Linkuri accesibilitate

Андрей Нэстасе: «Поляризация общества произошла именно из-за концерта, который устроили Плахотнюк с Додоном»


Публичные дебаты вокруг намеченной реформы избирательной системы продолжаются на парламентской платформе. На этот раз эксперты, политики, юристы и представители гражданского общества обсуждают рекомендации Венецианской комиссии по улучшению проекта закона о смешанной системе выборов, принятого в первом чтении в первых числах мая. Спикер Андриан Канду призвал всех, кого этот вопрос интересует, принять участие в обсуждениях. Его приглашение касалось и лидеров внепарламентской оппозиции.

Свободная Европа: Вы получили приглашение спикера Канду участвовать в этой дискуссионной платформе по пересмотру избирательной системы?

Андрей Нэстасе: Да, г-н Канду пригласил меня в парламент принять участие в обсуждении избирательной системы, которую отклонили и Венецианская комиссия, и наши партнеры по развитию, и граждане Республики Молдова.

Ме хотим, чтобы из-за таких людей, как Плахотнюк и Додон, лишенных здравого смысла, пострадала вся страна

Свободная Европа: И вы приглашение приняли?

Андрей Нэстасе: Мой график был очень загружен как раз на пятницу... Но не это главная причина моего неучастия в дебатах.

Свободная Европа: Но, г-н Нэстасе, истина рождается в спорах…

Андрей Нэстасе: Согласен. И мы предложили дискуссионную платформу, я обратился к г-ну Канду с открытым письмом, в котором попытался предельно ясно разъяснить, что следует незамедлительно отозвать этот проект, опасный для Республики Молдова. Аналогичный проект предлагал в свое время Янукович, и мы все прекрасно знаем, чем обернулось введение этой системы – после того, как он победил на выборах, – Майданом и гражданской войной в Украине.

Платформе, которую я представляю, удалось за это время доказать, что мы не настроены воинственно, что мы хотим мира в нашей стране, мира нашим гражданам, не хотим, чтобы из-за таких людей, как Плахотнюк и Додон, лишенных здравого смысла, пострадала вся страна. Потому что, если присмотреться к сценариям, они точь-в-точь повторяют план, предложенный тогда Януковичем.

Свободная Европа: Вы настаиваете на отзыве проекта демократов и социалистов, вы предлагаете улучшать действующую избирательную систему?

Андрей Нэстасе: Действующая система выборов называется пропорциональной, и мы хотим ее улучшить. В частности, мы – за открытые списки, чтобы граждане сами определяли порядок расположения кандидатов.

И еще момент, на котором мы настаиваем, – это запрещение пропаганды в ходе предвыборной кампании и запрещение коммерческой рекламы

Второй по важности момент в нашем проекте связан с введением заочного голосования, таким образом, для участия в выборах диаспоре не придется преодолевать сотни километров. Это и открытие дополнительных избирательных участков для диаспоры, с предоставлением каждому из них минимум по 10 тыс. бюллетеней для голосования…

Свободная Европа: Десять тысяч бюллетеней для голосования на одном участке – не слишком ли много?..

Андрей Нэстасе: Нет, конечно же, нет! Хорошая организация выборов может обеспечить еще более активную мобилизацию диаспоры, чем это было в 2016 году. Другой момент – повысить уровень присутствия женщин в политике и в избирательных списках – с 40%, рекомендуемых даже европейскими институтами, до 50%. Мы предоставляем в списках 20% диаспоре, 25% молодежи; более 60% кандидатов должны представлять наши районы и села.

И еще момент, на котором мы настаиваем, – это запрещение пропаганды, в том числе, в ходе предвыборной кампании; запрещение коммерческой рекламы, потому что представители власти, обворовавшие народ, на его же, народа, деньги, промывают мозги с экранов телевизоров с помощью коммерческой рекламы. На наш взгляд, самое важное, что необходимо сделать в этом смысле, – это деполитизация ЦИК, деполитизация КСТР, привлечение к ответственности тех, кто допустил нарушения на предыдущих выборах – и кто намерен делать это и впредь.

