Свободная Европа: Отменен Каннский кинофестиваль, у вас проблемы аналогичные?..
Наталья Давидович: Ну не в масштабах Каннского фестиваля, но проблемы одного порядка, да.
Свободная Европа: Что отменилось, что перенесено?
Наталья Давидович: Отменилось пока только одно мероприятие, которое было запланировано на апрель, к нам должна была приехать с литературным концертом Дина Рубина. Мы очень долго готовились к этому мероприятию, долго согласовывали графики с Диной Ильиничной, поскольку она человек очень востребованный, и ее ждут во всех точках земного шара, с трудом нашли свободную дату на весну, но к сожалению, пришлось отменить. Остальные мероприятия пока еще в таком подвешенном состоянии, есть договоренности на июнь, на сентябрь, октябрь. Ждем, кк будет развиваться ситуация.
Свободная Европа: А имена какие-то назвать можно?
Наталья Давидович: Могу назвать, конечно, имена. С этими людьми мы уже давно в переговорах... Вот Веру Полозкову мы очень ждем, мы на самом деле уже три года с ней общаемся на предмет ее приезда в Кишинев, но все время какие-то обстоятельства не дают нам — то Вера готовилась стать мамой, потом была с головой погружена в материнство, карантин сейчас. С Евгением Гришковцом у нас есть договоренность — о его визите в Кишинев, с Людмилой Евгеньевной Улицкой, с Александром Цыпкиным, которого у нас тут очень любят и который приезжает в Кишинев уже практически как к себе на дачу. Наринэ Абгарян два года назад уже покорила наш город, и теперь ее снова у нас очень ждут. Александр Олешко, Александр Филипенко... имен много, но, дай Бог, чтобы как-то разрядилась обстановка, чтобы мы наконец могли с ними увидеться у нас в городе.
Свободная Европа: Что такое — подготовить одно такое выступление? Что входит в подготовку? И каковы примерные бюджеты?
Наталья Давидович: Это всегда очень по-разному. Конечно, самая большая расходная часть — это гонорар, все зависит от того, насколько звездный персонаж, — это, конечно, самая большая статья расходов. Плюс еще авиаперелет, отель, расходы по логистике, дизайнер и типографские услуги, реклама и т.д.
Свободная Европа: Какие варианты заработка, и идет ли речь об окупаемости?
Наталья Давидович: По-разному. Есть какие-то мероприятия, которые мы намеренно делаем за очень небольшую плату. Просто для того, чтобы как можно больше людей смогло прийти. Я, например, очень бы хотела, чтобы на все наши мероприятия могли прийти педагоги, преподаватели литературы. Часто мы делаем такие мероприятия, где цена билетов просто символическая.
Но для того, чтобы держать проект на плаву, приходится делать мероприятия подороже, которые дают нам возможность поддерживать проект. Каких-то более попсовых звезд. Вот Александр Цыпкин — это у нас беспроигрышный вариант, — на него всегда переаншлаг, билеты распродаются, за месяц до мероприятия sold out. Все время в последнюю минуту кто-то звонит и просит, умоляет слезно, приходится приставные стульчики, скамеечки ставить в зале...
Вся эта индустрия энтертейнмента, конечно, пострадала наравне с туристической отраслью, с авиасообщением, и сферой услуг. Это то, о чем все сейчас говорят, что больше всех пострадали те, кто занимаются туризмом, работает в сфере услуг — парикмахерские, салоны красоты и т. д.
Мы пострадали примерно так же, с той лишь разницей, что сфера услуг понемногу начинает оживать — я вот на днях получила SMS из салона, где обслуживаюсь, что 16-го возобновляем работу, записывайтесь. Кафе и ресторанам разрешили работать на вынос, и мы активно с семьей пользуемся этим, чтобы как-то поддержать любимые заведения. А вот с нас запреты снимут, видимо, в последнюю очередь.
