На 2017 год выделено около 0,37% ВВП, что покрывает элементарные потребности. Разумеется, об источниках развития и речи быть не может. Мы сильно рассчитываем на помощь в рамках различных программ с нашими партнерами, в частности, США, с которыми сотрудничаем довольно продуктивно и эффективно.
Эта помощь выражается не только в материально-технической поддержке, но и в возможностях обучения, подготовки военнослужащих. И хочу особо подчеркнуть: тренировки наших военнослужащих в рамках различных международных учений преследуют одну лишь цель – подготовку к участию в международных операциях с мандатом ООН.
Свободная Европа: Что выиграла Республика Молдова за эти годы, когда контингент Национальной армии участвовал в миротворческих миссиях?
Аурел Фондос: Само наше государство стало генератором стабильности в регионе. А если говорить о Национальной армии… Возьмем обучение – практически вся подготовка на организационном уровне, или, как говорим мы, военные, подготовка командиров подразделений, стратегическая подготовка, в том числе, офицерского состава генштаба или минобороны, то все это мы делали вместе с нашими партнерами: США, Румынией, странами Балтии, Германией и др.
Свободная Европа: В каких миротворческих операциях участвовали молдавские военнослужащие?
Аурел Фондос: В большинстве миссий ОБСЕ, в Боснии, странах Центральной Африки, среднеазиатских странах, на данный момент – в Украине. Есть контингент, который находится сейчас в Косово в рамках операции KFOR.
Давайте рассматривать безопасность и оборону в единой связке
Свободная Европа: Вам прекрасно известна специфика сохранения мира в зоне безопасности на Днестре после вооруженного конфликта 1992 года. Как вы считаете, сегодня миротворческая операция все еще необходима – или же нет оснований для ее продолжения?
Аурел Фондос: В соглашении 1992 года не были указаны какие-то конкретные сроки для этой миссии, и не была указана конечная цель. Хотя это нужно было сделать, как и для любой международной операции под эгидой ООН или ОБСЕ. В основных документах отмечаются задачи и конечная цель. В нашем случае этого нет.
И второе: во всех международных операциях по поддержанию мира противоборствующие стороны не участвуют в урегулировании конфликта, и это в нашем случае минус. Когда на заседаниях Объединенной контрольной комиссии возникают различные вопросы, решение по которым нужно принять консенсусом, этот механизм…
Свободная Европа: Механизм оказывается неэффективным?
Аурел Фондос: Именно так. Но, с другой стороны, хочу подчеркнуть, что на делегацию Молдовы в ОКК возложены определенные задачи, в том числе связанные с решением возникающих проблем, таких, как притеснение молдавских школ, разногласия между правоохранительными органами Молдовы, расположенными в Бендерах, и неконституционными органами Приднестровья.
В этом смысле в 2016-2017 гг. делегация Республики Молдова приложила огромные усилия. Судя по принятым решениям, мы стали более эффективными в плане контроля в зоне безопасности, возникли условия для того, чтобы в кратчайшие сроки, насколько это возможно, эта миротворческая миссия получила завершение. Мы мечтаем о том, чтобы на Днестре воцарился мир, и территориальная целостность страны была бы восстановлена. Что касается самой миротворческой операции, то мы нередко не понимаем ее сути, ее последовательности, особенно, если учесть наш опыт, полученный в рамках других миротворческих операций.
Свободная Европа: Вы говорили, что Республика Молдова из «потребителя» безопасности стала ее генератором. И все-таки, кто обеспечивает сегодня безопасность Молдовы?
Аурел Фондос: Давайте рассматривать безопасность и оборону в единой связке. У безопасности много составляющих: военная, энергетическая и т.д. Государство обеспечивает безопасность с помощью Нацармии, министерства обороны – это стержневые структуры элемента национальной обороны. Иными словами, оборонную политику проводит минобороны; кроме того, на него возложены и другие задачи, в частности, мобилизация и консолидация других государственных инструментов именно по этому сегменту. За последние два года были приложены серьезные усилия в этом плане, связанные, в частности, с разработкой Национальной стратегии обороны – впервые за историю страны.
Минобороны и Национальная армия активно взаимодействуют с партнерами из Североатлантического альянса
Свободная Европа: Да, и эта стратегия уже есть.
