Linkuri accesibilitate

Думитру Алайба: «Я не верю, что эта власть в состоянии вернуть доверие граждан»


Чем власть пытается компенсировать отсутствие реформ, или когда Молдова получит 100 млн евро от ЕС?

Европейский комиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнес Ханн заявил, что Молдове осталось выполнить еще два главных условия для того, чтобы Брюссель предоставил первый транш обещанной микрофинансовой помощи в размере 100 млн евро: обеспечить полную функциональность национального органа по неподкупности и выделить дополнительные бюджетные средства на борьбу с коррупцией. В Брюсселе, отвечая на вопрос корреспондента Свободной Европы, Ханн подчеркнул, что если эти условия будут выполнены до конца мая, а МВФ в июне даст положительное заключение по Молдове, есть шанс получить первый транш от ЕС до летних каникул, то есть, уже в июле. «Если же нет, то вопрос будет перенесен на осень», – добавил Ханн, который подчеркнул, что в этом случае помощь опоздает примерно на год. Об отношениях Молдовы с Европейским союзом – координатор программ Центра политик и реформ Думитру Алайба.

Свободная Европа: Известны заявления европейских чиновников по поводу макрофинансовой помощи. Кишиневу осталось выполнить два условия для получения первого транша из обещанных 100 млн евро. Как вы считаете, когда поступят деньги?

Думитру Алайба: Очень многое зависит от расторопности власти, ведь она, в конечном счете, взяла на себя серию обязательств, которые нужно выполнить. Деньги могли бы поступить более года тому назад, и они давно должны уже работать на страну, – но были другие приоритеты. Когда именно они поступят? Тогда, когда все увидят, что обещанные реформы выполнены. Вспомним, полгода назад представители официального Кишинева утверждали, что первые десять условий уже выполнены…

Свободная Европа: Первые десять условий?

В одночасье были найдены деньги на кишиневскую арену – проект, о национальной важности которого два месяца назад мы и не подозревали

Думитру Алайба: Да. Правда, в подробности на этот счет они вдаваться не стали. А мы вникли в детали, и могу сказать, что оценки есть разные. Наше мнение таково: три из этих десяти условий точно нельзя считать выполненными, два других – под большим вопросом.

Свободная Европа: Какие три условия не выполнены?

Думитру Алайба: Например, нельзя считать выполненным условие насчет прозрачности госпредприятий. Инженеры законотворчества внесли такие поправки, что в результате лишь 23 из более чем 800 госпредприятий подпадают под новую реформу. Это не реформа!

Идея была в том, чтобы обеспечить прозрачность в тех областях, где коррупция особенно процветает. Но на госпредприятиях ни о какой прозрачности и речи быть не может, там утверждение кадров проводится любыми методами, но только не по принципу меритократии.

Свободная Европа: Еврокомиссар г-н Ханн говорит, что не выполнены два условия, и называет Национальное агентство по неподкупности (ANI), которое должно быть полностью функциональным, и выделение дополнительных бюджетных средств на борьбу с коррупцией…

Думитру Алайба: И это тоже, это у меня идет вторым пунктом. Насчет ANI сказано предельно ясно: назначение руководства, председателя и вице-председателя – это есть. А следующее требование – обеспечение достаточными людскими и финансовыми ресурсами – не выполнено. Так что это условие тоже можно считать невыполненным. И объяснение наших руководителей по поводу отсутствия денег неприемлемы ни для нас, ни для европейцев. Потому что как видим, на разную ерунду деньги находятся.

Неожиданно, буквально в одночасье, были найдены деньги на кишиневскую арену – проект, о национальной важности которого два месяца назад мы и не подозревали! Сейчас вот деньги в оперативном порядке нашли. Поэтому вначале нужно выделить средства для агентства, оно должно заработать, а потом уже оценивать, действительно ли все выполнено. И принимать решение, выделять помощь или нет.

Свободная Европа: Устами премьера власть заверила, что и эти условия будут выполнены до конца месяца, а г-н Ханн уточнил, что в этом случае в июле первый транш помощи может поступить в Кишинев.

