Linkuri accesibilitate

Москва – Цхинвали – Сухуми: любовь со скандалом


Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева) и лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты на совместной пресс-конференции в Цхинвали. 25 апреля 2011 года
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров (слева) и лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты на совместной пресс-конференции в Цхинвали. 25 апреля 2011 года
Министр иностранных дел России Сергей Лавров 25 апреля, во время визита в Цхинвали заявил, что для Москвы приоритетными являются гарантии неприменения силы против непризнанных республик – Абхазии и Южной Осетии.

– Мы ожидаем, что грузинское руководство безоговорочно подтвердит свое обязательство не применять силу против своих соседей. Мы будем в этом всячески помогать, и будем настаивать на том, чтобы международные дискуссии, которые проводятся в Женеве, рассматривали этот вопрос в качестве приоритета, – сказал Сергей Лавров.

Глава МИД затронул также вопрос об ответственности за августовскую войну 2008 года (эту ответственность Москва возлагает на Тбилиси). "Мы не собираемся требовать контрибуций, но намерены восстановить справедливость, и это будет делаться на основе международного права", – объяснил российскую позицию Сергей Лавров. И добавил, что уголовное дело уже заведено и что Россия поддержала обращения граждан Южной Осетии в Европейский суд по правам человека. Москва готова оказывать им консультативную, правовую, экспертную поддержку, добавил министр.

Визит Сергея Лаврова в Цхинвали и Сухуми комментирует обозреватель радио Свобода Олег Кусов:

– Единственное и невыполнимое пока для России требование Грузии заключается в том, чтобы на абхазском и югоосетинском участках российской границы были выставлены таможенные посты – грузинские или, в крайнем случае, международные. Естественно, Москва не может на это пойти: и в Цхинвали, и в Сухуми это вызовет просто невероятный гнев, поскольку такие таможенные посты перекроет артерии, связывающие эти республики с югом России.

Что касается военного сотрудничества между Москвой, Цхинвали и Сухуми, то расширять его нет необходимости. Российские власти уже поставили этим республикам столько военнослужащих, сколько могли. Сколько через Рокский тоннель, образно говоря, техники смогло пройти в Южную Осетию, столько и прошло. И сколько эта территория, в том числе экономически, выдержит обслуживание российских пограничников и военных – столько там и находятся. Пограничники сейчас взяли под свой контроль административные границы в Абхазии и Южной Осетии, военнослужащие не собираются покидать свои базы, а расширять больше уже и нечего, – полагает Олег Кусов.

Главный редактор интернет-издания "Кавказский узел" Григорий Шведов не исключает, что в ходе нынешних переговоров будут обсуждать территориальный скандал, возникший между Абхазией и Россией:

– Это скандал вокруг, в общем-то, незначительной территории – села Аибга на реке Псоу. Официальные лица все время отрицают наличие здесь каких-либо проблем. Однако совместная комиссия не вынесла решение по этому вопросу, и в конце марта в совместном российско-абхазском протоколе говорилось, в том числе, о необходимости этот вопрос обсуждать. Я не сказал бы, что это ключевая проблема, но она существует. Наряду, скажем, с нерешенностью вопроса о сроке нахождения российской погранслужбы и правоохранительных органов в Абхазии, – напоминает Григорий Шведов.

Сергей Лавров, находясь в Цхинвали, заявил, что Россия не исключает провокаций со стороны Грузии в отношении Южной Осетии, и дал понять, что Москва не останется в таком случае безучастной.

По мнению обозревателя радио Свобода Вадима Дубнова, самые интересные события в ходе визита пройдут в Сухуми.

– Визит в Сухуми носит скандальный оттенок, поскольку не решены две больших проблемы в двусторонних отношениях. Первая - возвращение собственности беженцам из Абхазии. Здесь Москва уже попала однажды ловушку, согласившись с сухумской позицией - собственность не будет возвращаться гражданам России грузинской национальности. Не испугавшись вполне обоснованных обвинений в расизме. Но если этот вопрос давний и потому уже ставший объективным, вторую проблему Россия создала себе сама и на ровном месте, предъявив территориальные претензии к Абхазии в маленькой деревушке Аибга. Это понятно абсолютно с точки зрения бизнес-интересов небольших бизнес-групп, но для чего государству вставать на их защиту всей своей дипломатической мощью, да еще в столь щекотливой ситуации, понять трудно. При этом обе проблемы нерешаемы, поэтому вся публичная часть визита сведется к очередным угрозам в адрес Грузии – прогнозирует Вадим Дубнов.

Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сегодня заявил, что в скором будущем еще одно государство признает независимость республики, сообщив, что ведутся "серьезные переговоры по признанию". Кто готов составить компанию России, Венесуэле, Никарагуа и Науру, которые уже признали независимость Южной Осетии, глава республики не уточнил.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG