Linkuri accesibilitate

К 80-летию Второй Мировой войны. Часть 7


Вторая Мировая война была не только величайшим и кровопролитнейшим в истории столкновением государств и народов, но и беспрецедентным испытанием на прочность и силу духа для миллионов людей, волею судьбы попавших под немецкую оккупацию. У жителей СССР, Польши, Чехословакии, Франции, Нидерландов, Югославии и других оккупированных стран и территорий было, по сути, только три варианта. Гибель, коллаборационизм или движение сопротивления.

Пособники гитлеровцев были во всех странах, это факт. Но антифашистские организации были гораздо многочисленнее. По сути, движение сопротивления никогда не стихало, да и возникло еще в Германии буквально сразу после прихода Гитлера к власти. Кроме того, одной из основных целей антифашистов, помимо самих оккупантов, были их пособники. При этом для коллаборационистов одной из важнейших задач было подавление движения сопротивления, и, как показывает история, «капо» и полицаи зачастую выполняли за немцев грязную работу: служили надзирателями и палачами в концлагерях, карателями в борьбе с партизанами, осведомителями гестапо и т.д.

Пример белорусской Хатыни, сожженной 22 марта 1943 года, показывает, что местные пособники порой превосходили немцев в жестокости. Печально знаменитый 118-й батальон шуцманшафта, созданный в 1942 году в оккупированном Киеве из пленных красноармейцев и добровольцев-националистов под командованием уроженца современной Черкасской области Григория Васюры, как раз и «прославился» жесточайшими акциями устрашения. Он ничем не уступал не менее печально знаменитой 36-я дивизии СС под командованием Оскара Дирлевангера, и в ходе совместной «работы» они сожгли сотни белорусских деревень.

Когда в декабре 2018 года я посетил Музей «Яд-ва-Шем» в Иерусалиме, экскурсовод пытался найти ответ на вопрос, как же получилось, что соучастниками Холокоста оказались тысячи вроде бы мирных граждан, которые десятилетиями жили рядом с евреями, но с приходом немцев преобразились в карателей и им подобных. Например, как понять, почему жители Львова так активно принялись избивать и преследовать местных евреев, едва немцы вошли в город 30 июня 1941 года. Списать это на традиционный национализм Западной Украины едва ли верно, ведь в насилии участвовали даже подростки.

Я думаю, лучше все-таки говорить о движении сопротивления. Потому что их было больше, чем пособников карателей, потому что они боролись за правое дело и воевали против величайшего зла. Немецкие антифашисты, советские партизаны, французские «макѝ». «Сражающаяся Франция» Шарля де Голля, Варшавское вооруженное восстание Армии Крайовой, партизаны Югославии, Греции и Чехословакии, антифашисты Италии, республиканцы Испании и все остальные народы, боровшиеся за свободу. И очень часто получалось так, что в этой борьбе бок о бок сражались коммунисты, монархисты, белогвардейцы, анархисты, либералы – кто угодно, потому что свобода их стран была важнее.

Одним из наиболее известных героев Французского сопротивления был армянин Мисак Манушян, беженец из Османской империи, свидетель Геноцида армян. Спасшись из ада Первой Мировой войны, он с братом оказался в Сирии, затем перебрался во Францию, где настал ад Второй Мировой войны. Интеллектуал, поэт и переводчик Манушян не смирился с капитуляцией правительства Виши и присоединился к антифашистскому движению вместе со многими другими французскими армянами, а также евреями, поляками, испанцами и другими гражданами. В группе Манушяна была и уроженка Кишинева, еврейка Ольга (Голда) Банчик. Почти все члены группы были схвачены гестапо и казнены в 1944 году, а Мисак Манушян впоследствии получил звание героя Франции.

«Вашему брату удалось ускользнуть от нас, но Вы от нас не уйдете», - эти слова услышала в свой адрес Эльфрида Шольц, младшая сестра великого немецкого писателя-антифашиста Эриха-Марии Ремарка. Простая портниха, жившая в Дрездене, не была участницей Движения сопротивления и не покинула Германию, как ее знаменитый родственник. Однако власти Рейха, ненавидя «подрывающего военный дух» Ремарка, переносили эту ненависть и на его ни в чем не повинную сестру. Ее арестовали по совершенно глупому доносу «бдительного гражданина» и казнили в берлинской тюрьме Плётцензее.

Писатель узнал об этом лишь после войны и посвятил памяти сестры ужасающий по содержанию и очень сильный по духу роман «Искра жизни». Примечательно, что в этой же тюрьме содержались и были казнены многие участники неудачного покушения на Гитлера 20 июля 1944 года. Приговоры офицерам-заговорщикам выносил всё тот же председатель «Народного судебного трибунала» Роланд Фрайслер, который отправил на гильотину сестру Ремарка.

К немецкому Сопротивлению можно с определенными оговорками отнести даже легендарного адмирала Вильгельма Канариса, руководителя немецкой военной разведки «Абвер». Во время войны он спасал евреев и жаловался (!) на жестокое обращение с советскими военнопленными, впал в немилость к фюреру, считался соучастником покушения 20 июля 1944 года (не доказано). Однако в ходе следствия были найдены его дневники, в которых он описывает свою работу на британскую разведку, и смертный приговор стал неизбежен – Канариса повесили 9 апреля 1945 года, менее чем за месяц до конца войны.

Можно привести еще много таких примеров. Вторая Мировая война останется в истории как средоточие жестокости, бесчеловечности, презрения к жизни и свободе людей, но одновременно как множество историй о гуманизме, мужестве, стойкости, любви к людям и родной земле.

Продолжение следует

* Мнения автора, высказанные в блоге, не обязательно совпадают с позицией редакции Radio Europa Liberă

XS
SM
MD
LG