Linkuri accesibilitate

Алексей Бусуйок: «Мы все знаем, что грядет 2018 год, для некоторых — решающий»


Мэр села Капаклия Кантемирского района — о планах правительства по реформе местного управления

В Стратегии регионального развития Демпартия предусмотрела свыше 7 млрд леев на развитие населенных пунктов и районов Молдовы. Пока неясно, дойдут ли эти деньги до всех – или же лишь до тех сел и районов, у руля которых стоят члены ДПМ. Корреспондент Свободной Европы Валентина Урсу беседует с мэром села Капаклия Кантемирского района Алексеем Бусуйок, членом Конгресса местных властей Молдовы (CALM).

Свободная Европа: Перед тем, как начать диалог с мэром села Капаклия Алексеем Бусуйком, который работал и в органах власти во времена президента Воронина, напомню, что более семи миллиардов леев предусмотрено выделить на развитие населенных пунктов страны. Эта задача сформулирована в стратегии, разработанной Демпартией. Как вы полагаете, почему – по партийной линии, а не по линии кабмина?

Алексей Бусуйок: Да, я слышал эту информацию. В 2005 году, когда прошли выборы и я стал мэром, Партия коммунистов вышла с широкой программой «Молдавское село» (Satul Moldovenesc), которая охватывала практически всю страну. Так что такие программы не в новинку, но это как воздушные пузыри… Подобные действия указывают на приближение каких-то важных событий. Что именно, мы все знаем: грядет 2018 год, для некоторых – год решающий.

Свободная Европа: Впереди – парламентские выборы…

Алексей Бусуйок: Решающий год для тех, кто хочет любой ценой остаться у власти – и не менее важный для других, которые хотят прийти к власти. Для меня эта программа с семью миллиардами леев – хорошая программа. Но именно этот вопрос задал себе и я: почему эта идея продвигается по партийной линии? Получается, одна партия монополизировала всю страну? Значит, мы, все остальные, всецело от них зависим? Мы сейчас в рамках CALM выступаем за определенные изменения…

Свободная Европа: Почему CALM не выступила с такой инициативой?

Алексей Бусуйок: Потому что CALM не руководит правительством.

Свободная Европа: Тем не менее, Конгресс местных властей – немалая сила.

Алексей Бусуйок: По идее, правительство должно распоряжаться этими миллиардами, а не партия.

Если поступят все 7 млрд, я сделаю столицу Республики Молдова в Капаклии

Свободная Европа: А Демпартия советовалась с мэрами, которые ее представляют?

Алексей Бусуйок: Возможно – с мэрами, которые ее представляют.

Свободная Европа: Кстати, сколько мэров сегодня у Демпартии?

Алексей Бусуйок: Около 500 – из 900. Но есть и мэры, которые пребывают в спячке, как мы это называем, многие мэры только формально присоединились, как и в случае с ЛДПМ, кстати. Все наступают на одни и те же грабли, но когда придет время «Х» – оказывается, опереться не на кого. В любом случае, население спросит – если будет с кого спрашивать...

Намного больше заботимся о себе мы сами, через Конгресс местных властей – помните, когда прошли аресты мэров, мы бросились на их защиту, не правительство или кто-то другой – мы, мэры.

Свободная Европа: Это так. Вернемся к вопросу о 7 млрд леев. Если верить Демпартии, ее программа предусматривает ряд мер, связанных с водоснабжением, канализацией, модернизацией зданий, местным бизнесом, поддержкой отдельных видов деятельности в сфере туризма. Насколько политизирован вопрос денег, г-н Бусуйок?

Алексей Бусуйок: Если эта инициатива идет по партийной линии, для меня лично она скомпрометирована изначально, потому что я – независимый мэр. Значит, рассчитывать на эти деньги я не могу.

Свободная Европа: Взамен этих денег мэры должны будут обеспечить голоса для партии, которая их предлагает?

Алексей Бусуйок: Официально – нет. Официально все будут говорить: «Нет, мы хотим добра народу». Но на самом деле, естественно, дела будут обстоять совсем иначе, может, открыто никто ничего не скажет, но обязательно как-то дадут понять...

Свободная Европа: А это деньги партии – или чьи?

Алексей Бусуйок: В этом и суть – посмотрим, откуда идут эти семь миллиардов.

Свободная Европа: Что можно сделать на 7 млрд, на сколько населенных пунктов их хватит, какие конкретные проекты можно внедрить на эту сумму?

Алексей Бусуйок: С помощью 7 млрд можно лишь подготовить более крупные проекты, которые принесут десятки миллиардов. Но для этого надо иметь доступ к европейским фондам. Я сошлюсь на Румынию, хорошо? Мы побратались c населенными пунктами Чугуд, Никулицел и Кумпэна.

