Linkuri accesibilitate

Генадие Косован: «Рогозин — один из наемников, воевавших против Республики Молдова»


Президент Игорь Додон пригрозил массовыми протестами после того, как рейсовому самолету с российским вице-премьером Дмитрием Рогозиным на борту запретили заходить в воздушное пространство Румынии. Додон заявил: «Кишинев –пешка в этой игре. Кишинев и Бухарест — часть геополитической игры Запада и НАТО, направленной против России». Параллельно ветераны конфликта на Днестре проводили акцию протеста в Кишиневском аэропорту. Они требовали объявить российского вице-премьера персоной нон грата в Молдове. Бывший замминистра внутренних дел Геннадий Косован считает, что Рогозину в Кишиневе не рады, так как российский политик не уважает Республику Молдова.

Свободная Европа: Российский вице-премьер Дмитрий Рогозин, который летел в Кишинев на встречу с президентом Додоном, в Молдову так и не попал. Но вы были в аэропорту Кишинева, намереваясь сорвать его визит. Чем продиктованы ваши действия?

Генадие Косован: Г-н Рогозин был одним из наемников, который воевал с оружием в руках против Республики Молдова на стороне террористических сил Приднестровья, потому что сепаратизм – это одна из форм и движущая сила терроризма. Поэтому мы не могли этого допустить. Мы, с оружием в руках защищавшие в 1992 году независимость и территориальную целостность Республики Молдова, вправе сказать «нет!» Рогозину и «нет!» Додону, который ведет себя как губернатор Бессарабии, назначенный Москвой. Его действия – открытый вызов в наш адрес. Как можно возлагать цветы под стенами Бендерской крепости, откуда нашим солдатам стреляли в спину? Мы шли в рукопашную, а оттуда нас расстреливали… Как может глава государства возлагать там цветы?!

Свободная Европа: Г-н Додон отреагировал и заявил, что вы – оплачиваемые комбатанты, что вас специально направили в международный аэропорт Кишинева с целью сорвать визит Дмитрия Рогозина – и даже назвал вас «комбатанты в камуфляже, ромынаши-унионисты».

Генадие Косован: Лично я на БТР в 92-м году 17 раз ходил в атаку против российских казаков и танков с российским флагом на башнях. Слова Додона еще больше раскалывают наше общество, но мы решили оставить в стороне личные амбиции, сплотиться – и сказать «нет!» Рогозину и «нет!» Додону, потому что путь, который он пытается навязать Молдове, ведет обратно в Советский Союз.

Украинский сценарий задумали именно они, российские проимперские силы

Свободная Европа: Вас кто направил в аэропорт – власти?

Генадие Косован: Нет. О том, что приедет Рогозин, мы узнали недели три назад. Нас никто к этой акции не подталкивал, ни правящая коалиция, ни та или иная партия. Мы даже выступили с заявлением, что это будет гражданское движение, патриотическое, призванное в эти трудные минуты сплотить наше общество, в частности, ветеранов войны на Днестре. Додон ответит за эти обвинения, если он продался Москве, то это не значит, что все в этой стране продажны.

Свободная Европа: Со своей стороны, г-н Додон говорит, что это вы ответите за свои незаконные, по его мнению, действия…

Генадие Косован: Знаете, я готов ответить за свои действия. Ни один мой шаг не выходит за рамки законодательства Республики Молдова.

Свободная Европа: Он говорит, что вы останавливали машины, в том числе машину аппарата президента, и проверяли, кто там сидит. Это так?

Генадие Косован: Додон просто… Он рассказывает небылицы. И именно эти его действия делают нас еще сильнее. Я готов на все.

Свободная Европа: Он не исключает повторения украинского сценария.

Генадие Косован: Украинский сценарий задумали именно они, российские проимперские силы. И в 2014 году, когда Республика Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Евросоюзом, Российская Федерация развязала на территории Молдовы гибридную войну. Мы забили тревогу еще в 2013-м, в том числе в ваших передачах мы пытались предупредить, что назревает гибридная война.

Почему он до сих пор не стукнул кулаком по столу и не сказал: «Господа сепаратисты, или как вас там, вы собираетесь платить за газ?»

Вспомним, кража миллиарда – это была экономическая диверсия против государства. Практически, вся национально-патриотическая элита была… Нет ни одного человека, которого бы косвенно не коснулся этот миллиард. И где основная масса денег? В России! Почему Додон при таких-то связях с Путиным не пытается получить информацию на этот счет? Почему? Ведь те деньги и сейчас используются против Республики Молдова.

Свободная Европа: На брифинге Игорь Додон заявил, что несмотря на то, что российский вице-премьер Дмитрий Рогозин не смог приехать, он лично готов участвовать в мероприятиях по случаю 25-летия прекращения кровопролития на Днестре.

Генадие Косован: Как могут быть миротворцами те, кто участвовал в этой войне?

Свободная Европа: Там миротворцы трех сторон, они обеспечивают мир на Днестре…

Генадие Косован: Как Додон может позволять себе награждать медалями Республики Молдова приднестровских наемников, так называемых миротворцев, которые с 1992 года не позволяли нам применять закон, применять Конституцию на этом пространстве, а, напротив, поддерживали и подпитывали сепаратизм? Что мы имеем на сегодняшний день? Современную армию сепаратистов, у них четыре бригады, организованные по принципам российской армии, батальоны спецназа, военная техника, модернизированная, к сожалению, с помощью Украины.

