Linkuri accesibilitate

Дору Петруци: «Если посмотреть на соцопросы 2015-2016 гг., картина выглядела поистине страшной»


Интервью с директором Института маркетинга и опросов IMAS

75% граждан Молдовы недовольны работой министров, а у 83% респондентов – большие претензии к депутатам; 53% довольны работой мэров, 49% положительно оценивают работу президента. Таковы данные социологического исследования, проведенного компанией Lake Reasearch Partners совместно с Институтом маркетинга и опросов IMAS по заказу Демпартии. Этот опрос отличается от других огромной выборкой респондентов – более 12 тыс. вместо обычных 1-2 тыс. По словам директора IMAS Молдова Дору Петруци, вне зависимости от заказчика, результаты соцопросов его компании всегда корректны.

Свободная Европа: Какая разница, согласно какой выборке проводится опрос, – есть тысяча с лишним респондентов – или же респондентов в десять раз больше?

Дору Петруци: Есть несколько видов отличий, и они очень существенные. Прежде всего, опрос с таким щедрым объемом выборки позволяет проводить очень глубокие исследования на региональном и даже районном уровне. Кроме того, возможен тщательный анализ, например, каждой группы электората – по возрастной категории, по этническому признаку. И, разумеется, аналитический потенциал, который обеспечивает исследование с объемом выборки более 12 тыс. респондентов, поистине огромный.

Свободная Европа: Процент неопределившихся избирателей высок?

Дору Петруци: Относительно избирательной системы не определились 16% респондентов.

На правом фланге опросы стали показывать серьезные перемены, в том числе, в оценках партии PAS и Майи Санду

Свободная Европа: Это для Молдовы много или мало? Такой же результат показывали и другие социсследования, или же процент неопределившихся снижается?

Дору Петруци: Не это показывали другие социологические исследования. Здесь очень много зависит от рабочих и методологических стандартов каждой компании. Это довольно низкая цифра.

Свободная Европа: И чем это объясняется?

Дору Петруци: Очень большим политическим предложением. Налицо очень большие изменения, которые иногда превышают 10-20% за сравнительно короткий период времени, изменения, которые происходят и на левом сегменте политической сцены, и на правом, и даже в центре, если угодно. Можем поговорить по каждому из них.

Свободная Европа: Если можно, объясните предельно кратко, о чем там вообще идет речь.

Дору Петруци: Буквально в двух словах. Если начнем с правой оппозиции и правых партий, то, разумеется, накануне предвыборной кампании 2016 года симпатии электората сосредоточились и отразились в процентах партии Майи Санду. Отсутствие четкой программы и должной подготовки на период после выборов, конечно, сделали свое дело, и на правом фланге опросы стали показывать серьезные перемены, в том числе, в оценках партии PAS и Майи Санду, которые недосчитались многих процентов.

Социалисты показывают результаты, близкие к абсолютным рекордам

К сожалению, правые партии уже не успеют их капитализировать. Сейчас Платформа «Достоинство и правда» в некотором роде вернулась к классическому счету в 5-6%, а в остальном ни у кого нет потенциала для преодоления избирательного порога.

Свободная Европа: Зато выросли проценты у демократов.

Дору Петруци: На левом фланге заметна определенная капитализация акта правления. Рост, тем не менее, очень медленный. Вероятно, он затянется на долгие месяцы, и он будет предельно зависим от работы и от достижений правительства.

Свободная Европа: Наиболее комфортные позиции по-прежнему у социалистов, которыми до недавних пор руководил Игорь Додон.

Дору Петруци: Они показывают результаты, близкие к абсолютным рекордам. Если вернуться всего лишь на три года назад, то ПСРМ набирала менее 10% накануне выборов 2014 года – и получила 20% благодаря «Нашей партии», которую сняли с дистанции. Сейчас рейтинг партии в четыре раза выше, 40% и более, плюс еще не определившиеся избиратели – и это всего за три года!

