Linkuri accesibilitate

"Баку смелее действует, понимая, что Россия занята в Украине". Армянский и азербайджанский эксперты об обострении конфликта между странами


"Азербайджан смелее действует, понимая, что Россия очень занята в Украине. Плюс непонятно, чем закончится война в Украине. У России в последнее время достаточно серьезные проблемы"

В обострении конфликта Ереван и Баку традиционно обвиняют друг друга. В Армении заявили, что ночью вооруженные силы Азербайджана начали интенсивный артиллерийский обстрел армянских позиций в приграничных районах, а именно городов Варденис, Горис, Капан и сел Сотк, Артаниш и Ишханасар. В Ереване утверждают, что противник наносил удары, в том числе по гражданским объектам с помощью беспилотников и минометов.

"По подтвержденным данным Минобороны Армении, число погибших в результате наступательных действий азербайджанской стороны на границе с Арменией составляет 49 человек. К сожалению, число погибших не является окончательным", – заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян.

Власти Азербайджана настаивают, что обстрел стал ответом на "широкомасштабную провокацию" со стороны Еревана. В Баку утверждают, что армянские военные ночью заминировали пути снабжения армии и обстреляли некоторые позиции.

"Армянские вооруженные силы из оружия различного калибра и минометов подвергли интенсивному обстрелу некоторые позиции, укрытия и опорные пункты азербайджанской армии на территории Дашкесанского, Кельбаджарского и Лачинского районов. В результате есть потери среди личного состава, повреждена военная инфраструктура", – заявили в пресс-службе Минобороны Азербайджана.

Территориальный спор между Арменией и Азербайджаном по поводу Нагорного Карабаха длится с конца 1980-х годов. После очередного обострения в конце сентября 2020 года Азербайджан вернул под свой контроль значительную часть территорий непризнанного Нагорного Карабаха, а при посредничестве Москвы было подписано соглашение о прекращении боевых действий.

По условиям договора за Арменией и Азербайджаном были закреплены территории, на которых находились войска на момент подписания документа. Вдоль линии соприкосновения размещена миротворческая миссия России.

О причинах нового обострения Настоящему Времени рассказали армянский политолог Степан Григорян и глава Центра анализа международных отношений Азербайджана Фарид Шафиев.

Степан Григорян: Мы сегодня стоим перед опасностью крупной войны. Азербайджан – авторитарный режим. Они достаточно жесткую политику ведут. Авторитарные режимы нетерпимы, договориться с ними сложно. Да, наши готовы к переговорам. Иногда садятся, переговоры ведутся, Ильхам Алиев – Никол Пашинян, министры иностранных дел. Но потом опять все равно Азербайджан атакует. А атакует по той причине, что во время переговоров что-то им не нравится. Из-за какого-то вопроса они говорят: "Нет, вы это нам должны дать". Наши отвечают: "Как? Давайте посмотрим документы официальные. Вот делимитация и демаркация госграницы".

Азербайджанцы говорят, что проведут границу так, как считают нужным. Но там нужно же согласно международным правилам игры, при посредничестве международном, разных стран, разных институтов. Азербайджан ведет агрессивную политику, считает, что мы проиграли, а раз мы проиграли, то должны капитулировать, значит, мы должны выполнять все их требования.

Фарид Шафиев: В этот раз азербайджанская сторона решила дать более широкомасштабный ответ на провокацию. Но это, скажем, техническая сторона вопроса. Фундаментальной проблемой является то, что армянская сторона затягивает процесс подписания мирного договора. Хотелось бы видеть практические шаги: мирный договор – это первое; второе – это делимитация; третье – это транспортные линии, связи; четвертое – это гуманитарный вопрос.

Откладывание мирного договора связано с тремя факторами. Первое – это итог российско-украинской войны или хотя бы предварительный итог. Второй фактор – это вовлечение Франции, США в переговорный процесс, попытка реанимировать Минскую группу ОБСЕ. И третий фактор – это выборы в Турции. Они надеются, что каким-то образом это может сказаться на азербайджано-турецких отношениях.

Степан Григорян: Азербайджан смелее действует, понимая, что Россия очень занята в Украине. Плюс непонятно, чем закончится война в Украине. У России в последнее время достаточно серьезные проблемы, поэтому Азербайджан их торопит: вот вы с нами, поэтому быстрее для нас это делайте. Россия как раз не отстранена, но так как она меньше ресурсов имеет бросить сюда, она как бы ускоряет развитие здесь в пользу Азербайджана. Теперь для Армении нужны другие игроки. Мы – одни, нас никто не поддерживает. Поэтому игроком может быть Запад.

Формат с Шарлем Мишелем позитивный, по крайней мере там не дерутся, там не оскорбляют Никола Пашиняна. И там, хочешь не хочешь, как-то ведет себя Ильхам Алиев. Конечно, нужны еще более действенные игроки, как Франция, как те же США, Канада, которые дружественные к Армении, чтобы они тоже вошли в игру.

Фарид Шафиев: Появилась вторая площадка в Брюсселе, западная площадка. Мы в Азербайджане смотрим на эти площадки как не на конкурирующие, а взаимодополняющие. И брюссельская площадка была достаточно обнадеживающей в том плане, что мы шли по ней достаточно успешно. Но 31 августа встреча была неудачной. Вовлечение кого-то еще? Учитывая проармянскую позицию Франции, США, особенно Франции и Канады особенно, я не думаю, что они могут быть посредниками.

Война на Украине

XS
SM
MD
LG