Каждые четыре года приходится отвечать даже политикам

Свободная Европа: Предложенные вами изменения могут не набрать необходимого количества голосов в парламенте, потому что там сложился определенный консенсус – в первом чтении 74 депутата проголосовали за новую формулу выборов. А 74 депутата – это же явное большинство, которое дает право им говорить, что правда – на их стороне.

Андрей Нэстасе: Свои оценки произошедшему в парламенте я дал в другом интервью Свободной Европе, а именно – это самый настоящий мафиозный компромисс между Плахотнюком и Додоном, а никак не политический, национальный или социальный консенсус, как того требует Венецианская комиссия. Мы прекрасно понимаем: те, кто задумал изменить систему выборов в личных интересах, не уступят. Но у нас должны быть своя позиция и свой план действий.

Мы должны и впредь руководствоваться интересами граждан и сделать все, чтобы эта система не прошла через парламент. Вот почему мы решили предложить платформу для диалога, опираясь на продвигаемую нами систему, – а предлагаем ее, кстати, не только мы, но и специализированные институты в области электоральных систем и специализированные институты в области прав человека, в частности, Promo-LEX, я просмотрел рекомендации, они именно это и предлагают.

Так вот, мы выходим не с выдуманными проектами и не с проектами, которые скомпрометировали себя в соседних странах, – мы предлагаем жизнеспособные проекты, которые пойдут на пользу гражданам.

Свободная Европа: На данный момент ситуация выглядит следующим образом: внепарламентская оппозиция решила отстаивать до конца свою позицию, но и власть не собирается сдаваться, власть намерена добиться изменения избирательной системы…

Андрей Нэстасе: С одним лишь уточнением – свою позицию мы будем отстаивать до конца во имя защиты демократии в Республике Молдова, защиты прав граждан на то, чтобы в парламенте их представляли честные люди, профессионалы, люди неподкупные, которые не находятся в ссоре с законом, которые не воровали.

Первый интерес, который движет Плахотнюком, – денонсация Соглашения об ассоциации. Он прекрасно понимает, что дорога у него одна – в тюрьму

Вот за что мы намерены бороться до конца. Они же озабочены лишь одним – как уйти от уголовной ответственности, уйти от политической ответственности, потому что каждые четыре года приходится отвечать даже политикам. И если не преуспел на этом поприще, если ты разочаровал избирателей – уходи подобру-поздорову, не пытайся изменить правила игры под занавес мандата, чтобы удержаться у власти и продолжать издеваться над гражданами, которые обманулись в своих ожиданиях.

Свободная Европа: В итоге же поляризация общества еще более углубляется.

Андрей Нэстасе: Поляризация общества произошла именно из-за этого концерта, который устроили Плахотнюк с Додоном. Мы все видим, как поступает Плахотнюк – вечером договаривается с Додоном по определенному сценарию, а на второй день Додон выходит на бой с американцами, румынами, европейцами… После Додона на ринге появляется Плахотнюк, с проектом защиты нас от российской пропаганды. Они устроили этот цирк – один едет в Москву и жалуется на другого, а второй отправляется в Брюссель…

Свободная Европа: Г-н Нэстасе, но ведь любое цирковое представление заканчивается.

Андрей Нэстасе: Да, разумеется, и мы должны избавиться и от одних, и от других. И от Додона, и от Плахотнюка. И наше спасение – в пропорциональной системе. Вот почему я призываю всех граждан понять, что это наш шанс! Если мы хотим раз и навсегда избавиться от коррупции, от мошенничества, от нищеты, – надо избавиться от Плахотнюка и Додона.

Свободная Европа: Мы говорили о поляризации. Дело в том, что поляризация общества происходит и по векторному принципу, на основании симпатий сторонников Востока или Запада. Многие усматривают в этом реальную угрозу…

Андрей Нэстасе: Самая большая угроза, связанная с введением смешанной или одномандатной системы, состоит в том, что Молдова, заполучив президента, действия которого продиктованы интересами других государств, сейчас рискует получить парламент, подчиненный России.