Мы, руководители местных органов власти, часто говорим между собой: «Наступил 37-й год, год репрессий»

В 2007 году, когда Румыния вошла в европейское сообщество, Чугуд – расположенный недалеко от Албы, только Муреш перейти – был всеми забытым селом, с дорогами, утопающими в грязи, без воды, без канализации. Но за десять лет моему коллеге Гицэ Дамиану удалось превратить село в один из самых процветающих населенных пунктов Румынии. Но не за деньги правительства или, тем более, партии. Просто на те деньги, что селу причитались из бюджета, он составлял технические проекты, с которыми шел в европейское сообщество, а уж оттуда поступали реальные деньги.

Так что и нам не грех последовать этому примеру, если хотим добиться чего-то, что не отдает политическим душком. Потому что этих семи миллиардов знаете, на что хватит? На губную помаду.

Свободная Европа: Поговорим конкретно о селе, мэром которого вы являетесь. Если бы сегодня в вашу Капаклию поступило 7 млрд леев, что бы сделали на эти деньги?

Алексей Бусуйок: Но это невозможно – все семь миллиардов, потому что… Если поступят все 7 млрд, я сделаю столицу Республики Молдова в Капаклии.

Свободная Европа: Конкретно, г-н Бусуйок.

Алексей Бусуйок: Гипотетически, на семь миллиардов в одном населенном пункте… его можно полностью поднять.

Свободная Европа: А если каждому, но понемногу?

Алексей Бусуйок: В этом, вероятно, и кроется вся суть. Допустим, на каждое село пришлась определенная сумма, скажем, из этих семи миллиардов, я не знаю, как уж тут арифметически получится, тысяч 300-500 положено каждому селу. В этом случае мэр, у которого имеется более четкое видение на будущее, начинает искать проекты.

Все проекты предполагают, прежде всего, 10-процентный вклад граждан. Нередко люди не могут себе позволить даже такого участия. Значит, эту долю должна взять на себя местная администрация, местный совет.

Скажем, я, поскольку вы спросили о Капаклии, вложил бы часть денег, примерно 10%, в необходимый для села проект с общим бюджетом 10 млн леев, 7 млн леев, 100 млн леев – откладываю в сторону вклад в размере 10%. И начинаю искать деньги у ЕС. Кстати, там, в Европе никто не смотрит на политическую окраску соискателя.

Свободная Европа: На данный момент как бы вы охарактеризовали отношения между местной властью и центральной?

Алексей Бусуйок: Первое, что бы я отметил, – это огромное давление на местные органы власти, я имею в виду аресты, уголовные дела, сотни дел, которые словно ждут приказа хозяина «фас!» – и пошло-поехало. Если взять эту составляющую, то в общих чертах это период стагнации, я бы назвал его брежневским периодом. Центральная власть вроде нам не сильно и мешает, но и помогать – не помогает. Мы понимаем, нет у правительства возможности изыскать денег на это, и все очень условно при сложившейся политической ситуации, когда один тянет на восток, другой на запад. Мне хочется верить, что правительство, все-таки, держит курс на запад. Хочется верить...

Свободная Европа: Вы сказали, что армия мэров довольно многочисленная, сильная, ее голос слышен – но все-таки, давление сверху идет?

Алексей Бусуйок: Потому что реальные рычаги власти находятся там, в высших эшелонах. Что касается составляющей, о которой я упомянул чуть выше, – аресты, уголовные дела и так далее, – я не хочу никакой политической полиции. Вся юриспруденция превратилась в политическую полицию.

Г-н Додон пусть заботится о себе и своей семье. Он не мой президент. Хорошо, что не он руководит страной, иначе Молдова потерпела бы полный крах

Мы, руководители местных органов власти, часто говорим между собой: «Наступил 37-й год, год памятных репрессий». Нас тогда не было на свете, но наши отцы и деды рассказывали, как незваные гости приходили с трех до пяти утра – поднимали людей с постели, забирали – и с концами… Примерно то же происходит сегодня, с той лишь разницей, что нет Сибири, зато есть подвалы, в которых могут бросить человека и продержать его два-три дня в полной неизвестности… Эти политические шоу просто омерзительны.

Свободная Европа: Но мэры между собой солидарны? Вы держитесь сообща?

Алексей Бусуйок: Мы сплочены, но страх перебороть очень трудно. В нас всех поселился страх. Потому что сегодня нет такого мэра в Республике Молдова, на которого при желании нельзя было бы за полчаса состряпать уголовное дело. Нет такого человека.

