Linkuri accesibilitate

Арманд Гошу: «Не надо думать, что кремлевские аналитики связывают большие надежды с Игорем Додоном»


Румынский политолог Арманд Гошу заявил в интервью Свободной Европе, что смешанная система выборов – это мнимый спасательный круг для Демпартии. Аналитик также поделился своим мнением о европейском курсе Кишинева и отношениях Молдовы с Россией.

Свободная Европа: Как вы расцениваете отношения между Кишиневом и Москвой, особенно – после высылки пяти российских дипломатов из Молдовы?

Арманд Гошу: Ситуация немного накалена, но неясно, реальное ли это обострение или искусственное. В конечном счете, я думаю, что отношения между Республикой Молдова и Российской Федерацией зависят от шаткого баланса между двумя центрами притяжения в Кишиневе – правительством Филипа, за которым стоит олигарх с позорной славой Плахотнюк, и президентом Игорем Додоном, который, по сути, не располагает абсолютно никакой властью и нередко попадает в совершенно неловкие ситуации, как случилось совсем недавно, когда он был вынужден присутствовать при высылке российских дипломатов. Ответить на эти действия он смог только через фейсбук, через социальные сети.

Свободная Европа: Игоря Додона хорошо принимают в Москве. Недавно он сообщил о возможной очередной встрече – уже пятой по счету – с кремлевским лидером. Владимир Путин прекрасно знает, что полномочия Игоря Додона крайне ограничены, и что он не в состоянии изменить внешнеполитический вектор. На что рассчитывает Москва?

Арманд Гошу: Расчет Москвы прост – она хочет показать, что не находится в изоляции на международной арене. Игорь Додон – один из очень немногих, если не единственный президент в Европе, готовый ехать в Москву по первому же телефонному звонку. Поскольку Путин прекрасно понимает, что мало кто откликнется на его зов и побежит в Кремль, он использует Игоря Додона исключительно для того, чтобы сфотографироваться с ним.

России выгодно держать Молдову в патовой ситуации

Но не надо думать, что кремлевские аналитики связывают большие надежды с Игорем Додоном и рассчитывают, что он сделает что-то полезное для России, у которой серьезные проблемы с Украиной. Понадобится плацдарм длиной примерно в 1500 километров, чтобы пересечь Украину с востока на запад и оказаться в Республике Молдова. А у России очень серьезные проблемы с Украиной! Финансовые проблемы не дают ей размахнуться, не позволяют поддерживать режимы в Южной Осетии, в Крыму, в Приднестровье, так что лишних денег на Молдову у нее просто нет.

Поэтому России выгодно держать Молдову в патовой ситуации в отношении Запада и, в то же время, с помощью такой пешки, как Додон, привить российскому электорату мысль, что президент Путин добился огромного дипломатического успеха, продвинув в Кишиневе проросийсского президента Игоря Додона, который, на самом деле, не имеет никаких полномочий.

Свободная Европа: Вы считаете, что г-н Додон в состоянии решить часть проблем, существующих в молдавско-российских отношениях? Именно это он обещал избирателям в предвыборной кампании, и именно на это упирает и сегодня: после каждого визита в Москву он говорит, что ему удалось разблокировать российский рынок сбыта, что он помогает гастарбайтерам и т.д. Что-то действительно решается из того клубка проблем, накопившихся в двухсторонних отношениях?

Москве придется искать другую тему для того, чтобы удерживать Молдову на коротком поводке

Арманд Гошу: Способность г-на Додона решить какие-то проблемы достаточно высока, учитывая его связи в Кремле, который, в свою очередь, заинтересован в акцентировании роли Игоря Додона и Партии социалистов в Кишиневе. Одно лишь «но» – не слишком широк диапазон тех проблем, которые может решать Игорь Додон благодаря своим контактам в Кремле.

А поскольку такие возможности ограничены, их предпочитают придерживать к предвыборной кампании, потому что если решить вопрос молдавских мигрантов в России сейчас, то люди, скорее всего, об этом позабудут до парламентских выборов следующего года. Да, Игорь Додон обладает этой способностью, но почему Россия не решает эту проблему сейчас? Просто она бережет эту обойму, чтобы выстрелить ею в рамках предвыборной кампании.

