Председатель Демпартии Влад Плахотнюк заявил, что его партия намерена представить законопроект о противодействии российской пропаганде на телевидении. Между тем, представители СМИ скептически относятся к подобной «жертве» со стороны лидера демократов, который уже более десятка лет ретранслирует в Молдове российский Первый канал – самый популярный и наиболее пропагандистский. Инициативу демократов комментирует председатель КСТР.
Свободная Европа: Г-н Викол, проект закона о противодействии российской пропаганде на телевидении поступил в парламент. Документ предполагает не закрытие российских каналов, а лишь ограничение вещания передач пропагандистского характера. С другой стороны, профессионалы в сфере СМИ, в частности, исполнительный директор Ассоциации независимой прессы Петру Маковей, опасаются, что эта инициатива так и останется на бумаге. Вы что думаете?
Драгош Викол: Прежде всего, это реальность, от которой нельзя убежать, это конкретная наша действительность, продиктованная сложившейся ситуацией, особенно, на границах Республики Молдова – но, в целом, это характерная ситуация для всего европейского пространства. Когда я это говорю, я имею в виду как раз то, на что обратили внимание и вы – эскалацию российской пропаганды.
С этой точки зрения проект закона о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио допускает трансляцию телерадиопрограмм, произведенных в странах ЕС, США, Канаде и государствах, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном вещании. Сегодня мы говорим всего лишь о проекте, до окончательного варианта закона еще далеко.
На пути этого закона могут появиться определенные трудности
Я думаю, в парламенте Республики Молдова последуют горячие дебаты, учитывая, что, к сожалению, в нашем информационном пространстве много каналов, ретранслируемых из России, которые потчуют нас далеко не самой объективной и достоверной информацией. Поэтому скажу еще раз: никаким телеканалам, независимо от страны происхождения, отзыв лицензии не грозит – до тех пор, пока они соблюдают нормативные рамки. Речь идет исключительно о запрете программ информативно-аналитического характера и военной тематики.
Свободная Европа: Вспомним о схожей инициативе, которую демократы однажды уже пытались провести; эта инициатива подверглась критике, в том числе со стороны ОБСЕ, которая увидела в ней лазейки для нарушения международных стандартов свободы прессы и свободного обращения информации. Почему кишиневские политики возвращаются к этой теме?
Пропаганда набирает обороты и становится все более токсичной, все более едкой
Драгош Викол: Я не могу быть рупором кишиневских политиков, но, как рядовой гражданин, считаю, что попытка демократов вернуться к этому вопросу действительно продиктована сложившейся реальностью, особенно, в Украине.
Свободная Европа: Почему российская пропаганда набирает обороты, принимает более острый характер?
Драгош Викол: Действительно, пропаганда набирает обороты и становится все более токсичной, все более едкой и ядовитой, обостряется с каждым днем, особенно, в контексте последних событий на нашей границе с Украиной. С этой точки зрения необходимы срочные меры по противодействию, потому что дезинформация и пропаганда в Республике Молдова принимает угрожающие масштабы.
Свободная Европа: В дорожной карте, согласованной в феврале прошлого года между Кишиневом и Брюсселем, шла речь о невыполненных пунктах повестки Соглашения об ассоциации с ЕС. По части СМИ Евросоюз требовал улучшить законодательство, ограничить концентрацию СМИ в одних руках – и не о российской ли пропаганде шла там, по сути, речь?
Драгош Викол: В том числе, и о российской пропаганде, если прочесть между строк, ведь рассредоточение и демонополизация СМИ как раз и предполагает пресечение пропаганды, идущей с Востока, особенно, из Российской Федерации; это и значит – противодействие дезинформации и пропаганде.
Мы находились в состоянии перманентных выборов, и законы в области телерадиовещания предпочитали не трогать
Я твердо уверен, что ваши радиослушатели в курсе всей информации, которая идет по каналам Sputnik, Russia Today и в европейском пространстве. И я бы отметил в этом плане заявление президента Франции Макрона, который осадил Путина, заявив, что это не источники информирования, а самые настоящие орудия для обработки мозгов.
Поэтому мне кажется, что действия кишиневских политиков содержат и элемент, направленный на предотвращение определенных угроз, с которыми сталкивается, в том числе, и европейское общество.
Сейчас очень многое зависит от того, как будут сформулированы эти предложения в законе о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио. Должен сказать, что, в конечном счете, важно принять новый Кодекс, поскольку действующий уже устарел. И хочется верить, что в новом Кодексе телевидения и радио, который, я надеюсь, будет принят до конца этого года, найдут отражение наиболее важные проблемы в области телевидения и радио, а также появятся схожие с европейскими нормами механизмы, направленные на устранение таких негативных явлений, как российская пропаганда и дезинформация.
