После смерти Джорджа Флойда все громче звучат призывы к реформе правоохранительной системы США. Одно из предложений предполагает пересмотр понятия общественной безопасности, и оно находит все больше поддержки у граждан и отдельных чиновников.
Лозунг «Сократить финансирование полиции» звучит по всей стране на фоне подъема движения «Жизни чернокожих важны» (Black Lives Matter) после смерти еще одного невооруженного афроамериканца, погибшего при задержании от рук белых офицеров.
Этот лозунг нашел широкое понимание в Миннеаполисе, где Флойд погиб 25 мая, но также и других крупных городах США; обратили на него внимание и ведущие федеральные политики.
Что значит «сократить финансирование полиции»?
Говоря о необходимости сократить финансирование полиции, участники протестов и гражданские активисты не предлагают «разогнать» полицию – это им приписывают оппоненты.
Скорее, речь идет о том, чтобы перенаправить бюджетные средства, которые сейчас получает полиция, в школы, центры переквалификации, центры психиатрической помощи и на социальное жилье.
Многие крупные американские города тратят на содержание правоохранительных органов более четверти своего бюджета, по данным Центра народной демократии. Многие ученые и гражданские лидеры утверждают, что основной причиной преступности являются бедность, неполная занятость и психические заболевания, и решение этих проблем даст больший эффект, чем увеличение числа полицейских на улицах.
«Нам нужны глубокие инвестиции в образование, программы занятости, по-настоящему справедливое всеобщее здравоохранение и поменьше полицейских патрулей на улицах», – написала 5 июня в твиттере Кайли Скейлс, генеральный директор всемирного сетевого фонда Black Lives Matter.
Что об этом думают американцы?
Несмотря на проходящие по всей стране протесты против жестокости полиции и тот факт, что на правоохранительные органы тратится большая часть местных бюджетов, большинство американцев, по данным опросов, не поддерживают резкое сокращение финансирования полиции.
Опубликованные 1 июня данные компании Yahoo News/YouGov Poll показывают, что почти две трети американцев против сокращения финансирования полиции, за – 16%. В том же отчете говорится, что почти 60% американцев доверяют полиции в диапазоне от «в достаточной мере» до «всецело» – эта цифра выше, чем доверие к таким институтам, как университет, церковь, медиа и корпорации.
Однако опросы, проведенные в 2016 году вашингтонским Институтом Катона показали, что задолго до смерти Флойда и нынешних протестов большинство американцев – и белых, и черных – выступали за реформу полиции, включая отмену расового профилирования и использования армейской техники.
Что говорят кандидаты в президенты?
Президент Дональд Трамп, которому предстоит сразиться с кандидатом от Демократической партии Джо Байденом на президентских выборах 3 ноября, выступил против сокращения финансирования полиции.
В своей записи в твиттере от 8 июня Трамп приравнивает сокращение финансирования полиции к отказу от нее и лишении ее всякой поддержки. По его мнению, эти меры подорвут закон и порядок.
Байден не согласен с сокращением финансирования полиции, однако поддерживает идею срочных реформ, заявили в его избирательном штабе 8 июня. 9 июня Байден заявил, что для оказания полиции федеральной помощи она должна соответствовать «основным требованиям благопристойности и благородства» и «продемонстрировать способность защитить всех членов общества».
Приведет ли снижение финансирования полиции к росту преступности?
Так считают некоторые руководители полиции, лидеры полицейского профсоюза и политики преимущественно республиканского толка.
Кевин Робинсон - чернокожий полицейский и преподаватель факультета Криминологии и криминального правосудия Университета Аризоны говорит, что корректировать бюджеты можно и нужно, однако снижение финансирования полиции может привести к росту преступности: «Преступления обычно совершаются людьми, которые рассматривают возможность того, что их поймают, и чем выше вероятность ареста, тем ниже вероятность совершения преступления. Верно и обратное: чем меньше вероятность ареста, тем больше преступлений будет совершено».
Против снижения финансирования полиции высказался и Уэсли Хант, чернокожий республиканец, баллотирующийся в Палату представителей от округа, который охватывает Хьюстон – город в штате Техас, где Флойд вырос и где 8 июня прошла посвященная ему траурная служба.
«Незначительное меньшинство полицейских, злоупотребляющих своей властью, должны быть привлечены к ответственности. Точка. Но сокращать финансирование полиции, распускать подразделения – опасный шаг, который может привести к росту преступности, от чего будут страдать все больше жителей Хьюстона», – написал он в твиттере 8 июня.
Тем не менее, критики считают, что на улицах и так слишком много полицейских, особенно в бедных районах, где проживает небелое население. Кроме того, полиции часто приходится реагировать на ситуации, с которыми лучше бы справились социальные работники или специалисты в оказании психиатрической помощи.
Алекс Витале, профессор социологии в Бруклинском колледже и автор книги «Конец полицейщины», утверждает, что от 25 до 50 процентов людей, которых каждый год убивает полиция, страдают психическими заболеваниями. У полиции нет необходимых навыков общения с такими людьми, считает он.