Полгода мы не можем увидеть десять поэтапных действий, и это не какие-то мега-реформы, это не механизмы и стратегии, это самые простые процессы

Думитру Алайба: Г-н Филип говорил в точности те же слова: «до конца 2017 года». Давайте еще раз посмотрим и оценим, действительно ли условия выполнены, или же все как в прошлый раз. Ведь эти законы были приняты! Например, по госпредприятиям утверждены в ноябре прошлого года, и наверняка об этом сообщили в Брюссель – но только реальность оказалась немного иная. Поэтому я думаю, что июнь – это слишком оптимистично, потому что мы должны увидеть Monitorul Oficial, увидеть, как все опубликовано, промульгировано и т.д., затем нужно будет провести еще одну оценку, посмотреть, соответствует ли все сказанное действительности – и как все это будет работать.

Свободная Европа: Да, но ведь приедет миссия МВФ. Международный валютный фонд подготовит отчет по Республике Молдова, отчет ожидается положительным, и тогда шансы на получение первого транша возрастают?

Думитру Алайба: Шансы были всегда. Не надо считать, что мы, представители гражданского общества, обрадуемся, если Молдове откажут в этих деньгах. Мы понимаем, что эти средства крайне нужны. Но когда реформы не проводятся, а все ждут только денег, – это мы уже проходили, мы это видели на протяжении не одного года.

И посмотрите к чему мы пришли? Так нельзя! Тут должен работать принцип: нам – деньги, мы – реформы, в противном случае коррупция будет только процветать и разрастаться. И именно это происходит на наших глазах, мы видим, как Молдова деградирует в международных рейтингах, видим, что жизнь людей нисколько не улучшается, – по той простой причине, что деньги выделяются безоговорочно, ничем не обуславливаются.

Свободная Европа: Однако, судя по настроениям и оценкам властей, кабмин может обойтись и без этих денег?

Думитру Алайба: Если, как говорил Андриан Канду, троллейбусы еще едут, – это называется обойтись? Нет, я не думаю, что картина, которую мы видим, может нас удовлетворять. Да, до банкротства страны дело не дошло, но люди бедствуют, нищета усугубляется, и ситуация нисколько не улучшается.

Тот факт, что мы живем на грани существования, тот факт, что финансирование выделяется – лишь бы удержать страну на плаву… Этого недостаточно, и с этим мириться нельзя. Мы можем достичь гораздо большего, при условии, что будут проведены реформы и самая элементарная зачистка системы.

Свободная Европа: В Брюсселе официальный Кишинев и критиковали, и хвалили. Европейские чиновники положительно оценили шаги, предпринятые Республикой Молдова в сфере урегулирования приднестровского конфликта, и призвали правительство продолжить реформы. Вместе с тем, Брюссель подтвердил свое сдержанное отношение к смене избирательной системы, которая будет использоваться осенью на парламентских выборах.

Был проведен ряд реформ, которые работают. Но их постоянно пытаются представить как альтернативу расследования кражи века!

Думитру Алайба: И которая еще неизвестно как будет функционировать на практике! Аргументов у нас нет, зато есть четко нарушенная процедура – без консенсуса, без дебатов, без соблюдения рекомендаций Венецианской комиссии... Серьезных последствий этой реформы мы пока не видим, мы получим их после выборов, когда уже будет поздновато, но мы выйдем после выборов и скажем: «Именно об этом мы вас предупреждали, именно это мы говорили».