Как г-н Додон встречается с этим преступником, как подает руку Красносельскому?!

При предыдущей власти они модернизировали всю боевую технику; они не миротворцы, не посредники, которые собрали бы нас за стол переговоров и помогли бы решить проблему. Посмотрите, с 92-го года мы потеряли Бендеры – там фактически находятся военные силы. В соответствии с соглашением о прекращении огня от 21 июля 1992 года, ни один военный не должен находиться в Бендерах. Правопорядок должен поддерживать кто? Полиция вместе с их так называемой милицией. И что сейчас мы имеем? Бендеры мы практически сдали, Коржево сдали. Или возьмем Кочиеры – мои собратья по оружию до сегодняшнего дня так и не имеют доступа к своим земельным наделам…

Свободная Европа: Но г-н Додон именно об этом и говорил – что он готов решать проблемы…

Генадие Косован: Ну, и на здоровье. Он редкий хитрец. Посмотрите, под ширмой каких-то конкретных проблем он практически преследует одну-единственную цель: заручиться широкой поддержкой приднестровских сепаратистов ввиду предстоящих в 2018 году парламентских выборов.

Почему он до сих пор не стукнул кулаком по столу и не сказал: «Господа сепаратисты, или как вас там, вы собираетесь платить за газ?» Красносельский подписал указ, согласно которому всем участникам войны на Днестре будут выдавать по 10 кубометров или что-то в этом роде газа бесплатно. Но это за наш счет.

Додон, вот где надо наводить порядок! Привлеките к ответственности Красносельского, который в 2007 году организовал нападение на избирательный участок в Коржево. Я тогда вместе с г-ном Головачем из министерства внутренних дел отвечал за проведение выборов. Нас избили, урны для голосования разбили, избирательные бюллетени сожгли. Этой операцией руководил Красносельский.

Было заведено уголовное дело. Лично я получил телесные повреждения. Уголовное дело, объявлен в международный розыск… Как г-н Додон, который хочет быть моим президентом – как он встречается с этим преступником, как подает руку Красносельскому, который является преступником?! Воспрепятствование праву гражданина участвовать в выборах – это особо опасное преступление. И то, что он говорит, – сплошная ложь.

Мы больше не намерены мириться с выходками Додона

Свободная Европа: Но ведь диалог между двумя берегами Днестра необходимо продолжить, чтобы, в конечном счете, найти урегулирование приднестровского вопроса?

Генадие Косован: Возникла крайне непростая ситуация. Посмотрите, война в Приднестровье, война в Луганске и Донецке – практически, они сделаны под копирку, с незначительными нюансами, – там появился интернет, другие технологии, но практически суть не изменилась. В Приднестровье что мы имели? Нападения на правоохранительные органы, на конституционные органы Молдовы. И мы допустили непростительную ошибку – вместо того, чтобы поступить как украинцы, объявить эту зону оккупированной имперскими силами…

Свободная Европа: Надо сейчас Кишиневу договариваться с Тирасполем и искать общий знаменатель в приднестровском урегулировании?

Генадие Косован: Да, сейчас нам надо договариваться, надо поддерживать людей доброй воли, но с преступниками нечего… Посмотрите, сколько переговоров было со Смирновым, только Лучинский сколько раз с ним встречался – и что в итоге? Мы только теряли. Сегодня мы уже прячем у себя Шевчука. Практически, ни одна проблема не была решена, напротив, с каждым днем клубок запутывается еще больше.

Поэтому я считаю, что две стороны, которые находятся в состоянии войны, – Украина и Россия – не могут быть у нас миротворцами, и я поддерживаю идею о том, что Молдова нуждается в миротворческой операции под мандатом Евросоюза. Интересно, почему из миротворческого формата вытеснили Румынию?

Мы не испугались в 92-м, не спасовали перед российскими танками; мы и сегодня не боимся ни танков, ни Додона

Свободная Европа: Видите ли, чем больше вы настаиваете на Румынии, тем в большую ярость приходит Игорь Додон. Он даже несколько раз повторял формулу «комбатанты – унионисты» и подчеркивал, что именно по милости Румынии визит Рогозина в Республику Молдова не состоялся. Это может негативно отразиться на отношениях между Кишиневом и Бухарестом?

Генадие Косован: Нет-нет, потому что мы больше не намерены мириться с подобными выходками Додона.

Свободная Европа: Дело может дойти до гражданского противостояния, ведь г-н Додон заявил о готовности призвать своих сторонников выйти на улицы?

Генадие Косован: Кто – и кого призовет? Мы знаем его сторонников, это сельские жители, которые поддержали его от отчаяния, их к этому вынудила нищета, надежда на то, что с Додоном вернется хлеб за 16 копеек и колбаса за два рубля, которую обещали и коммунисты. Тщетные надежды! Слова – это еще не дела.

Но если они все-таки пойдут ва-банк, вспомните это интервью – они разделят судьбу Януковича. И окажутся где-то в Якутии, где, может, найдется какая-то должность для них. Пусть они нас не пугают. Мы не испугались в 92-м, не спасовали перед российскими танками; мы и сегодня не боимся ни танков, ни Додона.

XS
SM
MD
LG