Информацию о том, что Мунтян проходит обвиняемым, опубликовали на сайте realitatea.md. Речь идет об уголовном деле о взятках в Экономической Академии (ASEM), которое летом 2018 года начали расследовать Антикоррупционная прокуратура и Наццентр борьбы с коррупций (НЦБК). По словам правоохранителей, преподаватели ASEM через посредников получали деньги от студентов: до 1 тыс. леев за обычный экзамен и по 400-500 евро за дипломные работы.
Вскоре Юлиан Мунтян опубликовал объяснения на своей странице в Facebook. «Это так называемое дело сфабриковали по указу режима Плахотнюка, как метод запугивания людей перед выборами […]. Это дело, по которому прокурор мне инкриминировал 950 леев», – написал он.
Мунтян рассказал, что в июне 2018 года у него прошел обыск, «в результате которого, ничего не нашли», а через три месяца ему предъявили обвинение. Мунтян утверждает, что начиная с 2019 года ничего не знал о ходе дела, а то, что о информацию о нем обнародовали сейчас назвал «запугиванием».
Комиссия «pre-vetting» узнала о деле из новостей
В пресс-службе комиссии «pre-vetting» сообщили Europa Liberă, что не знали об уголовном деле, в котором фигурирует Мунтян. Информации об этом не было ни в анкете об этике, которую заполнил кандидат, ни в сообщениях НЦБК и Службы информации и безопасности (СИБ). Europa Liberă обратилась за комментариями в эти учреждения. В пресс-службе НЦБК обещали ответить позже, а в СИБ не ответили на звонки. Также мы попросили комментарий Антикоррупционной прокуратуры.
До 21 сентября Антикоррупционная прокуратура не предоставила никакой информации об этом
«То, что Юлиан Мунтян в списке кандидатов ВСМ было известно. Ничего не мешало Антикоррупционной прокуратуре и другим учреждениям и физическим лицам уведомить комиссию во время процесса проверки. До 21 сентября Антикоррупционная прокуратура не предоставила никакой информации об этом», – подчеркнули в пресс-сообщении комиссии «pre-vetting».
Члены комиссии также пообещали уведомить правоохранителей о «возможном упущении» и рассказали, что после скандала уже получили информацию от НЦБК.
«Он должен уйти в отставку»
Новость вызвала критику со стороны юридического сообщества. Так и.о. председателя суда Кишинева Ливия Митрофан, которая прошла «pre-vetting» и является запасным членом ВСМ заявила, что, Мунтян должен уйти в отставку, если он скрыл информацию об уголовном деле. «Если это правда, это очень серьезная ошибка, которая подрывает доверие ко всем, кто прошел через этот процесс, и господин Мунтян должен уйти в почетную отставку», - написала она.
Адвокат Вадим Виеру считает, что инцидент подрывает доверие к новому ВСМ. «Мне кажется не таким серьезным статус обвиняемого, учитывая "качество" дел, которые вели НЦБК и Антикоррупционная прокуратура, но серьезнее то, что НЦБК не сообщил об этом комиссии или это скрыл член ВСМ», - рассказал Виеру.
Глава юридической комиссии парламента, депутат от PAS, Олеся Стамате считает, что комиссии не сообщили об уголовном деле, а госучреждения, которые скрыли информацию, «должны ответить» за это.
...я не вижу, как он может продолжить работу в ВСМ
«В случае, если информация подтвердится, а человек не указал информацию в формуляре, значит, что он это скрыл. В этом случае я не вижу, как он может продолжить работу в ВСМ», - написала Стамате. В то же время она считает, «что кто-то изо всех сил пытается бросить тень на работу комиссии «pre-vetting» и убедительности нового ВСМ».
Europa Liberă следила за всеми публичными собеседованиями, которые комиссия «pre-vetting» провела с кандидатами в ВСМ в рамках спецпроекта «Битва за ВСМ». Собеседование с Юлианом Мунтяном провели 19 июля.
Интервью продлилось 35 минут. Ни члены комиссии, ни кандидат, не упомянули об уголовном деле. Большую часть собеседования с ним обсуждали то, как он получил от родственников более 5 млн леев.
Юлиан Мунтян работал экономистом с 2003 по 2006 год. Затем он стал преподавать в нескольких университетах. В 2011 году он также получил лицензию адвоката.