Linkuri accesibilitate

Александр Вершбоу: «Лучшее оружие в борьбе с пропагандой — правда»


В Бухаресте прошла очередная сессия Парламентской ассамблеи Североатлантического альянса, в работе которой принимал участие генсек НАТО Йенс Столтенберг. На сессии рассматривались региональные и международные вопросы, связанные с солидарностью стран альянса в свете возрастающего значения Черноморского бассейна. Другой вопрос касался кибербезопасности стран НАТО. Об этом нашему коллеге Кобе Ликликадзе рассказал бывший заместитель генерального секретаря НАТО, экс-посол США в России Александр Вершбоу. Интервью состоялось на прошлой неделе, на полях конференции балтийских стран. Напомним, Александр Вершбоу был заместителем генсека НАТО в период 2012-2016 гг., он эксперт в вопросах международной и российской политики.

Как демократические страны могут противостоять угрозам российской пропаганды в условиях кибервойны против Запада и распространения фейковых новостей.

Александр Вершбоу: Это действительно серьезная угроза – политическая война против наших стран, наших ценностей, и Россия не остановится, пока не поймет, что ничего этим не добьется, что на победу ей надеяться нечего. Мы не можем себя защитить полностью, но, думаю, и руки опускать не стоит.

Прежде всего, думаю, есть какие-то технические решения, когда речь идет о выборах. Например, можно закрыть доступ к спискам избирателей, исключить возможность повлиять на электронный подсчет голосов, что может обернуться наиболее серьезной проблемой, связанной с признанием результатов выборов. Это все уже известные методы действия русских, и против них можно принять какие-то защитные меры.

Наивно полагать, что в один прекрасный день русские поймут непорядочность своих действий и прекратят их

Также можно усилить кибербезопасность партийной информации. Думаю, важно убедить граждан быть более бдительными – и не принимать на веру всю информацию, которой их потчуют. Тем самым, возможность манипулирования гражданами будет сведена к минимуму. Необходимо сотрудничать с такими компаниями, как Facebook и Twitter, договариваться, чтобы они добровольно обеспечивали безопасность своих систем, не позволяли России открывать фальшивые аккаунты и использовать информационные дубинки практически беспрепятственно.

Иными словами, закрывать эти аккаунты – и быть более активными в этом вопросе. До тех пор, пока мы не сможем ограничить КПД подобных действий русских и снизить уровень собственной уязвимости, угрозы будут только нарастать. И наивно полагать, что в один прекрасный день русские поймут непорядочность своих действий и прекратят их; нет, на это они пойдут лишь тогда, когда увидят тщетность своих потуг, когда увидят, что потратили кучу денег, а отдачи никакой.

Что предпринимают или могут предпринять демократические страны для противодействия российской пропаганде, которая льется с телеканала Russia Today и новостного портала Sputnik?

Александр Вершбоу: Лучшее оружие в борьбе с пропагандой – правда, проверенные факты и позитивные истории о наших обществах, которые показали бы, почему демократические общества на голову выше – хотя бы потому, что мы основываемся на достоверной информации. Думаю, немало независимых СМИ, и западных, и местных, которые заслуживают поддержки в этом плане, – для предоставления более существенных средств, чтобы они могли готовить больше собственных программ.

Я по-прежнему поддерживаю стремление Грузии и Украины в НАТО

Соединенные Штаты запустили крайне важный проект Current Time, который объединяет ресурсы и усилия журналистов Голоса Америки и RFE/RL, есть российский канал Дождь, который работает в изгнании и предоставляет россиянам несравненно более объективную информацию; есть сайт Meduza, который расположен сейчас в Прибалтике, потому что российские журналисты опасаются работать в России.

Я думаю, что эти сплоченные усилия – и эмигрантов, и западных СМИ – американских, немецких, BBC – в состоянии предложить российской аудитории более реальную картину, включая русскоязычных граждан ближнего зарубежья России, в том числе, Украины, Грузии, где влияние русскоязычных СМИ довольно велико.

Нужно поднять перчатку, принять вызов и готовить более качественные программы, более интересные, более развлекательные – и основанные на достоверной информации, а не на фальшивках.

Я по-прежнему поддерживаю стремление Грузии и Украины в НАТО. Украина не является официальным кандидатом на вступление, думаю, украинцы понимают, что им многое предстоит сделать в ближайшие три-четыре года для того, чтобы достичь необходимого уровня подготовки и убедительно изложить свои позиции.

Грузия в этом смысле намного впереди. Обе страны расположены в сложных геополитических зонах, и нелегко будет убедить всех союзников НАТО дать добро на их присоединение. Будет нелегко, но, тем не менее, я рекомендую Грузии не отказываться от этих устремлений. И Украине не следует отказываться от своих амбиций, и рано или поздно – будет надеяться, что рано! – условия изменятся, и НАТО сможет выполнить свои обещания, озвученные в 2008 году [на бухарестском саммите Североатлантического альянса].

XS
SM
MD
LG