Свободная Европа: Между тем, стали раздаваться голоса о том, что Москва, якобы, заинтересована в ускорении решения приднестровского кризиса. Действительно ли можно говорить о таких намерениях со стороны Кремля?

Арманд Гошу: Если бы Москва могла разрубить приднестровский узел так, как ей это выгодно, то, разумеется, она была бы в этом заинтересована. Да только официальный Кишинев, при всей шаткости и нестабильности власти, не может себе позволить столь радикальные уступки и согласиться на урегулирование вопроса по варианту Москвы.

Это спасательный круг, который забыли надуть. Спасательный круг, который бросили в воду утопающему – Демпартии, – но перед тем прокололи...

У России возможностей нет, но она согласилась бы на урегулирование по выгодной ей формуле. А московский вариант – и об этом стало известно еще в 2003 году, когда развернулись дискуссии вокруг меморандума Козака – предполагает дополнительные гарантии того, что Молдова не будет двигаться дальше в сторону Запада, что она останется в нейтральной полосе и никогда не вступит в НАТО, в ЕС, никогда не объединится с Румынией. Такой вариант г-н Додон готов провести в жизнь хоть завтра, но, к счастью, он не может поступать так, как ему заблагорассудится.

Второе: как только вопрос сепаратизма исчезнет, исчезнет и эта главная тема, используемая кремлевской пропагандой всю последнюю четверть века с целью удерживания Молдовы в орбите российского влияния. И Москве придется искать другой повод, другую тему для того, чтобы удерживать Молдову на коротком поводке и не давать ей двигаться в сторону Запада.

Свободная Европа: Координатор правящей коалиции, лидер Демпартии Влад Плахотнюк заявил о намерении бороться с российской пропагандой на территории Республики Молдова. Как вы восприняли эту законодательную инициативу ДПМ?

Арманд Гошу: Здесь необходимо четко расставить акценты, речь идет не только о российской пропаганде. Этот проект может быть направлен и против общественных организаций, против независимых СМИ, в том числе румынских, против критических движений, которые существуют в Кишиневе. Боюсь, это проект российской инспирации, призванный ограничить и даже задушить последние независимые СМИ и общественные организации, которые еще здесь остались.

В последнее время г-н Плахотнюк приучил нас к резким и неожиданным движениям, так что от него всего можно ожидать

Свободная Европа: Совершенно ясно, что в парламенте возможно рассмотрение во втором чтении проекта закона об изменении избирательной системы. И лидер ДПМ Влад Плахотнюк, и глава государства Игорь Додон говорили, что вне зависимости от заключения Венецианской комиссии система выборов в Молдове будет изменена. Почему именно сейчас? И почему в такой спешке продвигается эта реформа?

Арманд Гошу: Наверное, это отчаянная попытка ДПМ остаться у власти. Но дело в том, что, судя даже по опросам, заказанным Демпартией, она избирательный порог не преодолеет. И это ужасно неприятно для такого человека, как Плахотнюк, который вложил много денег в СМИ, а его антирейтинг достигает 90%, – это неприятно – видеть, что его партии, которая практически контролирует всю политическую жизнь, путь в парламент заказан. Чем и объясняется эта идея со сменой системы выборов.

Свободная Европа: Это такой спасательный круг для Демпартии?

Арманд Гошу: Это мнимый спасательный круг. Или же это спасательный круг, который забыли надуть. Спасательный круг, который бросили в воду утопающему – Демпартии, – но перед тем прокололи... Это иллюзия, потому что любой аналитик, который не пускается в замысловатые дебри философии, и любой человек, который в курсе того, что происходит в Молдове и следит за событиями последних 25 лет, понимает – этими действиями можно добиться лишь одного: расчистить социалистам дорогу к власти.

Это изменение законодательства поможет социалистам обеспечить себе комфортабельное большинство в парламенте. Какой интерес у г-на Плахотнюка широко открывать путь г-ну Додону и позволить ему сформировать комфортабельное большинство в будущем парламенте – пока еще неясно, но в последнее время г-н Плахотнюк приучил нас к резким и неожиданным движениям, так что от него всего можно ожидать.

Из лидера Восточного партнерства Республика Молдова превратилась в аутсайдера, во второгодника

Завтра-послезавтра, может статься, он инициирует процедуру отставки президента, возможно, мы станем свидетелями его ареста за какие-то коррупционные действия 14-летней давности. Если человек контролирует юстицию, генпрокурора и значительную часть СМИ Молдовы – он может задумать Бог знает что.