Свободная Европа: Г-н Викол, ситуацию на отечественном рынке телевидения и радио вы описываете как крайне сложную, насколько я понимаю. Тем не менее, как дело до этого дошло? И насколько велика ответственность КСТР? Как, например, получилось, что 80% контента вещания на молдавском рынке идет из России – такую оценку давал немного раньше сам КСТР. Как дошло до столь высокого уровня пропаганды, и не КСТР ли должен следить за тем, чтобы она не достигала подобных размеров?
Драгош Викол: Вы правы, это наша ответственность. Разумеется, можно сослаться на отсутствии у нас необходимых рычагов для того, чтобы коренным образом повлиять на ситуацию, но это не оправдание. Тот арсенал мер, которым мы располагаем, предусмотренные законом санкции, штрафные взыскания, которые мы вправе применять, – в конечном счете, это единственная возможность пресечь такие злоупотребления, как пропаганда и промывание мозгов.
Многие каналы, особенно, ретранслирующие передачи пропагандистского характера, уходили от наказания и продолжали манипулировать
Что касается 80% контента, который идет из Российской Федерации, действительно, это результат того, что политический класс в целом – не правящий альянс, не оппозиция, а именно политический класс в целом – последние четыре года игнорировал эту область, потому что мы находились в состоянии перманентных выборов, местных, парламентских или президентских, и законы в области телерадиовещания предпочитали не трогать.
Свободная Европа: Вы говорите, что у КСТР нет рычагов. Вы пытались их получить, или только собираетесь это сделать?
Драгош Викол: Мы требовали предоставить нам такие рычаги, и должен сказать, что, как мне кажется, именно штрафные взыскания за несоблюдение норм наиболее эффективны. Проект закона, предоставленный в наше распоряжение, содержит пункты, которые касаются обеспечения информационной безопасности. В частности, этому вопросу посвящен новый пункт статьи 9, согласно которому, нарушение требований влечет штрафные санкции в размере от 40 тыс. до 70 тыс., при повторном нарушении.
Свободная Европа: Вы хотите сказать, что именно безнаказанность привела к нынешней ситуации?
Драгош Викол: Это одна из главных причин, потому что действовавший ранее порядок наложения штрафных взысканий предусматривал возможность оспорить наше решение в течение года, или даже двух, и в этих условиях многие каналы, особенно, ретранслирующие передачи пропагандистского характера, различными методами уходили от наказания и продолжали манипулировать, искажать действительность в нашей стране, пристрастно представлять события в Российской Федерации.
Свободная Европа: Один из главных упреков в адрес авторов инициативы состоит в следующем: допустимо ли заниматься пропагандой и манипулированием дома – и при этом бороться с внешней пропагандой?
Cоциалисты крайне эффективно использовали все возможности, которые предоставляет законодательство, так что мы не смогли, при всех стараниях, обнаружить каких-то нарушений
Драгош Викол: Мне бы не хотелось переводить проблему в политическую плоскость, но, как председатель КСТР, уверяю вас: независимо от того, кто является владельцем того или иного канала, независимо от того, какие политические интересы преследует тот или иной политик Республики Молдова, мы будем применять букву и дух закона ко всем, кто будет пытаться нарушить закон о внесении изменений и дополнений в Кодекс о телевидении и радио.
Но на данный момент перед нами стоит другой вопрос: промульгирует ли этот закон президент?
Свободная Европа: Есть на этот счет сомнения?
Драгош Викол: Каких-то конкретных сомнений или подозрений нет, но, я думаю, на пути этого закона могут появиться определенные трудности, связанные с тем, что для отдельных политических игроков он станет ограничительным элементом. Но мне бы не хотелось пускаться в политические дискуссии, и, поскольку КСТР является аполитичным институтом, я воздержусь от комментариев на этот счет.
Свободная Европа: Вы имеете в виду, наверное – я могу спросить, так как вправе докопаться до сути – имеете в виду социалистов. Так вот, в отношении социалистов и КСТР часто возникает следующий вопрос: как так получилось, что менее чем за год социалисты получили три телеканала и, если не ошибаюсь, одно рекламное агентство?
Драгош Викол: Рекламное агентство не входит в сферу нашей компетенции, но что касается телеканалов, то все очень просто: социалисты крайне эффективно использовали все возможности, которые предоставляет действующее законодательство, так что мы не смогли, при всех наших стараниях, обнаружить каких-то нарушений, которые позволили бы отклонить их ходатайства.
Пакет документов и все представленные материалы, в том числе, обязательство обеспечить высокий процент отечественного контента – все было без изъянов, так что мы не смогли не выдать им эту лицензию. Более того, впоследствии мы проводили неоднократные мониторинги и проверки, были вынесены и определенные санкции, но все это не давало основательных причин для их репозиционирования или пересмотра принципов подготовки и подачи информационных передач, прежде всего.
Так или иначе, я считаю, что этот проект закона созвучен стратегии информационной безопасности Республики Молдова, принятой в 2011 году, и защита общества от возможных попыток дезинформации и пропаганды будет обеспечена именно с помощью этого инструмента.