Linkuri accesibilitate

Дионис Ченушэ: «Либо демократы остаются на вершине пирамиды, либо станут жертвами системы»


Смогут ли власть и оппозиция найти общий язык по вопросу изменения системы выборов? Чем может обернуться возможное приостановлением внешнего финансирования? Что такое – окончательная утрата доверия Брюсселя? Точка зрения политолога Диониса Ченушэ.

Свободная Европа: Парламент принял в первом чтении два проекта – о переходе на систему выборов по одномандатным округам и о выборах по смешанной формуле. Перед голосованием со стороны Брюсселя, со стороны Европарламента звучали беспрецедентно жесткие реакции. Лидеры Европейской народной партии (ЕНП) и Альянса либералов и демократов за Европу (АЛДЕ) заявили, что будут настаивать на приостановлении европейского финансирования в случае, если Демпартия во главе с Владимиром Плахотнюком будет продолжать действовать в том же духе. Начнем с небольшого уточнения – о какой финансовой поддержке идет речь?

Дионис Ченушэ: Как ЕНП, так и АЛДЕ имели в виду известные 100 млн евро финансовой помощи, которую Евросоюз обещал предоставить Молдове в 2017-2018 гг. Разумеется, речь идет о кредитах, но также и о грантах, которые планировалось выделить Молдове безвозмездно. Это значительная сумма, которая могла бы помочь молдавскому правительству внедрить ряд проектов, в том числе инфраструктурных.

Свободная Европа: Эта однозначно отрицательная реакция двух крупнейших европейских партий направлена только против одномандатной системы – или против смешанной так же?

Дионис Ченушэ: С моей точки зрения, все дискуссии велись вокруг выборов по одномандатным округам, а смешанная формула выборов не вызвала особого внимания.

Демпартия пытается имитировать реформы, а наши партнеры оказались в неловком положении

Свободная Европа: И сейчас, если будет принято окончательное решение о переходе на смешанную систему выборов, следует ожидать, как минимум, аналогичной реакции со стороны этих двух партий, или же их оценка будет менее жесткой?

Дионис Ченушэ: Не думаю, что оценка будет менее жесткой, или что заявления будут более мягкими. Просто все внимание пока было сосредоточено на одномандатной системе. Но, мне кажется, вышеупомянутым панъевропейским партиям сейчас будет сложно отреагировать еще раз, просто потому, что вопрос уже обсуждался. Поэтому я склонен усматривать во всем этом редкий талант Демпартии, которая поднаторела в искусстве скрывать свои изначальные цели, отвлекать от них внимание всех. А их изначальной целью была, насколько можно сейчас судить, смешанная система.

Свободная Европа: Для тех, кто менее знаком с архитектурой Европарламента, расскажите вкратце, что собой представляет Европейская народная партия и Альянс либералов и демократов, и насколько важна их позиция по отношению к Республике Молдова?

Дионис Ченушэ: Европейская народная партия и Альянс либералов и демократов занимают первую и, соответственно, третью строчку по политическому весу в Европарламенте. ЕНП представлена во всех политических института Евросоюза и в Совете Европы, включает в себя глав правительств ряда стран-членов Европейского союза, а также ряда стран, не являющихся членами ЕС. Следовательно, эти партии играют достаточно важную роль на европейской политической сцене. Я думаю, переданный ими сигнал предельно ясен, и он должен заставить нашу власть призадуматься.

В Восточной Европе уже становится традицией, что правящие партии принимают какие-то сомнительные законы в непрозрачных условиях

Но, опять же, как мы понимаем, финансовая поддержка связана, прежде всего, с соглашением с МВФ, по крайней мере, так было оговорено с самого начала, когда было возобновлено финансирование, приостановленное в 2015 году. Вероятно, следует исходить из того, что на тот момент МВФ пришел со сравнительно положительными оценками в плане внедрения реформ, а Демпартия сейчас пытается имитировать реформы, в том числе по искоренению коррупции в верхах.

А наши партнеры оказались в неловком положении: с одной стороны, Демпартия настойчиво пытается пересмотреть избирательную систему без полной поддержки оппозиции и, соответственно, гражданского общества, а с другой стороны, проводит какие-то реформы, в которых просматривается определенный, пусть и незначительный, но прогресс.

Следовательно, европейским партнерам трудно делать акцент на чем-то строго конкретном, скажем, на избирательном процессе, игнорируя при этом все остальные вопросы, которые демократы с таким воодушевлением продвигают в Брюсселе.