Будь это сторонники Додона или Майи Санду, сторонники Платформы DA или «Нашей партии» Ренато Усатого – все эти люди одинаково страдают

Первый интерес, который движет Плахотнюком, – денонсация Соглашения об ассоциации. Он прекрасно понимает, что в случае реализации Соглашения об ассоциации, в случае нашей интеграции в Евросоюз дорога у него одна – в тюрьму. И в своих личных интересах Плахотнюк и Додон приносят в жертву Республику Молдова – взамен собственной свободы. Но самое главное – на деньги европейцев Плахотнюк бросает страну в объятия России.

Свободная Европа: Многие, в том числе и представители оппозиции, говорят, что если власть пойдет на пересмотр избирательной системы, оппозиция может призвать граждан бойкотировать выборы 2018 года.

Андрей Нэстасе: Говорить об этом преждевременно. То, к чему Платформа «Достоинство и правда» действительно призвала граждан, – так это к консолидации гражданского общества, прежде всего, и демократической оппозиции. К консолидации, к сплочению. Что касается бойкота выборов, если мы найдем это нужным тогда, а не сегодня… Сегодня идет речь о гипотетических проектах, и я не могу говорить о том, что может быть через год. Вот тогда, исходя из конкретной ситуации, мы и решим, как действовать.

Потому что если решение будет принимать только Платформа DA, или только Партия «Действие и солидарность», или только «Наша партия» – то это не выход: такие решения необходимо принимать консолидировано, взвешенно, на благо граждан, а не ради той или иной партии или политического лидера.

Свободная Европа: Вас обвиняли в том, что во время протестов вашими партнерами были и Игорь Додон, и Ренато Усатый… Трудно понять, как могут ужиться эти политики, с настолько разными взглядами и позициями…

Мы считаем, что в теневой экономике гуляют порядка 70-90 млрд леев

Андрей Нэстасе: Главное, что должно быть действительно важным для наших граждан, – это человек и его действия. Я всегда был последователен во всех своих действиях. Я всегда выступал за консолидацию общества, я не смотрел, кто стоит на сцене или кто возглавляет протесты – для меня важно было, кто стоит вокруг сцены, на площади. А на площади стояли те, кто обделен в нашей стране, кто страдает – и в эту категорию входят люди с самыми различными политическими взглядами.

Будь это сторонники Додона или Майи Санду, сторонники Платформы DA или «Нашей партии» Ренато Усатого – все эти люди одинаково страдают, все они оплачивают одни и те же счета за коммунальные услуги. Вот почему, если наша страна стонет под гнетом коррупции, страдает от бедности, я решил быть рядом с моим народом, и неважно было, кто находится справа или слева от меня. Майя Санду была рядом с нами, мы шагали вместе в маршах протеста; в президентской кампании я поддержал Майю Санду без оглядки на то, что делает Усатый или Додон.

Потому что мои действия последовательны, и они продиктованы, прежде всего, интересами граждан и интересами страны. Мы должны избавиться раз и навсегда от этого режима – и впредь никогда не допускать, чтобы один, два или три олигарха захватили Республику Молдова…

Демонополизация, деофшоризация экономики, децентрализация и дебюрократизация, вывод из тени – если нам удастся реализовать эти пять задач, то Молдова станет страной, в которой бы жить да жить!

Свободная Европа: Назовите наиболее серьезные проблемы и решения по ним, которые вы продвигаете с первого появления на площади Великого национального собрания…

Андрей Нэстасе: По пенсионной системе мы вышли с конкретными предложениями и решениями – мы считаем, что в теневой экономике гуляют порядка 70-90 млрд леев...

Свободная Европа: И как их вынести на поверхность?

Андрей Нэстасе: Проще простого – с помощью налоговых мер. Снижение ставки налогообложения с 12 до 10% позволит вынести на поверхность эти 70-90 млрд леев, а это значит – еще 30 млрд леев в госказну; за счет госзакупок – совершенствование этой процедуры положит конец мошенничествам с закупками и принесет в бюджет еще около 16 млрд леев. Эти деньги направить в пенсионной сектор – и они приведут к тому, что максимум через два года минимальная пенсия достигнет 2000 леев, потому что прожиточный минимум сегодня составляет 1834 леев, а у нас более 500 тыс. граждан получают 1000 леев и даже меньше.