Поэтому и Евросоюз не может быть слишком категоричным в отношении избирательной системы, дело в том, что реальные последствия себя еще не показали, но все знают, что это опасно для демократии, все знают, что в выигрышной ситуации оказываются политические силы, процветающие на коррупции, – будем называть вещи своими именами. А когда мы окажемся перед свершившимся фактом, боюсь, будет поздно для заявлений. Вот такая ситуация…

Свободная Европа: Я процитирую и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, которая сказала, что Республике Молдова необходимо провести реформы в полном объеме, прежде всего, в сфере юстиции, энергетической области и в сфере бизнеса, нужно бороться с коррупцией и ускорить завершение расследования банковского скандала. Могерини отметила, что она не может понять, чем вызваны такие задержки…

Думитру Алайба: Четыре года уже, четвертый год, как об этом узнали!.. И все еще можно продолжать список мер, которые необходимо предпринять для того, чтобы навести порядок в этой стране. Невольно возникает вопрос: то, что происходит, – это действительно хорошо? Ответа на него нет, и потому дебаты все не стихают.

Свободная Европа: Что, по вашему мнению, должна предпринять власть, чтобы не только не лишиться окончательно доверия граждан, но и, наоборот, вернуть его?

Думитру Алайба: Власть?

Свободная Европа: Да. Что она будет делать, скажем, после этого заседания Совета по ассоциации ЕС-РМ?

Думитру Алайба: Я не верю, что эта власть в состоянии вернуть доверие граждан. Поэтому я позволю себе переформулировать ваш вопрос: что она могла бы сделать? Думаю, ей пора выходить из этого состояния отрицания. Состояние отрицания – это когда не признаешь проблему в себе самом, руководствуешься принципом «нападение – лучший способ защиты», жонглируешь политическими дискурсами, прибегаешь к недостойным методам.

Не знаю, способна ли власть выйти из этого состояния, потому что ситуация осложняется с каждым днем. И я не знаю, что бы она могла сделать. Например, надо взяться за эти десять реформ; из 28-ми условий – эти самые простые. Полгода мы не можем увидеть всего-то десять поэтапных действий, и это не какие-то там мега-реформы, это не механизмы и стратегии, это самые простые процессы: один – в ANI, один – в Счетной палате, еще один закон, качественно разработанный, принятый и внедряемый по всем правилам… Всего десять пунктов!

Ты заказывал в ресторане чашку кофе, а тут подходит официант и говорит: «Нет, вы хотите чашку чая!»

Правящий альянс, где нет внутренней оппозиции и внутренней борьбы, в течение полугода проявляет неспособность – или нежелание – выполнить эти десять задач. Десять самых простых шагов, ведь следующие десять несравненно более сложные. Поэтому мы и говорим, что Евросоюзу не следует высвобождать деньги, пока ЕС не увидит на самом деле, что первые десять условий выполнены. Возможно, ко второму траншу и можно будет и закрывать глаза, – но ко второму, а не сейчас. Потому что, если закрыть глаза сейчас, значит, так будет и ко второму траншу, и к третьему, и вообще. Украинцам вон отменили последний транш макрофинансовой помощи в ноябре прошлого года…

Свободная Европа: Но, тем не менее, власти удается компенсировать доверие в глазах внешних партнеров, например, усилиями по сближению двух берегов Днестра?

Думитру Алайба: Предпринимаются попытки компенсировать отсутствие реформ самыми разными способами. Я не думаю, что так трудно было договориться с Тирасполем по поводу регистрационных номеров автомобилей – за пятнадцать-то лет! Или показать готовность противодействовать пропаганде, или вот напринимать законы, которые не работают, и т.д. Именно это пытаются нам продемонстрировать в качестве альтернативы, точно так же, как пытаются представить реформы… Здесь я должен признать, что действительно, был проведен ряд реформ, которые работают, в частности, в банковском секторе, это правда, и мы это признаем. Но их постоянно пытаются представить как альтернативу расследования кражи века!

Поэтому мы должны проявлять бдительность и не соглашаться на такие подмены. Иными словами, предпринимаются попытки отвлечь наше внимание какими-то второстепенными вопросами, если сравнить их с той огромной проблемой, имя которой – коррупция. Знаете, это примерно то же самое, как если бы ты заказывал в ресторане чашку кофе, а тут подходит официант и говорит: «Нет, вы хотите чашку чая!» Примерно так у нас пытаются действовать.

XS
SM
MD
LG