Linkuri accesibilitate

Раду Карп: «В любой момент Приднестровье может быть использовано для дестабилизации Украины»


Мир словно замер, наблюдая за развитием ситуации вокруг Украины. Что важнее для Москвы — переговоры относительно нерасширения НАТО или вторжение в соседнюю страну? Точка зрения бухарестского политолога Раду Карпа.

Свободная Европа: Все чаще звучит вопрос о том, насколько вероятно вторжение Российской Федерации в Украину. Эксперты рассматривают сценарии по поводу кризиса на границах Румынии и Республики Молдова. Что по этому поводу думают в Бухаресте, и нужен ли Владимиру Путину конфликт с Украиной?

Раду Карп: Этого не знает никто, кроме Владимира Путина. В данный момент у него в голове есть несколько гипотез, — если бы у него была четкая линия, вероятно, проявилась бы долгосрочная стратегия. Прошло два месяца с начала переброски войск из России к границе с Украиной, и пока мы находимся как бы в состоянии ожидания. Парижские переговоры в «нормандском формате» состоялись, но наметить общую точку зрения не удалось, квк не получилось и разрешить сложившуюся ситуацию.

США рассматривают санкции, которые могут коснуться лично Владимира Путина

Конечно, Украина сделала все возможное, чтобы разблокировать переговоры в «нормандском формате», но сейчас уже неважно, что там вообще происходит.

В Бухаресте состоялось заседание Высшего совета безопасности страны, на которой все ответственные за национальную безопасность лица, включая президента Румынии, говорили о том, что собирается делать Румыния, как она готовится к возможному конфликту. Это время максимального напряжения, когда вариантов развития ситуации много, и есть возможность использовать и военные средства, и дипломатические.

Свободная Европа: Давайте поговорим о той роли, которую хотела бы играть Российская Федерация, потому что, скорее всего, она не намерена мирится с мыслью, что она сильный игрок, но игрок регионального уровня. Эксперты говорят, что украинский кейс представляется Владимиру Путину всего лишь инструментом, потому что стратегическая цель совершенно иная — используя кризис безопасности кремлевский лидер стремится изменить глобальную расстановку сил. Он недоволен положением России на карте мира после распада СССР и итогами окончания холодной войны?

Раду Карп: Да, в Москве определенно есть подобное недовольство, но я считаю, что момент выбран не самый благоприятный, потому что Российская Федерация, если мы посмотрим на ее вклад в мировой валовой внутренний продукт, мы увидим, что ее потенциал нераскрыт. Конечно, в экономике и в развитии инфраструктуры в России достигнуты большие успехи, но Россия не может сравниться ни с одной из западных стран в плане экономики. И РФ пытается компенсировать экономическую отсталость за счет газовой инфраструктуры и энергетики.

Насколько эти ставки сработают? Это очень рискованно, потому что в последнее время я очень ясно увидел, что Соединенные Штаты в любой момент могут изменить энергетическую парадигму Европы и найти альтернативные маршруты, — да и переговоры по сжиженному газу из Катара очень продвинулись, и я лично думаю, что коллапс поставок Российской Федерации сегодня более чем возможен. Думаю, что планы по замене поставщиков, ввиду того, что Россия шантажирует Европу, вполне реален.

Приднестровье рассматривается как своего рода губерния второго ранга

Свободная Европа: Но кажется, что самая большая проблема России — это ее неудовлетворенность расширением Североатлантического альянса, поэтому Кремль и настаивает на гарантиях безопасности.

Раду Карп: Не знаю, может быть, придет время, когда Россия захочет вступить в НАТО, учитывая, что у нее есть и другие угрозы, особенно после Путина... Нельзя навсегда запретить стране стремиться в НАТО, и ведь Украина вписала в свою Конституцию свое желание вступить в НАТО!..

Свободная Европа: Запад открыт для дискуссий, и дипломатия все еще может сыграть важную роль. Но если Владимир Путин самым серьезным образом считает, что сейчас самое время вторгнуться в Украину, как отреагируют великие державы, и не дадут ли ему делать то, что он хочет, как было в случае с Крымом в 2014 году?

Раду Карп: После аннексии Крыма последовали очень серьезные санкции, от которых Российская Федерация действительно пострадала, и Владимир Путин это знает, это имеет свою цену. Я убежден, что те санкции, которые могут последовать, будут еще более жесткие. Думаю, сегодня администрация Байдена пришла выводам, которые можно назвать предельно чувствительными. Если до сих пор персональные санкции были направлены против некоторых лиц, скажем так, из окружения президента России, то сегодня США заявили, что рассматривают санкции, которые могут коснуться даже лично Владимира Путина. Это должно заставить президента Путина задуматься.

Свободная Европа: А что такое санкции против Владимира Путина?

Раду Карп: Ну, предполагается, что Владимир Путин очень богатый человек, и что в его распоряжении много средств, и что русская диаспора на Западе помогает ему скрывать определенные активы, так как он лично способствовал переезду некоторых олигархов из России — только лишь для того, чтобы они представляли его интересы. Я видел, что когда г-н Навальный выпустил фильм о Владимире Путина, это возымело очень мощный эффект. Так что можно не сомневаться, что когда американцы говорят о персональных санкциях против Владимира Путина, то речь идет о конкретных вещах, которые могут сильно повлиять на решение России начать наступление на Украину.

Свободная Европа: Как вы думаете, достаточно ли у России сил, чтобы держать Украину под своим контролем?

