Молдавская ГРЭС вновь поставляет электроэнергию на территорию правобережной Молдовы. Госкомпания Energocom перезаключила контракт на импорт электроэнергии, который был подписан еще в конце марта с украинской DTEK Traiding. Таким образом, МолдГРЭС, принадлежащая российской компании «Интер РАО», вернула себе порядка 70% экспорта. Это предприятие обеспечивает основные валютные поступления в бюджет непризнанной ПМР.
В Украине электроэнергия закупалась по $50,2 за мегаватт, МолдГРЭС будет поставлять 1 МВт/ч по $45. Контракты – и с украинской стороной, и с МолдГРЭС – будут действовать до 31 марта 2018 года. В сообщении Energocom говорится, что это решение «позволит молдавским потребителям получать электроэнергию на самых выгодных условиях». О смене поставщиков Свободная Европа беседует с директором тираспольской Школы политических исследований, политическим аналитиком Анатолием Дируном.
Как вы оцениваете подписание контракта на поставку электроэнергии, который заключили компания Energocom и Молдавская ГРЭС, принадлежащая российскому инвестору?
На наш взгляд, это одно из немногих за последнее время взаимовыгодных приемлемых решений – как для Тирасполя, так и для Кишинева. Понятно, что в любом решении есть свои недовольные, критики. Но в этом конкретном случае молдавская сторона получила электроэнергию по более низкой цене, чем это представлялось в апреле, а приднестровская сторона вернулась на рынок Молдовы.
Это одно из крупнейших предприятий Приднестровья, и этот тот самый фактор стабильности
Очень часто в бизнесе возникают ситуации, когда организация готова работать – мы сейчас говорим теоретически – готова работать в ноль, для того, чтобы сохранить свое место на рынке.
Конечно, эти два месяца, которые были упущены, они потеряны. Это были два месяца ожиданий, спекуляций, но самое главное – это месяцы проделанной работы и сделанных выводов. Радует, что возобладал такой подход.
В Молдове звучат комментарии, что подписание контракта позволит укрепить меры доверия и установить более крепкие экономические связи между двумя берегами Днестра… И что в конечном итоге это будет способствовать реинтеграции страны.
Только практика сейчас покажет, насколько заявленная схема о работе МГРЭС без посредников, напрямую эффективна
Что касается комментариев о работе на доверие с Приднестровьем, это, по меньшей мере, вызывает улыбку и объясняется очень простым фактором: если это было принято Кишиневом, если посчитали нужным найти такой аргумент «работать на доверие», ну, пускай звучит это так: «работать на установление доверия с Приднестровьем».
Но сам факт остается фактом – Молдавская ГРЭС вернулась, а уже как это интерпретируют, по большому счету, не имеет особого значения.
А что означает это для Приднестровья – возвращение МолдГРЭС на молдавский рынок?
Объективно мы понимаем, что это поступление валютных платежей, это работающее предприятие, это отчисление налогов, но самое главное – это фактор стабильности. Потому что это одно из крупнейших предприятий Приднестровья. Этот тот самый фактор стабильности, который вселяет в людей уверенность в завтрашнем дне.
С таким же успехом можно за бендерским миротворческим постом останавливать все машины с приднестровскими номерами
Только практика сейчас покажет, насколько заявленная схема о работе МГРЭС без посредников, напрямую эффективна. Время пройдет – месяц-два – и мы увидим, какие платежи поступают, как они зачисляются, какой это объем, как они расходуются. Но сам факт работы предприятия, подтвержденный контрактом, внушает оптимизм. Это нормальная работа.
Как на этом позитивном фоне выглядит инцидент со снятием номерных знаков с автомобиля политического представителя Приднестровья на переговорах? Молдавские полицейские заявили, что это «номерные знаки неустановленного образца»…
Конечно, такие заявления наших молдавских коллег отдают лукавством, они сами это прекрасно понимают. Они прекрасно знают, чья это машина. В таком деле случайностей не бывает, все это реально понимают. Поэтому выслушивать некие интерпретации о несуществующих номерах… С таким же успехом можно сразу же за бендерским миротворческим постом останавливать все машины с приднестровскими номерами. Давай команду – «принять вправо», и можно снимать номера.
Причина очень проста. Причина – это те элементы давления, которые периодически демонстрирует Кишинев по своим каким-то внутренним мотивам. Может быть, эти мотивы являются отражением внутренней борьбы внутримолдавских элит. Либо это желание показать внешним партнерам то, что мы работаем очень активно в рамках антироссийской повестки.
Каковы истинные мотивы молдавской стороны – можно только догадываться, но результат – он очевиден. Такие действия – они отбрасывают [назад] стороны, с точки зрения доверия, с точки зрения выстраивания конструктивных отношений.