Положительная динамика, которую демонстрирует эта партия, длится уже более 12 месяцев. Разумеется, их рост объясняется еще и тем, что президент Додон сумел победить на выборах в ноябре прошлого года. Президента еще многие граждане очень тесно ассоциируют с его бывшей партией. Формально он уже не является членом партии и, по идее, должен представлять всех граждан страны, но его связи с ПСРМ очевидны. Это лидер-локомотив партии, это лидер, который и сейчас не прекратил свою предвыборную кампанию и продолжает практически безо всяких помех завоевывать все новые и новые сегменты электората.

Поэтому я и говорю, что все находится в динамике, в поисках, чем и объясняются захватывающие взлеты и падения рейтингов различных политических игроков за сравнительно короткие периоды времени.

Свободная Европа: Г-н Петруци, поговорим об избирательной системе и, в частности, о том, как именно хотят изменить формулу выборов. Реформа избирательной системы обсуждается очень широко. Вам удалось объяснить респондентам, в чем состоит суть изменений системы выборов?

Дору Петруци: Мы и не пытались объяснять, потому что это не наше дело. Наша обязанность – измерять оценку и выбор людей. Поэтому в опросе каждый вариант ответа зачитывался, следовало краткое разъяснение каждому респонденту, – одинаковое для всех опрошенных. Социологическая компания не может нести ответственность за осознание или понимание того выбора, который декларирует каждый респондент.

Свободная Европа: Например, гражданин знает, что выборы проводятся только в один тур, и что вне зависимости от итогов явки, результаты голосования будут признаны?..

Есть районы, где проевропейский выбор поддерживают 70%, но есть и такие, где сторонники евразийского курса составляют до 98%

Дору Петруци: Я скажу и другое, возможно, все гораздо проще – и оно связано с уровнем понимания наших граждан вопросов, относящихся к политической сфере. Немногим более половины граждан не знает точного числа депутатов парламента, а ведь это элементарно, и, казалось бы, все должны это знать... Но еще раз скажу: мы говорим о разных вещах, люди высказывают свое мнение и представляют свой выбор, в котором, как оказывается, они не слишком хорошо разбираются.

Свободная Европа: И это не очень хорошо.

Дору Петруци: И это не обязательно хорошо. Думаю, в этом и состояла роль информационной кампании – ознакомить людей хотя бы с одной из существующих формул выборов. Что дело идет к другому варианту, который еще и не обсуждался как следует в обществе, – конечно, это уже другой вопрос. Наверное, именно поэтому смешанную систему выборов поддержало лишь 17% опрошенных.

Свободная Европа: Но кампания по продвижению выборов по одномандатным округам ассоциируется с Демпартией?

Дору Петруци: Как показал опрос, около 40% связывают эту кампанию с Демпартией и ее лидером Владом Плахотнюком.

Свободная Европа: Несмотря на то, что не афишировалось, кто именно финансировал кампанию?

Дору Петруци: Разумеется, здесь есть два очень важных показателя. Один касается узнаваемости кампании. Провести в Молдове кампанию с уровнем узнаваемости 70% непросто, и это – несомненный успех информационной кампании политического содержания, которая не обязательно вызывает всеобщий интерес.

И второй показатель касается уровня ассоциации. Разумеется, здесь очень важно, какие действия предприняли, какие месседжи передавали политические оппоненты. Потому что они создали максимально прочную связь между кампанией, Демпартией и Владом Плахотнюком.

Должность мэра – не самая легкая и не самая заманчивая, особенно, в крупных городах, – в Бельцах, Кишиневе и Оргееве

Свободная Европа: Какие же тогда выводы должны сделать и наши политики, и наши граждане?

Дору Петруци: Выводы разные, все зависит от того, каких именно политиков вы имеете в виду.

Свободная Европа: И тех, кому нравятся результаты социологических опросов, и тех, кто от них не в восторге.

Дору Петруци: Мне было бы крайне любопытно посмотреть, кого и на какие поступки подвигнет этот огромный аналитический материал. Какие меры будет предприниматься, например, в северной зоне, где опять подтверждается, как и на президентских выборах, что у ПСРМ рейтинг не очень высокий, где снова подтверждается, что центр страны по-прежнему поддерживает проевропейский курс страны, где вновь проявляются все те отличия, которые есть у нас с севера на юг и с востока на запад.