Раду Карп: Намерения именно таковы. Владимир Путин прошлым летом написал своеобразный манифест, по сути отрицающую украинскую идентичность, он говорил о русских в Украине, о том, что Украина естественным образом подчинена России. Подобные заявления были и у бывшего президента Медведева. Так что понятно, что в Москве как раз такой ход мыслей, который отрицает не только национальный суверенитет Украины, но и существование украинцев как нации.

Сейчас, конечно, много пропаганды, и именно на этом базируется путинский режим. А с другой стороны, я абсолютно убежден, что и Путин, и его окружение думают, что Украина — это негосударство. Я часто слышал в беседах с добросовестными экспертами о том, что не стоит так сильно переживать, что, мол, у Украины очень запутанная национальная идентичность, что никто не знает, что будет... Но суть в том, что мы действительно с нетерпением ждем продолжения.

Свободная Европа: А вы считаете, что карту мира можно так легко переформатировать?

Раду Карп: Я так не думаю, потому что все, что произошло с 2014 года, только углубило самоосознание украинцев, — они стали более сплоченными, более подготовленными. Украина в 2014 году выглядела совсем иначе, чем в 2022-м, в том смысле, что в 2014-м было много внутренних разногласий, политических, насчет восточной и западной ориентации. А сегодня, мне кажется, вектор евроатлантической интеграции поддерживает большинство, и этот путь в Киеве не вызывает дискуссий, — чего не было восемь лет назад. Так что дела идут вопреки тому, о чем думал Владимир Путин в 2014 году.

Свободная Европа: Вы исключаете возможность того, что в случае начала конфликта в Киеве может появиться пророссийское правительство?

Раду Карп: Были предположения, что Российская Федерация готовится к внутреннему перевороту, этот план был обнародован. Интересно, что ничего конкретно не отрицалось, просто было сказано, что это все домыслы, в Москве говорили, что это фантазии, и все... Я думаю, что этот план имеет реальную поддержку, но так же это означает, что России в действительности вообще не на кого опереться в Украине — чтобы устроить переворот, изменить западную ориентацию страны и усадить в кресла новое руководство. Там несколько авантюристов, которые, скорее, пытаются продвигать себя, нежели в реальности намереваются возглавить Украину!.. Короче говоря, я накидываю идеи, а вот увидеть, как они воплощаются в жизнь, — это действительно интересно!

Россия сейчас в иллюзиях, мол, если она продолжит играть на нервах, то получит в итоге больше. Наоборот!

Свободная Европа: Если возможна эскалация ситуации, не думаете ли вы, что на карту может быть поставлен и приднестровский регион?

Раду Карп: Приднестровье с самого начала, с 1990-х годов, задумывалось как важная точка баланса для Российской Федерации в этом регионе. На самом деле так считалось аж со сталинских времен, и то, что мы увидели в 1990-е, было лишь продолжением русских империалистических тенденций. Так оно длится и до сих пор. И я бы провел параллель с тем, как Россия смотрит на Приднестровье и на Казахстан.

Мы видели в начале января такую же империалистическую тенденцию — во что бы то ни стало вмешаться в дела соседней страны, которая просит о помощи, но скрывает тот факт, что причины недовольства населения также связаны и с тем, как Россия относится к Казахстану. И тоже самое происходит в Приднестровье.

Приднестровье рассматривается как своего рода губерния второго ранга, ее ни в коем случае нельзя уступать, но, в то же время, есть тенденция инкорпорировать Приднестровье в любой план, имеющий отношение к Украине, потому что иначе не было бы никакого смысла в наличии российских оккупационных войск в Приднестровье. Ведь в какой-то момент эти войска могут понадобиться.

Я вспоминаю знаменитый роман Дино Буззати — «Татарская пустыня», про империю, которая держит крепость в пустыне, и годами главный герой только и делает, что осматривает границы, не зная, идут ли татары... Так и Приднестровье: это отдаленная провинция Москвы, которая играет роль инструмента шантажа, — и может быть в любой момент использована.

...В конце романа татары появляются, и начинается война. Так что в любой момент Приднестровье может быть использовано как стартовая площадка для дестабилизации Украины!

Свободная Европа: Но Москва настаивает на том, что она желает играть роль миротворца, а не атакующего?

Раду Карп: Это только теоретически, потому что в реальности в конфликте не может быть миротворческих сил тех, кто был и есть стороной конфликта. Миротворческие силы должны быть нейтральными. А так — спровоцировать конфликт, а потом им управлять, — так нельзя. И речь даже не идет о миротворческих войсках, — речь просто о намерении держать этот регион в плену, на случай, если он вдруг станет полезным в том, чтобы как-то противостоять Украине.

Свободная Европа: Путин хотел продемонстрировать свою роль миротворца в недавних событиях в Казахстане, да и в других регионах бывшего Советского Союза... Но, в конце концов: как вы думаете, удастся ли Москве войти в число тех, кто принимает главные решения на мировом уровне?

Раду Карп: Трудно сказать. В декабре и в начале января было действительно большое открытие в плане притязаний и требований Москвы. С другой стороны, я думаю, что западные лидеры уже сыты всем этим по горло. Все, что предлагалось в качестве уступки России, а уступок было много, было отвергнуто. У терпения есть предел.

Думаю, Россия сейчас в иллюзиях, мол, если она продолжит играть на нервах, то получит в итоге больше. Наоборот! Мы видели, что чаша весов склонилась не в пользу России. А угроза персональных санкций против Путина изначально не рассматривалась. И вот, сейчас эта угроза все более становится явной.

XS
SM
MD
LG