Скажем, нашел в селе человека, который на одной с ним линии, и говорит: «Слушай, Василикэ, а накатай-ка ты жалобу на этого мэра, неважно, какую именно». И Василикэ накатает. А с юридической точки зрения, естественно, прокуратура обязана реагировать – и дальше уж дело техники. Потом начинается спектакль, нагрянут люди в масках к мэру «икс» или «игрек», положат в наручниках лицом на землю, как самого опасного преступника, – на глазах у жены, у детей…

Да, если человек действительно преступил закон, он должен отвечать. Но его можно вызвать повесткой в прокуратуру – и там открыть имеющиеся на него материалы. Но люди жаждут крови, и когда видят задержанного мэра, все начинают аплодировать от радости: «Наконец-то начинают наводить порядок!» Люди думают, что это всеобщая чистка, такая «генеральная уборка»...

Свободная Европа: Вы находитесь сравнительно далеко от Кишинева, скажите, как видится со стороны все происходящее в столице?

Алексей Бусуйок: С арестом коллеги?

Свободная Европа: Я имею в виду задержание Дорина Киртоакэ, его отношения с мунсоветом…

Алексей Бусуйок: Мое мнение, и не только мое, кстати, я говорю сейчас не только от своего имени, что это очередное политическое шоу. Если Дорин что-то и сделал, он должен отвечать. Но многие считают, что это очередная жертва системы или, если угодно, партии, которая споткнулась о другую партию.

Свободная Европа: Либералы и демократы – или социалисты? Или все три партии?

Алексей Бусуйок: Я бы сказал, что все три. Но конкретная ситуация вокруг Дорина Киртоакэ – это политическое шоу. В конечном счете, они сделают все для того, чтобы отстранить его. Более того, уверен, у них есть кандидатура, возможно, даже две, которые будут выдвинуты, скажем так, у руля Кишинева, ведь город является не просто столицей, но, по сути, и политической крепостью Республики Молдова. Следующим мэром Кишинева станет политическая фигура. Но Кишинев всегда выбирал по политическим критериям…

Свободная Европа: Вы даете понять, что сейчас готовится почва для парламентских выборов 2018 года, и все и вся подчинено борьбе за мандаты. А где тогда интересы села, интересы государства?

Алексей Бусуйок: В нашем местном овраге, в овраге Будей.

Свободная Европа: И из оврага никак не выбраться?

Есть сотни сел, которые невозможно объединить, потому что они всю жизнь воевали между собой

Алексей Бусуйок: Возможно, но только в том случае, если у нас будет доступ к европейскому сообществу – или если мы вступим в европейское сообщество. Потому что если, упаси Боже, мы пойдем не по тому пути, думаю, все наши интересы там и застрянут, в овраге.

Свободная Европа: Г-н Додон, который хочет развернуть Республику Молдова на восток, говорит, что если Молдова больше сблизится с Россией, ее будущее станет другим, светлым и ясным.

Алексей Бусуйок: Г-н Додон пусть заботится о себе и своей семье. Он не мой президент. Хорошо, что не он руководит страной, иначе Молдова потерпела бы полный крах, а на улицах Кишинева лилась бы кровь. Его сторонники в основном в селах, но и там их ряды редеют, сильно редеют. Я не хочу быть ни адвокатом, ни судьей Додона, но я сомневаюсь, что он доведет свой мандат до конца. Это лично мое субъективное мнение.

Свободная Европа: Поговорим о территориально-административной реформе. Что происходит с нею, участвовали ли вы в ее обсуждении, когда будет принята реформа, когда будет введена в действие?..

Алексей Бусуйок: В Голерканы нас пригласили – представителей Конгресса местных властей и несколько мэров, всего человек 15-20, была там и группа экспертов. Нам предложили три проекта территориально-административной реформы, сказали: «Вот три варианта. Какой из них вы выберете?»

Мы посмотрели друг на друга. Я там сказал чисто по-крестьянски: «Я чувствую себя овцой, которую ведут в ясли и тычут мордой: вот здесь сено, здесь пшеница, здесь еще что-то. Жуй, бери – сено, пшеницу…» Вот именно овцой, которую ведут в ясли. Но ведь здесь речь идет о стране, о народе, о селе. Они хоть понимают, о чем речь?!

Люди там думают иначе. Есть люди, есть сотни сел, которые невозможно объединить, потому что они всю жизнь воевали между собой, поедом ели друг друга...

Свободная Европа: Но речь идет о слиянии отдельных населенных пунктов, особенно маленьких сел с немногочисленным населением.

Алексей Бусуйок: Вы послушайте, что предлагаем мы. Группа экспертов Конгресса местных властей ездит абсолютно по всем районам. Были и у нас в Кантемире. Мы создали районную ассоциацию мэров, мы изложили свою позицию – и все, пришли к общему знаменателю. Есть страны, где на территориально-административную реформу ушли десятки лет. За 15-20 лет можно провести небольшую реформу, но не тотальную.