Свободная Европа: Невероятно, чтобы проевропейская партия, которая входит в правящую коалицию, способна открыть в 2018 году путь к власти социалистам…

Арманд Гошу: Это не проевропейская партия, отнюдь! Если кто-то и скомпрометировал европейскую идею в Республике Молдова, то это как раз Демпартия и ее лидер Влад Плахотнюк. Российской пропаганде и Кремлю не пришлось в Молдове даже тратить так уж много усилий и денег, потому что трудно даже мечтать о лучшем союзнике здесь, чем Влад Плахотнюк, которому удалось дискредитировать европейскую идею в Молдове.

В результате, из лидера Восточного партнерства Республика Молдова превратилась в аутсайдера, во второгодника. Всем в Брюсселе уже надоело следить за событиями в Молдове, все устали от резких поворотов и манипулирования. На этом фоне ситуация в Республике Молдова может обернуться сплошным негативом, и если ЕС еще дает денег с целью поддержать молдавскую власть, удержать ее на плаву, то очень скоро, через год-два, надоест и это.

И вот тогда посмотрим, как сможет выжить Республика Молдова, потому что вряд ли кому-то понравится кидать в бездонный мешок деньги европейских налогоплательщиков, инвестируя их в такую коррумпированную страну, каковой является Молдова.

Свободная Европа: Кто больше способствовал улучшению отношений между Молдовой и Украиной – Киев или Кишинев? И как вы расцениваете эти отношения на данный момент?

Арманд Гошу: Киеву удалось достичь несколько целей, которые фигурируют в повестке с Кишиневом. С политической, геополитической, военной и стратегической точки зрения, я считаю, что перед украинским властями стояла проблема укрепления безопасности на границе с Республикой Молдова. Молдова же, которая не является крупным политическим игроком и не проявляла особой активности, не выходила с проектами, а просто была вынуждена положительно ответить на предложение Киева по укреплению этого участка границы по соображениям безопасности.

Это схемы, генерирующие деньги для «умных ребят», или, вернее, для одного «умного парня» в Кишиневе

Приднестровье расположено в крайне непростой зоне, рядом с Одесской областью, а Киев и его союзники предельно внимательно следят за происходящими в этом регионе событиями. Отсюда, возможно, и относительный интерес. Карта, с которой в определенный момент – в 2015-2016 гг. – удачно зашел Плахотнюк в отношениях с Западом, рассчитывая на то, что страх перед Россией и желание укрепить безопасность в этом регионе развяжут ему руки и дадут возможность сполна воспользоваться своей доминирующей позицией на политической сцене, по всем признакам, в определенный момент сработала. Но – неизвестно, будет ли удаваться ли это в дальнейшем.

В любом случае, вряд ли найдется сумасшедший, который рискнет развернуть драматический кризис на восточном фланге НАТО и ЕС. Можно представить ситуацию, при которой никто не помешает Плахотнюку сфальсифицировать выборы, недовольное население выйдет на улицу, и в Кишиневе вспыхнет по-настоящему революционная ситуация. Но никто не заинтересован в том, чтобы ситуация перерастала в подобный кризис. Вероятно, в некоторых кабинетах, и, прежде всего, в Берлине, а также в европейских структурах в Брюсселе уже просчитываются различные варианты, идет работа вокруг Молдовы после Плахотнюка.

Свободная Европа: Договор о поставках электроэнергии с Молдавской ГРЭС многие рассматривают как финансовую поддержку сепаратистского режима со стороны Кишинева. Был заключен контракт на импорт украинской электроэнергии, но вскоре Кишинев подписал дополнительный контракт... Это шаг назад?

Арманд Гошу: Все эти схемы направлены на извлечение выгоды, они, и это правда, приводят к укреплению государственности Приднестровья, довольно шаткой в условиях, когда Москва не может оказывать региону финансовую помощь.

Во-вторых, это схемы, генерирующие деньги для «умных ребят», или, вернее, для одного «умного парня» в Кишиневе. Скорее всего, мы имеем дело с коррупционной схемой о двух ногах – одна нога в Приднестровье, другая – в Кишиневе.

XS
SM
MD
LG