Свободная Европа: Помощь от государства какая-то есть? Деньгами, льготами, отсрочкой.
Наталья Давидович: Иван, нет, конечно. Об этом даже мечтать не приходится. Я, в принципе, не люблю жаловаться, всегда найдется человек, которому в разы хуже, чем тебе. Тем более, что в нашей семье муж работает, он работает в финансовой организации, их не закрывали на карантин, правда, сократили зарплату на 25%. Плюс у меня какие-то подработки, связанные с копирайтингом, я пишу статьи, переводы, сценарии. Как-то мы сводим концы с концами.
На помощь государства рассчитывать не приходится, потому что она распространяется на людей безработных, тех, кто потерял работу. Как показать, что я осталась без работы, без заработка... ну, у меня отменилось мероприятие! Зарплату мне никто и не платил, и сейчас ее никто не платит. Вот, отменилось мероприятие — пропала возможность на нем заработать. Я даже не понимаю, по какой статье я могла бы обратиться за помощью к государству.
Свободная Европа: Упущенная прибыль? Или это из области сказок?
Наталья Давидович: Я думаю, не в нашей стране, однозначно. Мы просто настолько привыкли, что спасение утопающих — дело рук наших собственных рук, что даже как-то на эту помощь особо не рассчитываем, пытаемся выживать самостоятельно...
Свободная Европа: Есть у вас претензии к властям, если глядеть на то, как протекает карантин, как ограничения вводятся на протяжении полутора-двух месяцев?
Наталья Давидович: Не знаю, можно ли назвать это претензией, но у меня есть серьезный вопрос — количество зараженных врачей у нас в стране. Когда больше четверти всех больных — это медработники, значит, есть какая-то проблема с обеспечением их средствами защиты. У меня есть вопрос с обеспечением защиты волонтеров. У меня информация из первых рук — старший сын очень активно занимается волонтерством, вот уже два месяца работает без выходных, не высыпается, сбился с ног. Наш друг занимался волонтерством и заразился ковидом, сейчас дома на изоляции, и теперь ему самому нужна помощь. Есть проблемы с защитой.
Претензия у меня, наверное, главная в том, что действия наших властей все время носили какой-то хаотичный характер, все эти два месяца. Запреты то вводили, то походя отменяли, официально, полуофициально, был запрет на посещение парков, людей штрафовали за это, штрафы у нас очень жесткие, и, наверное, еще есть, а потом выступал президент по ТВ и говорил — а кто, собственно, запрещал вам гулять в парке? Гуляйте, главное не больше трех. То есть, как-то это было очень несистемно, и люди не понимали, чего им на самом деле можно, чего нельзя. Последняя ситуация была с 9 мая. Никто официально не выступил и не сказал: ребята, можно прийти на мемориал, нельзя прийти... Вот это хаотичное движение вводило в замешательство и в ступор — меня лично, как гражданина этой страны.
Свободная Европа: Зато появился у вас новый проект в онлайне...
Наталья Давидович: В зуме проходит проект, а мы даем лайв, стрим на фейсбук. Чтобы как можно больше людей смогли посмотреть. Это наш проект ПРОчтение на карантине — мы читаем онлайн, с ребятами, с которыми обычно проводим мероприятия в больших залах — в филармонии, в театре Чехова. Сейчас мы решили почитать онлайн.
Онлайн-чтения — это, конечно, некий суррогат, подмена, вынужденная мера. Конечно, ничто не заменит живого общения ни зрителям, ни артистам. Читая перед экраном не получаешь живого отклика, и, не видя реакции, очень сложно, на самом деле. Зрители тоже недополучают. Ведь в зале собираются несколько сотен единомышленников, людей одного культурного кода, создается такая особая атмосфера, там даже воздух другой. Не говоря о том, что 80% этих людей просто знакомы лично, и ты заходишь в зал и только успеваешь кланяться и обниматься.