Есть районы, где проевропейский выбор поддерживают 60 и даже 70% населения, но есть такие, где сторонники евразийского курса составляют до 98%. Отличия поистине огромные.

Весь политический класс должен был бы задаться вопросом, а действительно ли эта неоднородность полезна для страны и для нас всех? Или же ситуацию лучше как-то выравнивать? Это один из выводов, к которым, я надеюсь, придут политики. Это один из результатов, которые отражают оценку работы мэра по сравнению с центральными органами власти.

Мне хотелось бы видеть, что партии и кандидаты все чаще используют экспертизу

Здесь налицо очень большие отличия, хотя в эти дни и подтверждается тот факт, что должность мэра – не самая легкая и не самая заманчивая, особенно в крупных городах, где вы сами знаете, какова ситуация, – в Бельцах, Кишиневе и Оргееве. При всем при этом мэр остается наиболее предпочтительным и максимально вызывающим доверие политиком, он ближе всех к рядовым гражданам, и неслучайно свыше 40% респондентов считают, что на уровне села и района, в котором они проживают, дела идут в правильном направлении.

По мере того, как политик отдаляется, сильно растет его негативное восприятие со стороны избирателей. И я думаю, что центральным органам власти придется очень многое исправлять, благо у них сейчас есть ясная картина по каждому району в отдельности.

Сейчас уже не пройдут отговорки а-ля «это всего лишь опрос», «это на национальном уровне», «не знаем, где именно следует вмешиваться», и так далее. Нет. Сегодня можно работать на уровне каждого района, с каждой возрастной группой в отдельности, мы знаем, что думают и чего хотят граждане.

Свободная Европа: А базу данных можно опубликовать?

Дору Петруци: База данных принадлежит заказчику исследования, он имеет к ней доступ и обрабатывает полученные результаты. Это, я считаю, и переводит нас в более цивилизованную плоскость. И необязательно лишь потому, что я работаю в данной области: мне хотелось бы видеть, что партии и кандидаты на высокие должности все чаще используют экспертизу. Потому что это в их интересах – отвечать пожеланиям граждан.

Опросы представляют собой один из самых скоропортящихся продуктов

Свободная Европа: Но если бы этот опрос провели по заказу другой партии, то результаты оказались бы другими?

Дору Петруци: Нет, конечно же, нет! Если речь идет об одном и том же исполнителе, в частности, об IMAS, который собирал данные, то ответ однозначен. Наша компания работает на любого, кто запрашивает такой вид услуг, независимо от имен. А у нас нет каких-либо предпочтений, мы не вправе иметь предпочтений ни в политических вопросах, ни в вопросах мобильной связи, ни в производстве шоколада, пива, и так далее... Мы должны быть нейтральными и беспристрастными.

Свободная Европа: Каков же ваш вывод как социолога: Молдова идет в неправильном направлении, Молдова движется в правильном направлении?..

Дору Петруци: Ситуацию можно рассматривать с разных точек зрения. Если посмотреть на соцопросы 2015-2016 гг., то картина выглядела поистине страшной. По большинству показателей негативное восприятие доходило до 90-95%.

Мы переживаем переходный период от крайне негативного восприятия к нейтральным и едва-едва позитивным оценкам

Свободная Европа: Если бы соцопрос провели после того, как либералы вышли из коалиции, то и результаты могли бы быть иными…

Дору Петруци: Несомненно, поэтому опросы, если можно так выразиться, представляют собой один из самых скоропортящихся продуктов.

Свободная Европа: Итак, что вы скажете о направлении, в котором движется Молдова?

Дору Петруци: Если взять общие показатели, то во время предвыборной кампании 2016 года положительно оценивали направление 5-6% респондентов. Были и более оптимистичные опросы, но это тот вал оптимизма «медового месяца» после выборов, когда около 30% считали, что направление верное. Сейчас картина стабилизуется где-то на уровне 18-19%, есть уже несколько исследований, которые указывают на этот «потолок».

Если в двух словах, то я бы сказал, что мы переживаем переходный период от крайне негативного восприятия к нейтральным и едва-едва позитивным оценкам. Но, разумеется, общая картина остается еще негативной, с очень большим процентом недовольства и разочарования.

XS
SM
MD
LG