«Мы должны перестроить всю инфраструктуру оказания психиатрической помощи, создать круглосуточные кризисные центры, а не поручать заниматься этим полиции», – сказал он в интервью Радио Свобода.
Полиции не должно быть и в школах, считает Витале, так как ее присутствие там «криминализирует» и унижает учеников, но при этом никак влияет на преступность. В школах Нью-Йорка работают 5000 полицейских – больше, чем школьных психологов.
Предпринимались ли другие попытки реформировать полицию?
На фоне роста общественного недовольства полицейской дискриминацией чернокожего населения и других сообществ в последние годы правоохранительные органы по всей страны пытались провести реформы для решения этой проблемы. Полицейские проходят тренинги, чтобы избавиться от этнических и прочих стереотипов; на работу в полицию берут небелых; полицейские обязаны носить при исполнении видеорегистраторы. Однако особых результатов это не дало, считают некоторые эксперты. «Все это не работает», – сказал Витале в интервью Радио Свобода.
Филип Скиннер, бывший сотрудник антитеррористического отдела ЦРУ, а ныне полицейский, патрулирующий улицы в Саванне, штат Джорджия, говорит, что полицейские тренинги делают акцент на том, как защитить полицейского от гражданского населения.
В колонке в газете «Вашингтон пост», опубликованной в начале месяца, говорится, что американская полиция действует как «армия на территории противника». Аналогичную обеспокоенность высказывали гражданские лидеры и сторонники реформы полиции.
Уже многие годы полицейские подразделения по всей стране закупают военное оборудование – например, светошумовые гранаты и снайперские винтовки – и вводят в тренировочный процесс армейские программы.
Отряды специального назначения, которые прежде использовались для освобождения заложников или при оказании вооруженного сопротивления, теперь привлекаются к стандартным операциям вроде поиска наркотиков, что создает неоправданную опасность для граждан, говорится в отчете Американского союза борьба за гражданские свободы (ACLU) за 2014 год.
Что предлагают в Конгрессе?
В ответ на протесты чернокожие члены Палаты представителей от Демократической партии предложили крупнейшую за многие годы реформу правоохранительных органов для борьбы с полицейской жестокостью и дискриминацией. Эта реформа не предусматривает сокращения финансирования полиции, поскольку это в большей мере прерогатива администрации штатов и городов, а не федерального правительства.
Закон о справедливой деятельности полиции был представлен на рассмотрение Конгресса 8 июня. Он запрещает применение удушающих приемов, проникновение в жилище без оповещения находящихся там жильцов, вводит ограничения на передачу военного оборудования правоохранительным органам штатов и городов.
Кроме того, закон предлагает снизить порог, после которого для полицейских, злоупотребляющих своим положением, наступает уголовная ответственность, а также предусматривает создание единого реестра недобросовестных полицейских, чтобы усложнить им получение работы в других местах.
В соответствии с законопроектом, государству и правоохранительным органам нужно отчитываться о случаях дискриминации путем публикации статистики применения силы в зависимости от расы, пола, инвалидности, религии и возраста.
Что делают городские власти?
Мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти объявил 3 июня, что бюджет городской полиции будет урезан на 150 млн долларов и эти деньги пойдут на поддержку небелых сообществ. Мэр Нью-Йорка Билл де Блазио сказал 7 июня, что перенаправит часть полицейского бюджета в социальные службы.
В Миннеаполисе, где был убит Флойд, городской совет большинством голосов принял декларацию о расформировании полиции – это самый радикальный шаг навстречу демонстрантам.
Председатель городского совета Миннеаполиса Лиза Бендер объявила, что полицию в ее нынешнем виде сменит программа общественной безопасности, основанная на работе с сообществами, и что ее основные черты станут предметом диалога с жителями города. Она не назвала сроков этой реформы, заявив, что речь идет о «долгосрочном проекте» и что полицейские станут частью будущей программы безопасности.
Есть ли другие предложения?
Объявленная в США война с наркотиками, которую многие критики называют провальной, может сдать жертвой сокращения финансирования полиции. Антинаркотические подразделения забирают больше половины всех ресурсов американской полиции, однако на оборот наркотиков в обществе, по данным ACLU, это не повлияло. Война с наркотиками нанесла особенно большой урон афроамериканским сообществам, поскольку их арестовывают гораздо чаще белых, говорят правозащитники.
Витале заявил в интервью Радио Свобода, что США следует декриминализовать наркотики и проституцию, указывая на успех такой политики в странах Европы. Многие американские штаты сделали некоторые шаги в этом направлении, проведя декриминализацию рекреационного употребления марихуаны, хотя это по-прежнему незаконно на федеральном уровне.
В ходе протестов после убийства Флойда губернатор Вирджинии Ральф Нортам заявил 2 июня, что легализация марихуаны – это способ борьбы с расовым неравноправием. Закон о декриминализации марихуаны в Вирджинии вступает в силу 1 июля.