Аурел Фондос: Она разработана, но я хочу подчеркнуть один момент, мало кому известный, – впервые были созданы соответствующие механизмы и группы, которые работали над выявлением угроз не только военного характера, но и по другим направлениям, связанным с нацбезопасностью, например, по министерству экономики, министерству здравоохранения, другим ведомствам, которые вышли с конкретными предложениями как по укреплению самого понятия обороны, так и по действиям, которые необходимо предпринять для подготовки вооруженных сил.
Есть еще один документ – Стратегия национальной безопасности, документ 2011 года. И если проанализировать раздел угроз, стратегических задач, то они не отличаются от основных моментов развития Национальной стратегии обороны, а это дает возможность работать над завершением других документов, таких, скажем, как Национальная военная стратегия, Директива по планированию обороны в целях укрепления оборонного сектора в рамках всей системы безопасности государства.
Свободная Европа: Что больше всего угрожает безопасности Республики Молдова?
Аурел Фондос: Угроза номер один, о которой упоминается на всех уровнях, связана с неопределенной ситуацией в восточных районах Республики Молдова и присутствием там иностранных войск, точнее, ограниченного контингента Оперативной группы российских войск, а также приднестровских военизированных формирований. Это главный элемент, который диктует необходимость дальнейшего укрепления обороноспособности.
Свободная Европа: Поговорим о поддержке со стороны Североатлантического альянса, о сотрудничестве между НАТО и Нацармией Молдовы. Руководство НАТО неоднократно заявляло о своей приверженности нейтралитету Республики Молдова, зафиксированному в Конституции. Как вы считаете, почему в Молдове отношение к НАТО столь неоднозначное?
Аурел Фондос: Министерство обороны и Национальная армия активно взаимодействуют с партнерами из Североатлантического альянса в рамках ряда проектов. Хорошо известны и Индивидуальный план действий (IPAP), и Программа планирования и анализа (PARP), другие программы социальной направленности, которые внедряются сейчас по линии минобороны, в частности, проект по укреплению обороноспособности, который успешно развивается.
Очень хочется, чтобы через год-два Национальная армия стала действительно эффективной в области безопасности
Его второй этап развернется в октябре, но уже сегодня можно сказать, что результаты налицо. Второе: все эти программы вписываются в наши законодательные рамки, в частности, соответствуют закону о национальной обороне, который был дополнен статьей о принципах планирования обороны с указанием необходимых стратегических документов – Стратегии национальной безопасности, Национальной стратегии обороны, Национальной военной стратегии, Стратегии планирования и т.д., а также о роли других госструктур в этой области. Все это позволяет надеяться, что при разработанных уже проектах Национальной стратегии обороны, осенью у нас будет и проект Национальной военной стратегии, которые между собой взаимосвязаны.
Таким образом, мы можем надеяться, что преобразования, которые происходят в Национальной армии и Вооруженных силах, будут созвучны тем грандиозным усилиям, которые прилагают парламент и правительство Республики Молдова по реформированию центральных органов власти и, в частности, минобороны. И что в основе этой работы лежит эффективность, эффективность в решении тех задач, которые возложены на минобороны и Нацармию.
По моему мнению, это исторический шанс, когда два проекта, которые разворачиваются в настоящий момент, причем – довольно качественно и эффективно, идут рука об руку. И очень хочется, чтобы через год-два Национальная армия стала действительно эффективной в области безопасности Республики Молдова, в том числе, ее национальной обороны.
На краткосрочную перспективу я бы пожелал Нацармии, чтобы в рамках осенне-зимней сессии парламента был принят этот проект закона, с помощью которого мы постараемся добиться восстановления того социального пакета, которого наши военнослужащие были лишены в 2009 году. Желаю, чтобы наши военные были обеспечены всем необходимым: нормальной зарплатой, жильем, медицинской помощью, экипировкой, соответствующей техникой. Только тогда они смогут с честью выполнять все возложенные на них задачи.
Хочется также подчеркнуть, что большинству наших военных, офицеров и прапорщиков присущи лучшие качества нашего народа: трудолюбие, готовность преодолевать все трудности, терпеливость. Поэтому ради элементарных условий для себя и своей семьи они готовы выдержать любые испытания в рамках международных миссий, они заслуживают высокой оценки и благодарности со стороны наших партнеров по развитию.
В последнее время мы не раз убеждались, что можем рассчитывать на поддержку со стороны правительства, парламента, поэтому – вперед, к новым достижениям!