Когда все это началось, когда объявили карантин, стало понятно, что это не на день, не на неделю, возможно, даже не на один месяц, и нужно было что-то делать. Во-первых, чтобы не раскисать самим, а во-вторых, чтобы как-то поддержать людей, наших людей, зрителей, тех, кто всегда с нами, людей рефлексирующих и переживающих за судьбы мира и человечества. И вот родилась идея читать онлайн. Раз в неделю, раз в две недели. У нас нет какого-то специального графика, мы собираемся и читаем.
Все равно некий эффект присутствия сохраняется. Когда это происходит в прямом эфире, со всеми его живыми эмоциями, волнениями, техническими сбоями, и неполадками, это всегда находит более сильный отклик, чем те же наши прочтения записанные в зале и выложенные на youtube.
Особо стоит отметить — это совершенно некоммерческий проект, который существует на чистом энтузиазме, ничего кроме расходов на оплату зума не приносит. Но он помогает нам и самим держаться в форме, и не терять контакта с нашей аудиторией.
Свободная Европа: Но популярность его растет, как и количество просмотров?
Наталья Давидович: Да, мы были приятно удивлены. Первые чтения у нас набрали семь тысяч просмотров, вторые — девять тысяч, и вот последние чтения — было больше 11 тысяч просмотров. Для нашего маленького Кишиневчика это существенно. С учетом того, что в зале собирается 800 человек, то можно сказать, что наша аудитория одного мероприятия выросла в 10-15 раз.
Свободная Европа: Что будет, Наталья, по вашему мнению после пандемии? Как изменится мир?
Наталья Давидович: Что будет потом — это, конечно, главный вопрос. Сценариев несколько, но на самом деле есть два основных. Первый сценарий — самый трагичный, описан у Оруэлла в «1984», и мне лично дожить до этих времен не хотелось бы — когда нас всех оцифруют, повесят на нас обязательные электронные браслеты и загонят в цифровые бараки. Причем под предлогом, что все это — исключительно вам во благо, во имя вашей жизни и здоровья. Конечно, в этом смысле усиление контроля со стороны государства не может не настораживать. Очень хочется удержать это шаткое равновесие между безопасностью и свободой.
Лично я как человек свято верю, что человечество пойдет по другому пути развития, что человечество гуманизируется. Вот посмотрите, на наших глазах из новостных сводок практически ушла тема войны, мы видим, как вновь актуальны сострадание, сочувствие, взаимопонимание, взаимовыручка. Я думаю, что все это обеспечит всех нас достаточным запасом прочности, чтобы устоять и не свернуть на тупиковую ветвь развития человечества.
И я думаю, что эти надежды не так уж идеалистичны, и не беспочвенны, посмотрите — мы все очень неожиданно стали свидетелями тому, как выросла цена человеческой жизни. Несмотря на угрозу экономического коллапса в самых разных странах — от тоталитарных до демократических были предприняты беспрецедентные меры лишь с одной целью — спасти максимальное количество людей. Конечно, во всем этом есть какой-то расчет, поскольку двигателем экономики является не производство, а потребление, и если число потребителей товаров и услуг существенно сократится, то это грозит экономике не меньшим крахом, чем пресловутый карантин.
Внушает оптимизм тот факт, что герои нашего времени — не звезды шоу-бизнеса, а врачи, медработники, медсестры, санитарки, люди, которые каждый день спасают жизни.
Поэтому я думаю, что на самом деле все будет хорошо. И, конечно, расслабляться нельзя. Меры карантина постепенно ослабляют, все меньше запретов, но расслабляться нельзя. Маски, перчатки — мы должны осознанно к этому относиться. Беречь прежде всего себя. Если каждый из нас будет бережно относиться к себе, то вместе мы спасем огромное количество ресурсов — и человеческих в том числе. На наших прочтениях я всегда говорю, что девиз этой ситуации, которую все мы сейчас переживаем, это — один за всех и все за одного.