Linkuri accesibilitate

На месте взрыва в здании Керченского технологического техникума
На месте взрыва в здании Керченского технологического техникума

При нападении на колледж в Керчи погибли люди

Мария Новикова, научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения Института образования ВШЭ, кандидат психологических наук – о случившемся в Керчи:

– Почти в 75% случаев "школьные стрелки" являются жертвами травли, и часто их действия – ответ обидчикам, стремление показать, что они также способны на решительные действия, на демонстрацию силы. Также причиной подобных нападений может являться наличие у молодого человека психического расстройства, речь может идти об асоциальном расстройстве личности, шизофрении и т.д. Так было, например, в случае пока что единственной (может быть, до сегодняшнего дня) стрельбы в школе в РФ – в Москве в феврале 2014.

– Можно ли было заранее вычислить стрелка и как это сделать?

– Однозначного ответа тут нет. Нападающие в повседневной жизни часто могут не проявлять себя как склонных к жестокости и убийствам. Часто, постфактум учителя как раз говорят о том, что "этот ученик был тихим, обычно сидел на задней парте и ничем не привлекал внимания". С другой стороны, нападающие почти всегда заранее так или иначе предупреждают свое окружение (или его часть) о том, что собираются совершить. Иногда говорят в личном порядке (например, кому-то из друзей, если таковые у него все же есть, если хотят предупредить и уберечь от "шальной пули") или пишут на своей странице в соцсетях (потому что элемент публичности для человека, который, к примеру, решил отомстить обидчикам, тоже очень важен). Сложность в том, что предупреждения эти могут появиться незадолго до непосредственно нападения. Поэтому основное, что, на мой взгляд, правда может быть эффективным в деле профилактики подобных трагедий, – наличие в учебном заведении взрослого, который находится в достаточно хорошем контакте с ребенком/подростком, кто знает его, может увидеть изменения в его состоянии. Кто именно это будет – учитель, социальный педагог, психолог – может быть, не самое важное. Больше половины школьных стрелков имели в анамнезе как минимум намерения совершить суицид, и почти все они совершили стрельбу вскоре после того, как в их жизни произошло тяжелое событие, утрата близкого или имел место иной стрессовый фактор. Для того, чтобы предупреждать такие нападения, нужно все это о подростке знать.

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова предложила свою помощь российскому омбудсмену Татьяне Москальковой.

Денисова попросила Москалькову срочно приехать в Керчь, чтобы обеспечить жертв трагедии всем необходимым.

"Я глубоко сочувствую семьям и близким погибших. Это непоправимая потеря и большая трагедия для всех. Погибли невинные дети – этому никогда не может быть никаких оправданий", – написала она в фейсбуке.

Заместитель председателя Верховной Рады Украины Ирина Геращенко соболезнует семьям погибших.

"Керчь – это Украина. Самые искренние соболезнования семьям погибших. Пострадавшим и раненым – скорейшего выздоровления. Сегодня мы, вся Украина, грустим вместе с керчанами и сочувствуем вам... – написала Геращенко в фейсбуке. – ...Сердце болит от того, во что превращается когда-то туристический Крым. Отравление детей в Армянске, взрывы в Керчи. Горе, безответственность, бесхозяйственность, беда, разрушение, смерть".

Încarcă mai mult

XS
SM
MD
LG