Третье – прозрачность в энергетической области. Посмотрите, что происходит с этими контрактами с Приднестровьем! Когда граждане Молдовы платили дополнительно 120 млн долларов, которые делили между собой Шевчук и Плахотнюк, а сегодня Шевчук ищет защиты в Кишиневе… Или прозрачность в банковской системе, в списках банковских акционеров. В Республике Молдова же никто пока не знает получателей банковских дивидендов. Если прежде банковскую систему контролировали Платон, Плахотнюк и Горбунцов, то сегодня это делает один лишь человек…

Свободная Европа: Сегодня говорят о сравнительно высоком уровне прозрачности акционеров банков…

Эмма Тэбырцэ из Национального банка, которая была задержана на некоторое время, две недели назад загорала в Турции!

Андрей Нэстасе: Это на бумаге. На бумаге – да, а в действительности – нет. Посмотрите, на бумаге повысился и уровень прозрачности в области СМИ. Но только Плахотнюк официально передал канал Publika своему советнику Кристалу. Неужели это и есть демонополизация? Демонополизация национальной экономики, деофшоризация национальной экономики, ее децентрализация и дебюрократизация, вывод из тени – если нам удастся реализовать эти пять задач, то Молдова станет страной, в которой бы жить да жить!

Свободная Европа: Кто возьмет на себя ответственность в случае конфронтации между гражданами?

Андрей Нэстасе: За все происходящее в стране отвечает власть. Она располагает необходимыми рычагами, в ее распоряжении есть все, что нужно: правосудие, Конституционный суд, парламент, правительство, поэтому она должна сделать все для того, чтобы граждане не начали ненавидеть друг друга.

Я был на севере республики, был в Гагаузии, и я заметил, что люди начинают все больше ненавидеть друг друга. А это очень серьезно. Откуда взялась эта ненависть? На фоне тотальной нищеты, на фоне эндемической коррупции – конечно, они будут грызться. Достаточно лишь…

Свободная Европа: Но ведь столько сейчас резонансных дел, связанных с искоренением коррупции…

Андрей Нэстасе: Дело в том, что люди не верят в подобное правосудие. Когда человека задерживают на 24 часа…

Власть через свои инструменты активно «доит» коррупционеров, но «доит» в интересах определенных лиц, а не в интересах государства

Свободная Европа: Не задерживают – не верят; задерживают – тоже не верят.

Андрей Нэстасе: Потому что власть и государственные институты не вызывают больше доверия, и гражданин перестал верить в справедливость актов правосудия, которые преподносятся публично. Не верят люди, потому что Эмма Тэбырцэ из Национального банка, которая была задержана на некоторое время, две недели назад загорала в Турции! А с теми около 13-ти, если не более, судей, которых я потребовал арестовать в 2013 году, с конфискацией имущества, – знаете, что с ними происходит? Они живут в свое удовольствие, прохлаждаются – правда, не на нарах, а дома. А задержанные министры? Я так понимаю, что Киринчук, которому полагалось бы отсидеть лет десять за все то, что он натворил, – сидит дома. Что происходит?!

Выходит, власть через свои инструменты – прокуратуру, правоохранительные органы – активно «доит» коррупционеров, но «доит» в интересах определенных лиц, находящихся у власти, а не в интересах государства. Не производится обширная конфискация в интересах государства, чтобы деньги поступали в бюджет, а оттуда – гражданам, в виде пенсий, зарплат, пособий на детей и т.д., а не в карманы отдельных коррумпированных судей и того, кто контролирует систему, г-на Плахотнюка и его приближенных лиц. Люди страдают все больше и больше…

Свободная Европа: И вот когда я их спрашиваю: «Вы намерены свергать тех, кому больше не доверяете?» – то ведь ответов практически нет...

Андрей Нэстасе: Да, потому что те, кто довел страну до ручки, те, кто украл у нас миллиарды, владеют, в то же время, более 90% СМИ Республики Молдова. Но постепенно, шаг за шагом, люди получают информацию из разных источников, и, поверьте моему слову, к выборам 2018 года они прекрасно поймут, что к чему. Поймут, мобилизуются и, я уверен, избавятся от этой власти, которая лишь выдает себя за европейскую, а на самом деле с помощью своих СМИ линчует подлинные проевропейские силы. Я имею в виду, прежде всего, Платформу «Достоинство и правда».

XS
SM
MD
LG