Европарламент одобрил предоставление Республике Молдова пакета макрофинансовой помощи в размере 100 млн евро, из которых 40 млн в виде гранта и 60 млн в виде кредита. Если все условия будут выполнены, деньги поступят в Молдову тремя траншами, первый из них – в конце 2017 года. Бывший посол Республики Молдова в ООН и Совете Европы Алексей Тулбуре уверен, что контроль со стороны ЕС будет жестким.
Свободная Европа: Европарламент все-таки решил выделить Молдове 100 млн евро – с одним существенным «но»: Кишинев не получит ни цента в случае невыполнения поставленных условий. Как отреагируют власти, которые сейчас, судя по всему, считают себя на белом коне?
Алексей Тулбуре: Были созданы рамки, при которых это финансирование возможно, но на эти деньги Кишинев может рассчитывать только после выполнения всех условий, сформулированных в совместном заявлении трех главных структур ЕС: Совета, Еврокомиссии и Европарламента, принятого месяц назад. Среди этих условий числятся борьба с коррупцией и отказ от изменения формулы выборов. Венецианская комиссия в своем заключении не оставила места для интерпретаций. Там ясно сказано: реформа не рекомендуется. Это даже не дипломатический язык, это более чем прямой намек.
Значит, предложенный законопроект о пересмотре избирательной системы необходимо отозвать. Что же касается остальных рекомендаций, их можно принять в расчет при возможном обсуждении вопроса об изменении избирательной системы – но не сейчас, а к следующим парламентским выборам. Европарламент дал свое согласие…
Венецианская комиссия не оставила места для интерпретаций. Это даже не дипломатический язык
Свободная Европа: …зеленый свет на то, чтобы эти деньги пришли в Республику Молдова.
Алексей Тулбуре: …согласие на тот случай, если будут выполнены все условия для инициирования процедуры поэтапного высвобождения денег. С небольшим уточнением: все общество участвует в обсуждении вокруг этих ста миллионов. Это большая сумма, но в масштабах страны – это ничто. Молдова, которая провозгласила приоритетом номер один европейскую интеграцию и подписала Соглашение об ассоциации, получила добро на 100 млн евро, но и этих денег не может получить достойно – надо выполнять какие-то условия.
Если автократические, антидемократические, антиевропейские тенденции продолжатся, то эти миллионы станут последними, которые поступят в Молдову от ЕС
То, что надо выполнять – это неплохо, но я другое имею в виду. Мы, те, кто надеялись на миллиардные инвестиции, надеялись, что сюда придут серьезные компании, которые поднимут экономику, создадут новые рабочие места и условия для развития бизнеса, для открытия новых производств, – сегодня мы дожили до состояния, характерного для Уганды, Чада, Конго и т.д. В этом и состоит драматизм ситуации, в которой мы оказались по милости так называемых проевропейцев.
Свободная Европа: Г-н Тулбуре, я процитирую европарламентария Зигфрида Мурешана, который и выступал на пленарном заседании Европарламента. Он сказал, что граждане Республики Молдова должны понять: европейские деньги предназначены им, гражданам, а не олигархам, и что для их получения молдавские политики должны доказать свою готовность бороться с коррупцией, укреплять правовое государство и систему правосудия…
Алексей Тулбуре: Я не исключаю, что эти деньги поступят в Республику Молдова в полном объеме – все 100 млн евро. Но, судя по всему, Евросоюз будет тщательно и самым строгим образом контролировать их расходование. В случае попыток их хищения, нецелевого использования и т.д., реакция последует незамедлительно – это первое.
Второе: если автократические, антидемократические, антиевропейские тенденции, которые налицо сегодня в Молдове, продолжатся, то эти миллионы, за которые борется сегодня правительство Республики Молдова, станут последними, которые поступят в Молдову от ЕС. Так или иначе, эта помощь ситуацию не спасет, эти миллионы позволят Демпартии и правительству худо-бедно продержаться до следующих выборов, но что случится после выборов – трудно предсказать. В любом случае, я не вижу пока предпосылок для радикальных перемен, если только выборы не приведут к изменениям в руководстве страны, не приведут к власти новые силы.