Свободная Европа: И социал-демократ Сорин Мойса, евродепутат от Румынии, представитель Прогрессивного Альянса социалистов и демократов – вторая по величине политическая группа в Европарламенте – еще до голосования в парламенте Молдовы достаточно сдержанно выражал свое отношение к намерению Демпартии пересмотреть систему выборов. (Кстати, именно г-н Майса, как докладчик Европарламента, предложил комиссии по международной торговле предоставить Молдове эту финансовую помощь в размере 100 млн евро). После этого он написал: «И я с большим вниманием буду следить за этим вопросом, т.е. за голосованием в парламенте, за позицией Венецианской комиссии и выводами совместной миссии ВК и ОБСЕ». Можно так понять, что Демпартия рискует лишиться всяческой поддержки в Европарламенте?

Дионис Ченушэ: Я думаю, социал-демократы проявили сдержанность, тогда как ЕНП и АЛДЕ выступили с единой, согласованной позицией. И, по моему мнению, сигнал прозвучал бы значительно мощнее и убедительнее, если бы он исходил от всех трех общеевропейских партий. Иными словами, с самого начала социал-демократам следовало бы дать более решительную оценку всему происходящему в Молдове.

Будет довольно трудно убедить приостановить финансирование только из-за пересмотра законодательства о выборах

Но, опять же, не надо забывать, что Демпартия Республики Молдова и Социал-демократическая партия Румынии – в некотором роде партнеры. И также надо помнить о том, что и в Румынии сегодня происходят крайне интересные события, когда партия власти, социал-демократы, попыталась внести поправки в законодательство «через черный ход». Поэтому, по моему мнению, в Восточной Европе уже становится традицией, что правящие партии принимают какие-то сомнительные законы в непрозрачных условиях.

Свободная Европа: В своих действиях демократы, как отмечали и вы, рассчитывают на то, что выделение финансовой помощи приостановить быстро попросту невозможно, это на какое-то время затянется. Евродепутаты попадутся на эту хитрость?

Дионис Ченушэ: Я считаю, что европарламентарии, курирующие Республику Молдова, прекрасно разбираются во всех тонкостях молдавской политики. Но мы говорим о взаимодействии между несколькими европейскими институтами. Помимо Европейского парламента, это и Европейская комиссия, Европейская служба внешних действий и, более того – Совет Евросоюза, то есть, национальные правительства. Поэтому общеевропейские партии должны развернуть эффективную кампанию по объединению всех этих усилий и достижению единого знаменателя в вопросе о возможном приостановлении финансирования.

Но, думаю, будет довольно трудно убедить такое множество институтов приостановить финансирование только из-за пересмотра законодательства о выборах. Для этого должны быть какие-то особые причины, что-то из ряда вон выходящее.

Для демократов вопрос стоит «или – или», третьего не дано

Вспомним 2014 год, когда сложилась известная ситуация в банковском секторе, кража века – это был мощный катализатор для радикального решения по финансированию Республики Молдова. Тогда действительно последовала дюжина решений и действий со стороны европейских партнеров, приведших к приостановлению финансирования.

Сегодня ситуация иная, и потому мне трудно представить, что ЕНП и АЛДЕ смогут убедить все европейские институты в необходимости выступить единым фронтом против решений, принятых Демпартией Молдовы.

Свободная Европа: А если Демпартия и ПСРМ решат пойти до конца и примут поправки, что произойдет, по вашему мнению? И каким будет заключение Венецианской комиссии?

Дионис Ченушэ: Очевидно, что демократы заранее просчитали все возможные последствия пересмотра законодательства о выборах. Думаю, они не остановятся, потому что понимают: угроза приостановления финансирования меньше, чем, например, в 2016 году.

Если же учесть, что они контролируют парламент, где располагают более 40 мандатами, да и финансовую поддержку получают не только от Евросоюза, но и от МВФ, – думаю, в этих условиях они пойдут до конца. Им необходимо изменить избирательную систему до следующих парламентских выборов – и они попытаются это сделать любой ценой.

Разумеется, Венецианская комиссия объективно рассмотрит эти инициативы, поэтому не думаю, что ее заключение будет положительным. Но, как я уже отметил чуть выше, для демократов вопрос стоит «или – или», третьего не дано: они либо остаются на вершине пирамиды власти, либо впоследствии станут жертвами ими же созданной системы.

XS
SM
MD
LG