У нас же все хотят сделать за ночь, мечом, как было и с правительством, – ночью его же назначили... И с реформой тоже хотят за ночь, готовы рубить налево и направо. В каком смысле? Мы сказали – 111 мэрий по всей стране или 300 с небольшим. Выбирайте. Из девятисот! Либо белое – либо черное.

Дня них более светлых и более темных оттенков не бывает. Мечом!.. Это не демократические методы – если мы говорим о демократии. Как собираем информацию по всем мэриям? Конгресс местных властей затем примет резолюцию по собранному материалу, и мы выйдем со своим предложением, предложением Конгресса. Потому что страной, по сути, мы управляем, управляем снизу, а не те, что наверху. Они не могут знать лучше нас, что творится в наших селах.

Свободная Европа: И сколько времени понадобится на сбор этих данных?

Алексей Бусуйок: Думаю, недели две-три.

Свободная Европа: Вы предложите свой законопроект о территориально-административной реформе?

Алексей Бусуйок: Да, к тем трем проектам.

Свободная Европа: Когда вы представите свой проект?

Алексей Бусуйок: Думаю, этим летом, до июля мы его подготовим, а потом поработают эксперты.

Свободная Европа: Но реформа должна пройти до выборов?

Алексей Бусуйок: Мандат мэра и местного совета является императивным. Так что до 2019 года забудьте о реформе! А уж с 2019 года мы сможет начать говорить об этом. В этом вопросе мы – партнеры правительства, помогаем ему не натворить глупостей, не совершить ошибок.

Изложу в двух словах нашу концепцию. Районов мы не видим, это звено исчезает. С 2019 года по 2023 год, на следующий мандат, продолжают действовать те же мэрии, что есть сегодня, – 900 мэрий, но оставляем в их распоряжении Дорожный фонд, Экологический фонд, отчисления людей в Фонд социальных инвестиций – например, отчисления капаклийцев, которые работают в Кишиневе, должны идти в наш сельский фонд.

И таким образом если мэрия с населением, скажем, в 1000 человек и даже менее, не может существовать, не может выжить, то тогда встанет вопрос об объединении. В такой ситуации я, скажем, обращусь в мэрию «Х» и скажу: «Мы не можем существовать сами». Но если у нас есть села с тысячным населением – такая уж у нас «совершенная» система – где люди живут лучше, чем в селах с населением в четыре, пять раз больше, то зачем это село объединять с кем-то, если оно в состоянии содержать свою мэрию? Так что мы предлагаем принять решение только в 2023 году, а не ставить телегу впереди лошади.

Свободная Европа: Как вы считаете, за кем здесь последнее слово: за вами, представителями местных органов власти, или за политическим классом?

Алексей Бусуйок: За политическим классом. Но мы тоже выйдем со своим предложением, очень хочется быть услышанными. Если же к нам не прислушаются и допустят эту ошибку, они очень скоро убедятся в том, что попали пальцем в небо. Они поймут, о чем мы сейчас говорим.

Мне хочется верить, что Конгресс местных властей – организация действительно независимая

Свободная Европа: Но, насколько известно, и доноры, наши внешние партнеры настаивают на реформе, потому что, по их оценкам, чиновничий аппарат обходится слишком дорого.

Алексей Бусуйок: Это такое пугало – что нам не позволяет МВФ, ЕБРР, Всемирный банк или кто-то там еще. Они не вмешиваются в нашу кухню. Спросите кого угодно в МВФ: «Вы действительно диктуете ограничения Республике Молдова?» – и посмотрите, что вам ответят.

Свободная Европа: Реформы нужны, г-н Бусуйок?

Алексей Бусуйок: Не надо путать реформы с ограничениями. Да, реформы нужны, но они не диктуют: «Вот, будет у вас 300 мэрий, или 600, или 100». Они таких ограничений нам не ставят. Мы, те, кто стоим у истоков страны, лучше знаем, что происходит на местах.

Свободная Европа: Не боитесь, что вас назовут тормозом реформ?

Алексей Бусуйок: Не исключено, нас могут обвинить и в этом, если им кто-то попытается спутать карты. Ведь если, скажем, по каналам Конгресса местных властей территориально-административная реформа дойдет до Страсбурга или Брюсселя, а там эксперты и специалисты скажут, что наш проект лучше, что он более солидно аргументирован, по сравнению с тем, что предлагает правительство, – конечно, это испортит весь их пасьянс.

И власть действительно может обвинить нас: «Вот, мы хотели сделать как лучше для народа, а Конгресс местных властей помешал». Такая игра возможна.

Свободная Европа: Но вы идете на такой шаг.

Алексей Бусуйок: Мне хочется верить, что Конгресс местных властей – организация действительно независимая, что мы сплочены и представляем подавляющее большинство страны. И мне бы не хотелось, чтобы эту организацию использовали лишь в качестве инструмента. Хочу верить, что мы едины и сможем заставить себя услышать.

XS
SM
MD
LG