Этот проект закона не подлежит улучшению. Венецианская комиссия ясно сказала: не рекомендуется принимать закон в сложившемся контексте
Свободная Европа: Деньги планируется перечислять тремя траншами, и перед каждым из них Кишиневу придется доказать достигнутый прогресс – но каким образом правительство сможет доказать этот прогресс?
Алексей Тулбуре: Есть определенные критерии, которыми будет руководствоваться Брюссель. Это отказ от пересмотра избирательной системы, расследование «кражи века» и привлечение к ответственности тех, кто к причастны к этой афере. Мы не знаем подробностей хода расследования. На возврат миллиарда работает международная компания Kroll. В целом, действующая власть абсолютно несостоятельна; кроме демагогии она ни на что не способна.
Свободная Европа: Если же, несмотря ни на что, парламент примет во втором чтении законопроект о пересмотре избирательной системы, деньги не поступят? Я имею в виду именно реформу избирательной системы?
Алексей Тулбуре: Если реформа избирательной системы получит добро, денег от ЕС нам не видать.
Свободная Европа: Даже если все рекомендации будут учтены?
Алексей Тулбуре: Этот проект закона не подлежит улучшению. Венецианская комиссия ясно сказала: не рекомендуется принимать закон в сложившемся контексте, так как это уничтожит демократию, поможет удержаться у власти ворам, олигархам, денежным мешкам. Так что именно в этом и состоит главная рекомендация, а все остальное, что относится к голосованию в Приднестровье и в диаспоре, к представительству женщин, национальных меньшинств – это …
Свободная Европа: Еще создание округов…
Алексей Тулбуре: …округов, и так далее. Все эти моменты нечетко отражены в этом проекте закона, не разработаны и не продуманы до конца. Да они и в принципе не могут быть продуманы и сформулированы таким образом, чтобы обеспечить соблюдение определенных норм и стандартов.
Если бы в 1995 году мы были такими, как сегодня, нас бы и близко не подпустили к Совету Европы в качестве членов
Не зря в 1997 году мы высказались за пропорциональную систему, учитывая наличие Приднестровья, серьезные демографические проблемы. У нас нет территориально-административной структуры, согласно которой создаются избирательные округа. Это объективные проблемы и препятствия, которые не преодолеть сейчас, будь ты хоть семи пядей во лбу, не говоря уже о нашей импотентной власти.
Свободная Европа: Вы вернулись из Страсбурга. Когда будет поставлена точка в процедуре мониторинга Республики Молдова со стороны ПАСЕ?
Алексей Тулбуре: Я не вижу предпосылок для перехода к следующему этапу, постмониторинга. Молдова – одна из немногих стран, застрявших на этапе мониторинга в рамках Парламентской ассамблеи, потому что мы не соответствуем требованиям Совета Европы. Если бы в 1995 году мы были такими, как сегодня, нас бы и близко не подпустили к Совету Европы в качестве члена.
В 95-м мы были несравненно более открытыми, более демократичными, более свободными – и более настроены к переменам, к тому, чтобы соответствовать стандартам.
Свободная Европа: Вы даете понять, что демократия в Республике Молдова деградировала?
Алексей Тулбуре: Однозначно. Однозначно деградировала. Особенно за последнее десятилетие, десятилетие с лишним, мы стали свидетелями неуклонно негативного тренда демократии в Молдове.
Свободная Европа: Не знаю, слухи это или в них есть доля правды, но, говорят, реформа избирательной системы будет вынесена на суд общественности. Значит, последнее слово – за гражданами, и им решать, менять или нет избирательную систему?
Алексей Тулбуре: В условиях, когда один человек контролирует все государственные институты, в условиях, когда судебная система полностью подчинена воле этого человека – играть в такие игры крайне опасно. Необходимы ли эти изменения? – вот в чем вопрос. Да, необходимы – пусть, но давайте вернемся к идее пересмотра избирательной системы после выборов, когда новая власть получит легитимный и законный мандат народа и сможет выступить с любой идеей.
А сейчас, когда легитимность этого правительства и этого парламентского большинства очень низка, можно сказать – на пределе, выходить с подобными инициативами, по меньшей мере, недемократично.